главная

ЕПАРХИАЛЬНЫЕ

ГОРОДСКИЕ

БЛАГОЧИНИЯ АВТОРСКИЕ

"ЦЕРКОВНОЕ СЛОВО"


КРЕСТ

Без креста, который надевают на нас при крещении, может ли обойтись человек? Может, конечно. Не умрет человек – сколько таких ходит в мире! – но умирает постепенно душа. Без креста открыта она всем ветрам зла, прошивают ее стрелы сатанинские, одолевают прилоги диавольские. Без креста треплет ее буря черная, бросает из стороны в сторону, увлекает в бездну, поднимает под облака и, поиграв на воздушных течениях, низвергает в самую глубокую пропасть и раздробляет об острые утесы грехов. Томится и мятется тогда человек, не находит места, не имеет покоя; теплой полосой ложится ему на сердце колокольный звон; идет человек к церкви, идет человек в церковь, молится, упивается сладкими звуками молитв, но и в храме Божием без креста остается душа незащищенной. Крест – это ключ, которым запирается вход в душу силам тьмы.

А осенение крестом? И в нем – та же сила. Не может человек сделать ни шагу без него. С благодарностью и надеждой, в благоговении и сердечном трепете, бережно, не спеша, со вниманием многим, представляя мысленно распятие, - как величайшей драгоценностью, осеняем мы себя крестом Господним, вставая утром и знаменуя тем самым свой вход в новый день. Крест сопутствует молитве; с ним, обращаясь за благословением к Богу, мы отправляемся в путь и начинаем любое благое дело; с ним, творя молитву, мы входим в храм и выходим из храма Божия; и отходим ко сну. И мало ли случается в жизни надобности, когда мы прибегаем к крестному знамению – самой надежной и самой великой защите от всех видов зла, видимого и невидимого.

Велика и таинственна сила креста. Велика так, что нет ей противостояния: заключена в кресте сила Господня, и побеждает всегда крестом осененное правое дело. И нерушима сила креста по произволению Божию на все время существования человечества.

В ветхозаветные времена, еще до скрижалей Моисея, началось наряду с другими многими знаками предначертаний Божиих проявление тайн креста. Но это был еще не сам крест. Это было только его провозвестие. Еще должен был взойти крест на Голгофу, чтобы там, оскверненный жестокостью людей, стать в их руках орудием казни преступников. И еще должен был взойти на этот оскверненный крест Иисус Христос, Единородный Сын Божий, чтобы Своей мученической смертью искупить от первородного греха человечество и, открыв ему врата в жизнь вечную, дать в руки орудие спасения – очищенный от скверны, бесчестия и поругания Крест. Дать эту великую возможность спасения всем, кто только захочет принять ее.

Таков долгий, тернистый, мучительный, позорный и славный путь Креста. Креста, который стал нашей защитой. Креста, к которому мы припадаем. Креста, которым мы осеняем себя, вставая утром и отходя ко сну. Креста, который мы носим на груди. Креста, которым увенчиваем купола храмов Божиих. Крест – это святыня, купленная ценой великих страданий и смерти Спасителя нашего. В день Светлого Христова Воскресения возрадуемся этому бесценному дару Господню и ответим на Его любовь своей любовью.

 

ПАМЯТЬ ВИНЫ

Первый шаг к исправлению состоит не в решении стать хорошим, а в умении увидеть себя плохим. Да, да, плохим даже в своей благополучной в нравственном отношении жизни, при размеренном и чистом течении ее, при неукоснительном и строжайшем соблюдении и выполнении всех норм и правил человеческого поведения в рамках уважения и любви к человеку и желания ему только добра и творения этого добра.

Благополучная в нравствен-ном отношении жизнь, такая, какой она видится человеку, это только поверхность, подобная поверхности обрабатываемого земледельцем поля: ударь сильнее — и под острым краем тяпки или кирки откроется змеиный клубок, и тут же поползут из гнезда черные гады. Нет и не может быть в человеческой душе идеальной чистоты, она потеряна с грехопадением первых людей, прародителей наших, которое переломило всю жизнь человеческую, изменило законы ее течения и законы течения жизни мира, внесло в нее противоречия, борьбу, разрушение, смерть. И если человек осознает свою безмерную вину, которая неотделима от него, от его падшей природы, от его дисгармоничной жизни, вину, с которой он рождается, проходит по жизни и умирает — именно в силу нее и умирает, тогда никакие превратности судьбы не выбьют его из колеи, не повергнут в уныние, не доведут до отчаяния. И не возникнет у него вопроса: и за что мне такое наказание? — а только будет повод сказать себе: сам виноват, человек... Память вины воспитывает, и совершенствует, и преобразует душу.

 

БЛИЗОК К НАМ ГОСПОДЬ...

Близок к нам Господь, совсем близок. Да и к кому может быть Он еще ближе, как не к венцу творения Своего, как не к человеку, созданному по образу и подобию Своему, как не к тому, кого сотворил Он для любви, мира и радости и в кого вдунул «дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2, 7).

Совсем рядом с нами Господь, и во всем пространстве вселенной. Все полнится Им, и все славит Его – зверь и птица, океан и звезда, травинка и дождевая капля, и нет выше блаженства, и нет большего счастья, чем повторить в полноте сердечной и радости слова псалмопевца Давида: «Камо пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо – Ты тамо еси, аще сниду во ад – тамо еси. Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря – и тамо бо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя» (Пс. 138, 7-10).

Совсем рядом с нами Господь, стоит у самого сердца нашего, у самой души нашей, оберегает, спасает и сохраняет нас. Любит. Любуется нами. Прощает нам. Но как далеки мы бываем от Него! Какая глубокая пропасть порой отделяет нас от общения с Ним! Думаем ли мы о Нем? понимаем ли Его любовь? чувствуем ли? радуемся ей и отвечаем ли на нее своей любовью? «Если … не будете как дети, не войдете в Царство Небесное», - говорит Господь (Мф. 18, 3). Уподобимся детям, которые и часа не могут оставаться без отца и матери, и прильнем сердцем к Творцу и Спасителю нашему – на все времена.

Т. Белова

© Издание Покровского кафедрального собора г. Воронеж