главная

Епархиальные

Городские

Благочиния Авторские

"ОБРАЗ"


НЕ РАЗЛУЧАЙТЕ НАС С БОГОМ
Святитель Григорий Палама и его учение о Божественных энергиях

Православие - это общение Бога и человека в любви. Без реальности такого общения нет спа­сения. Поэтому Церковь всегда защищала чистоту и действитель­ность Богообщения от всех еретических попыток разорвать связь человека с Богом.
Во второе воскресенье Вели­кого поста Церковь празднует память св. Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. И это не слу­чайно, ибо Великий пост - время усердного приготовления христи­ан к встрече Воскресения Хрис­това, которое есть совершенное деяние Божией любви. Великий пост - восстановление в покая­нии действительного и несомненного общения человека со Хрис­том. В далеком XIV веке св. Гри­горий отстаивал - и своим богословием, и своей жизнью, - дей­ствительную возможность челове­ка стать причастником Божествен­ной природы, защищал надежду на открытость и реальность люб­ви Христовой к человеку.

Родился св. Григорий около 1296 года в семье византийского чиновника. Осиротев, он был взят на воспитание в дом императора Андроника II Палеолога. Талант­ливый юноша получил глубокое образование, особенно в филосо­фии и богословии, однако всегда считал, что светским наукам хо­рошо посвящать себя в юности, но усыхать в них до старости – вредно для души. Самому Паламе пришлось всю жизнь занимать­ся и философией, и богослови­ем. В 20 лет он удалился на гору Афон и стал монахом. Григорий вел строгую жизнь и совершен­ствовался в «священном безмол­вии» (исихии) - особом роде мо­литвы. С 1334 года он начинает писать богословские труды. Палама так и хотел провести всю свою жизнь - в тишине и уедине­нии, но случилось иначе.

Греческий монах Варлаам из Калабрии (Южная Италия), придававший чрезмерное значение ра­ционалистической науке и фило­софии, для оправдания своего рационализма стал широко распространять учение о том, что Бог вовсе непознаваем и недоступен человеку, что все наши знания о Боге - домыслы и гипотезы, что вера и разум совершенно проти­воположны друг другу. Но глав­ное, Варлаам усомнился в дей­ствительности общения Бога с человеком. Бог так неприступен, что не может никак сообщать Себя человеку. Между Ним и че­ловеком Варлаам видел только бездну, через которую невозмож­но никакое общение.

Когда Варлаам побывал на Афоне и узнал о том, что некото­рые монахи удостаивались виде­ния Божественного света, кото­рый они считали нетварным Фа­ворским светом, таким же, как свет Преображения Христова. Варлаам, не веря вообще в воз­можность видения Бога, обвинил монахов в ереси и заявил, что ничего они не видят, кроме своих галлюцинаций или, в лучшем слу­чае, мысленных образов.

Св. Григорий сразу же понял, что Варлаам посягает на самое дорогое и сокровенное в Православии - на достоверность и реальность христианского опыта Богообщения. Палама сначала попытался лично убедить Варлаама оставить свое заблуждение, но в ответ Варлаам обрушился на него с гневной критикой, обвинив самого Григория в ереси и неве­жестве. Григорий был вынужден вступить в долгий богословский спор с Варлаамом и его сторонниками, написал несколько бого­словских сочинений (самое глав­ное из них - «Триады в защиту священно-безмолствующих»), в которых впервые раскрыл и раз­вил православное учение об энергиях Божиих.

В общих чертах учение Пала­мы и ересь Варлаама сводились к следующему. Варлаам считал, что Фаворский свет, виденный апостолами во время Преображения Христова и созерцаемый подвижниками на высоте молитвен­ного восхождения, есть тварный, вещественный свет или же про­сто мысленный образ; что этот свет не есть энергия Божия, ко­торая истекала бы из сущности Божией и была бы сама боже­ственной. Существо Бога непос­тижимо и недоступно человеку, а если энергия - божественна, то Бог оказывается делим - на сущ­ность и энергию, что есть явное двубожие и ересь. С Богом об­щаться можно только посредством мысли, науки и знания, че­рез гипотезы о Нем, а не с Ним Самим. Никакого более полного и реального общения с Богом быть не может.

На эти хитросплетения Палама отвечал, что свет Фаворский не есть ни сама сущность Божия (она не может быть сообщима человеку), ни тварное вещество (тогда бы человек спасался и обоживался сам через себя, т.е. не спасался бы вовсе), но присносущная энергия сущности Божией, отличная от самой сущности, но неотделимая от нее. Энергия не вносит в Божество никакого разделения, ибо сущность оста­ется сама собой как носительни­ца энергий. Переходя к твари и освящая ее, энергия сама не ста­новится тварной, но остается не­отделимой от Бога, т.е. остается Самим Богом. Всякая энергия и все энергии вместе суть Сам Бог, но Сам Бог не есть только Его энергии. Если сущность Бога не может быть сообщена человеку, то в Своих энергиях Бог проявляется и сообщается человеку, от крывается ему как Любовь. Поэтому возможно и должно быть все­целое общение Бога и человека Оно ведет к преображению всего человека - и его разума, и мысли, и воли, и чувства, и тела. Че­ловек по сущности никогда не ста­нет Богом, ибо он - тварное су­щество. Но человеку сообщима энергия Божия, которая есть Сам Бог, и поэтому человек может и должен стать богом, но богом по причастию к Богу, а не по суще­ству. Наш Господь щедр, Он от­дает нам не что-то от Себя, не всего Самого Себя, и только по­этому мы и живем, и спасаемся. Все сложнейшее богословс­кое учение Паламы только и со­здавалось им для того, чтобы по­казать таинственную и чудесную реальность преображающей любви Божией к человеку и челове­ческой любви к Богу. Для него важны были не сами доказатель­ства, относительную силу которых он сам прекрасно сознавал, но ут­верждение действительного об­щения Бога с человеком.

Варла­ам же посягал расторгнуть это общение и сделать его иллюзор­ным. Борьба шла не между двумя учеными монахами по отвлечен­ному богословскому вопросу, но между двумя образами жизни, один из которых вел человека к замыканию в самом себе и веч­ной одинокой смерти, другой - к любви и спасению. Учение св. Григория не сразу поняли и приняли даже многие православные того времени (не­которые спорят о нем и до сего дня), не говоря уже о еретиках. Многим оно казалось слишком смелым и безумным. В ту эпоху многие верили, что все тайны От­кровения Божия уже раскрыты и ничего нового нам уже в них не рассмотреть. Оттого св. Григория не раз обвиняли в дерзости, в нововведениях, в ереси, не раз ссылали, судили и отправляли в тюрьму. Однако, Господь вновь посрамил мудрое мира сего бо­жественным безумием. Учение св. Григория об энергиях Божиих было признано учением Церкви на соборах в Константинополе в 1341 и 1351 годах, поддержано мона­хами Афона, святыми патриарха­ми Константинопольскими Филофеем и Георгием Схоларием, бо­гословами св. Марком Эфесским, святыми Нилом и Николаем Кавасилами, императором – богосло­вом Иоанном Кантакузеном, под­тверждено всем духовным опытом Православной Церкви. Вскоре после кончины Паламы (14 нояб­ря 1359 г.) на соборе в Констан­тинополе в 1368 г. он был при­числен к лику святых.

Второе воскресенье Великого поста стало днем памяти св. Гри­гория Паламы в вечное напоми­нание нам о том, что человек жи­вет любовью Божией, всецелым общением со Христом. Утвержде­нием действительности и полно­ты этого общения живет и само Православие.

М.А. Прасолов
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии