главная

Епархиальные

Городские

Благочиния Авторские

"ОБРАЗ"


"ЧТОБЫ ЗДОРОВЬЯ ТВОЕГО НЕ ОТДАТЬ ДРУГИМ..." (Притч. 5, 10)
Какой образ жизни предлагает школьникам валеология?


Официально валеология - это «наука о здоровье». До недавне­го времени предполагалось, что проблемой здоровья детей школьного и дошкольного возра­ста призвана заниматься меди­цина. Это вполне логично, коль скоро медицинское ведомство именуется министерством здра­воохранения, т.е. охранением здоровья.

Нет спору, что сегодня госу­дарственная система здравоох­ранения находится в кризисном состоянии, а здоровье подраста­ющего поколения вызывает обоснованную тревогу, которая осоз­нается всем обществом, и тре­бует принятия неотложных мер на государственном уровне.

Но означает ли это, что есть некая альтернатива научной ме­дицине? Может быть и впрямь под неясным для многих родите­лей и директоров школ словом «валеология» скрываются новей­шие методы охраны и укрепле­ния здоровья наших детей?

Отнюдь. Ведущие теоретики этой дисциплины, которую уже начали вводить в школьное об­разование, утверждают, что их «наука» не медицинская, а педа­гогическая. Стало быть она пре­следует определенные образова­тельно-воспитательные цели и задачи. И коль скоро валеология претендует на статус «науки о здоровом образе жизни», нам не­обходимо уяснить ее методологические предпосылки и посмот­реть, какой именно образ жизни является здоровым с валеологической точки зрения, иными сло­вами, какой жизненный идеал преподается детям.

О степени научности валеологии можно судить по фунда­ментальным теоретическим тру­дам наших валеологов. Слово доктору педагогических наук, доценту факультета экологичес­кого и валеологического образо­вания Государственного универ­ситета педагогического мастер­ства Санкт-Петербурга Л.Г. Татарниковой, автору книги «Педа­гогическая валеология. Генезис. Тенденции развития»: «В основу педагогической валеологии нами положены идеи единого закономерного мирового процесса, так как они наиболее адекватны со­временной антропокосмической картине мира, герметической философии (универсальная си­стема знаний, философия пости­жения человеком глубинной фи­лософии самого себя и Вселен­ной, фундаментом которой явля­ются семь герметических прин­ципов «Изумрудной скрижали» Гермеса (около 2 тыс. лет до Рождества Христова)».

Оставим на совести ученого доктора элементарную неосве­домленность в истории текстов, на которые она опирает свою си­стему. Известно, что гермети­ческие трактаты появляются только на рубеже эр в эллинис­тический период истории Егