главная

Епархиальные

Городские

Благочиния Авторские

"ОБРАЗ"


ПАТРИАРХ МИЛОСТИЮ БОЖИЕЙ

... Один он безбоязненно шел прямым путем служения Христу.
Митрополит Сергий Страгородский

Жизнь святого человека есть совместная тайна - его и Бога. Мы можем только коснуться са­мого края этой тайны, очертить внешний круг событий и деяний святого и по ним лишь догады­ваться о смысле и величии Божественного замысла о его судь­бе.

Будущий Патриарх родился 19(31) января 1865 г. в селе Клин Псковской губернии в семье свя­щенника Иоанна Беллавина и был назван Василием. С детства мальчик полюбил чтение Библии и церковных книг, красоту православного богослужения. Окон­чив духовное училище в Тороп­це, Василий продолжил учебу в Псковской духовной семинарии. Учиться в семинарии было труд­но не столько из-за сложности науки, сколько из-за распростра­нившегося в то время среди се­минаристов неверия и революционных идей. Но даже такие семинаристы с уважением относи­лись к Василию, ибо признавали искренность его веры и дали ему прозвище «Патриарх». В 1884 г. Василий поступил в Санкт-Петер­бургскую Духовную Академию и через 4 года, получив степень кандидата богословия, начинает работать преподавателем бого­словских дисциплин в различных семинариях России. В 26 лет Ва­силий Беллавин принял монашес­кий постриг, что для преподава­телей семинарии в то время было величайшей редкостью. Он получил новое имя - Тихон (по-гре­чески «счастье») в честь святите­ля Тихона, епископа Воронежс­кого, Задонского чудотворца. Вскоре Тихон рукоположен во священники и несколько лет тру­дится в разных семинариях пре­подавателем, инспектором и рек­тором. 19 октября 1897 г. Тихон был хиротонисан во епископы. «Когда-то в дни ранней юности, епископское служение представ­лялось мне - да и мне ли одному! - состоящим из почета, поклонения, силы, власти, - гово­рил Тихон при наречении его в епископы. - Ныне разумею, что епископство есть прежде и бо­лее всего не сила, почесть и власть, а дело, труд, подвиг».

Епископское служение св. Тихон начал в непростых услови­ях Варшавской епархии. Раздо­ры между православными, като­ликами, униатами, между поляками, русскими, литовцами и евре­ями веками отравляли жизнь в этом крае. Тихону удалось за ко­роткое время стать архиереем, примиряющим и объединяющим всех благодатным зовом любя­щего сердца. Многие католики и униаты под влиянием Тихона пе­решли в Православие. Общитель­ный и открытый, св. Тихон всюду был желанным гостем, всех рас­полагал к себе. Он старался за­вязать живые и прочные отноше­ния с паствой и, действительно, стал для нее «своим» архиереем. Поэтому когда пришла весть, что Тихона переводят в далекую Аме­рику, «весь край пришел в смя­тение». Тысячи людей разных национальностей и вер со сле­зами умоляли власти оставить его с ними. Даже евреи недоумева­ли, почему забирают такого хо­рошего епископа.

В 1898 г. св. Тихон получает в управление кафедру Алеутскую и Аляскинскую в США. Новая епар­хия во многом была еще не уст­роена, разбросана на огромной территории, населенная разными народами. Владыка Тихон за 7 лет укрепил врученную ему цер­ковь. Им основан монастырь Святителя Тихона Задонского в Пен­сильвании, духовные семинарии в Миннеаполисе и Кливленде, православные братства, новые храмы и приходы. Число право­славных в США возросло до 400 тыс. человек. Это были люди раз­ных национальностей: русские, греки, сербы, креолы, алеуты, эскимосы, индейцы. За свои труды в 1905 г. св. Тихон возведен в сан архиепископа. В 1907 г. он со­звал первый Собор Русской Пра­вославной Церкви в Америке. В том же году Святитель отозван в Россию. Прощаясь с паствой, св. Тихон призвал благословение на США и православных американ­цев: «Прости и ты, страна сия! Для одних ты являешься отече­ством, для других ты дала при­ют, работу и достаток, иные на твоей вольной земле получили свободу исповедовать правую веру. Да будет же благословен­на страна сия». В 1907 г. св. Ти­хон назначен архиепископом Ярославским и Ростовским. В 1914 г. он - архиепископ Литов­ский и Виленский. В том же году разразилась Первая мировая война. Виленская епархия оказа­лась в прифронтовой зоне. Вла­дыка Тихон старался всячески по­мочь русской армии и страдани­ям мирных жителей. Положение на фронте и в стране, однако, ухудшалось и, когда в 1917 г. св. Тихон был избран в митрополи­ты Московские, в России нача­лась революция и братоубий­ственная война.

Февральский переворот и уничтожение монархии в России ускорили решение Русской Пра­вославной Церкви созвать Поме­стный Собор - высший орган церковной власти и управления, поскольку уже более 200 лет наша Церковь оставалась без со­борного управления, запрещен­ного Петром I, и все попытки организовать Собор не встреча­ли одобрения у царской власти. Кроме того, в Церкви за два века накопилось множество проблем и вопросов, которые могли быть разрешены только соборным ра­зумом. Среди них - вопрос о восстановлении патриаршества. Да­леко не все верующие считали необходимым возрождение пат­риаршего чина, опасаясь усиления клерикализма; другие предлагали не спешить. Но большинство скло­нялось к мнению, которое высказал потом один из уча­стников Собора: «В минуту распада и уныния, когда вся Россия превраща­ется в груду облом­ков и не за что за­цепиться, пусть Церковь сама за себя стоит и борет­ся. Вместо скипет­ра и короны крест и хоругвь да охра­нят наше святая святых. И пусть во главе нас будет Патриарх - как сим­вол того, что с па­дением царской власти не пала Свя­тая Русь и что не отказалась она от того, что ей всего дороже в ее прошлом и бесконечно ценнее преходяще­го обаяния внеш­ней физической силы». Собор от­крылся в Москве 15 августа 1917 г. на Успение Пресвятой Богородицы. Долго длились споры и обсуждения вопро­са о патриарше­стве, но приход к власти большевиков, начало гражданской войны, бои в Моск­ве и нарастание гонений на Пра­вославие ясно показали, что Цер­ковь не может в такой обстанов­ке обойтись без объединяющей силы в лице Патриарха. Кому-то надлежало быть живым образом Христовым для всех верующих. 5 ноября 1917 г. в торжественной обстановке в храме Христа Спа­сителя состоялось избрание Пат­риарха. Им стал св. Тихон. «Ваша весть об избрании меня в Патри­архи, - сказал он в тот день, – является для меня тем свитком, на котором было написано: «плач, и стон, и горе», и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль. Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении». Поставление в Патри­архи состоялось в Успенском со­боре Кремля, изуродованного снарядами и пулями. Как первое установление патриаршества на Руси в 1589 г. пришлось на годи­ну испытаний Смутного времени, так и возрождение древнего чина случилось в грозные дни револю­ции. Как в Смутное время Патри­архи своим словом и святостью противостояли злу и греху, так и в новую смуту Господь поставил во главе Церкви святого.

Наступивший 1918 г. стал го­дом небывалых бедствий для России и для Церкви. Советская власть развернула открытые и систематические гонения на Православие, утверждая насилием атеизм, подвергая террору духо­венство, монахов и верующих, разрушая храмы и монастыри. Патриарх Тихон обратился ко всем верующим с призывом встать на защиту оскорбляемой и угнетаемой Церкви, противо­стоять ее врагам силой веры и пострадать за дело Христово. 13(26) октября 1918 г. он напра­вил послание Совету Народных Комиссаров, в котором обратил к большевикам пророчество Спасителя: «все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26:52) и бес­страшно обличил новую власть в злодеяниях: «Вы разделили весь народ на враждующие между со­бой станы и ввергли его в небы­валое по жестокости братоубий­ство. Любовь ко Христу вы откры­то заменили ненавистью и, вместо мира, искусственно разожг­ли классовую вражду... Вы обеща­ли свободу... Великое благо – свобода, если она правильно по­нимается как свобода от зла, не стесняющая других, не переходящая в произвол и своеволие». После этого выступления Патри­арх был помещен под домашний арест, и советская власть стара­лась максимально ограничить влияние и авторитет Патриарха среди верующих и народа Рос­сии. Его не допускали до бого­служений, не разрешали поки­дать Москву, порочили и клеве­тали в прессе, оставляли без вни­мания его обращения, организо­вали два покушения на его жизнь. С другой стороны, «белые» раз­ного толка желали привлечь Пат­риарха к себе и заставить его открыто выступить с призывом к свержению советской власти. Святитель, как в свое время Сам Христос, оказался перед тяжес­тью выбора между кесаревым и Боговым. И, по образу Христа, св. Тихон сумел воздать «кесарево кесарю, а Богово Богу". Не желая объявлять ту или иную часть своего народа врагами и благо­словлять братоубийственную войну, св. Тихон непримиримо выступал против всякого зла и греха, хотел не только внешне, но и по существу избежать какого-либо вмешательства Церкви в политику и гражданскую войну. Потому-то он не призывал к свер­жению большевиков, отпевал и молился и за «красных», и за «бе­лых», чтобы Христос вразумил обе стороны и привел всю стра­ну к покаянию. Быть верным толь­ко Христу в обстановке, когда ненависть разделяла всех и каж­дого и оправдывала всякий грех и насилие, невероятно тяжело и мучительно. С фотографий Пат­риарха того времени смотрит на нас лицо мученика и печальника. К св. Тихону со всех сторон продолжали поступать все но­вые и новые известия об убий­ствах и казнях православных епископов, священников, мона­хов и мирян, о разрушении хра­мов и монастырей, оскорблении и уничтожении мощей святых, чудотворных икон. Русская Церковь рождалась как Церковь святых-мучеников. От горя и печали, от безнадежности изме­нить происходящее и от невоз­можности помочь беззащитным и страдающим можно было бы впасть в уныние или взывать к мести. Но св. Тихон знал, что «кровь мучеников - семя хрис­тиан». «Господь не перестает яв­лять милости Свои Русской Цер­кви, - обращается Патриарх к гонимым христианам. - Он дает ей испытать себя и проверить свою преданность Христу и Его заветам не во дни только внеш­него благополучия, а и во дни гонений. День ото дня все ярче сияет ее венец. Она по-апос­тольски в тщету вменяет горечь своих страданий. «Блаженны вы, когда вас будут поносить и гнать и всячески злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь» (Мф. 5:11). Пусть слабостью кажется иным эта Святая незлобливость Церкви, эти призывы наши к терпеливому перенесению антихристианской вражды и злобы, это противопоставление испы­таниям и обычной человеческой привязанности к благам и удоб­ствам земной жизни христиан­ских идеалов; пусть «невмести­мо» - «жестоко» кажется обмирщенному пониманию радость, черпающая себе источник в страданиях за Христа, - но мы умоляем вас, умоляем всех на­ших православных чад, не отхо­дить от этой единственно спа­сительной настроенности хрис­тианина, не сходить с пути кре­стного, ниспосланного нам Бо­гом, на путь восхищения мирс­кой славы или мщения. Не ом­рачайте подвига своего христи­анского возвращением к тако­му пониманию защиты благополучия, которое унизило бы Цер­ковь и принизило бы вас до уровня действий ее хулителей. Убереги, Господи, нашу право­славную Русь от такого ужаса». Святитель призывал верующих не отвечать насилием на наси­лие: «Для христианина идеал -Христос, не извлекавший меча в свою защиту, на кресте молив­шийся за своих врагов. Даже если бы сердца наши разрыва­лись от горя и утеснений, нано­симых нашим религиозным чув­ствам, нашей любви к родной земле, нам нельзя обратиться к мщению. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Не губите в крови отмщения свою душу. Не будь­те побеждены злом. Побеждайте зло добром. Только на камне сем – врачевании зла добром – созиждется нерушимая слава и величие Церкви в русской земле».

Гражданская война, дей­ствия Советской власти и засу­ха привели в 1921 г. к жесточай­шему голоду и эпидемиям, по­разившим многие области Рос­сии. Патриарх Тихон призвал ве­рующих Православной Церкви, другие государства и народы помочь умирающим. Он благо­словил сдавать церковные цен­ности и средства для покупки и доставки продовольствия и ме­дицинских средств. Для этого был образован Всероссийский церковный комитет помощи го­лодающим. Однако, большеви­ки не желали, чтобы голодаю­щие получали помощь, собранную Церковью. Добровольная сдача церковного имущества, к которой призвал св. Тихон, была вредна властям, ибо поднима­ла авторитет Церкви. Большеви­ки решили организовать новую волну гонений на Православие. Спровоцировав ряд столкнове­ний, большевики обвинили Цер­ковь и Патриарха в контр­революционной деятельности, в сопротивлении сбору средств на помощь голодающим. 6(19) мар­та 1922 г. лично товарищ Ленин санкционировал секретной ди­рективой начало гонений: «Мы должны именно теперь дать са­мое решительное и беспощад­ное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятиле­тий...Чем большее число представителей реакционного духо­венства удастся по этому пово­ду расстрелять, тем лучше».

Летом 1922 г. Патриарх Тихон был арестован и подвергнут доп­росам. Собирались организовать показательный процесс над ду­ховенством и Патриархом. Пока же Русская Церковь оставалась временно без руководства, при содействии советской власти властолюбцы-либералы из числа духовенства организовали так на­зываемый «обновленческий» рас­кол внутри самой Церкви. Мно­гие архиереи, священники и ми­ряне, видя свою обездоленность и не веря, что Патриарх вернет­ся к управлению, признали рас­кольников законной церковной властью. Обновленцы объявили Патриарха низложенным и отменили патриаршество как «монар­хический и контрреволюционный способ руководства Церковью». Большевики ликовали. «Молитвы Тихона не дошли до Бога, они пе­рехвачены ГПУ», - писала «Прав­да». Суд над Патриархом продолжался и должен был завершить­ся казнью Святителя. Однако, давление западных стран, волне­ния среди верующих, известность и авторитет Патриарха у народа не позволили осуществиться это­му замыслу. Сам св. Тихон тяже­ло переживал происходящее. С одной стороны, ему желанна была мученическая кончина, но, с другой стороны, он видел, что без патриаршего управления Церковь терпит крайние бедствия и внутренние раздоры. 16 июня 1923 г. он с нелегким сердцем подписал заявление, в котором говорил: «Я действительно был настроен к Советской власти враждебно... Признавая правиль­ность решения суда о привлече­нии меня к уголовной ответствен­ности за антисоветскую деятель­ность, я раскаиваюсь в своих по­ступках против государственно­го строя... При этом я заявляю, что я отныне Советской власти не враг...» Патриарх был отпущен, но остался под строгим наблюдени­ем ГПУ. Не все поняли и приняли этот поступок Патриарха. Сам он объяснил его так: «Пусть погиб­нет имя мое в истории, только бы Церкви была польза».

Первым делом Патриарх призвал к уврачеванию раскола и покаянию. Многие раскольни­ки вернулись в лоно Православ­ной Церкви. Это вызвало беспокойство властей. Они старались всячески парализовать де­ятельность Патриарха по вос­становлению церковного мира. «Я ведь только считаюсь на сво­боде, а ничего делать не могу», -  с горечью признавался Свя­титель. ГПУ организовало тре­тье покушение на жизнь Патри­арха, но без успеха. Последний год жизни св. Тихон жил в Донском монастыре. Сюда к нему со всей страны приходили верую­щие. «Спокойный, умный, лас­ковый, – писал один очевидец, – широко сострадательный, очень просто одетый, без вся­кой роскоши, без различия при­нимающий всех посетителей, Патриарх лишен пышности, но он действительно очень дорог тысячам малых людей, рабочих и крестьян, которые приходят к нему. В нем под образом сла­бости угадывается крепкая воля и непоколебимая вера. Посто­янные изъявления сочувствия и преданности, которые он полу­чает со всех концов России, де­лают его сильным и терпели­вым». Св. Тихон продолжает за­ступаться за Церковь и невинно страдающих перед властями. Власти взамен требовали раз­личных уступок. Делая эти уступ­ки, Патриарх все больше убеж­дается, что предел требований Советской власти лежит за гра­ницей верности Христу и Церк­ви. Однако, он не оставляет тру­дов и надежды. «Умереть нынче немудрено, нынче труднее на­учиться, как жить», - говорил он.

В начале 1925 г. Патриарх серьезно заболел и 25 марта (7 апреля) в день Благовещения Пресвятой Богородицы скончал­ся.  Последними его словами были:  «Скоро наступит ночь, темная и длинная». Действи­тельно, Русская Церковь скоро вошла в новую полосу испыта­ний и бедствий, но - уже без святого Патриарха.

9  октября 1989 г. Святитель Тихон причислен к лику святых. Память его совершается в день Благовещения Пресвятой Бого­родицы.
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии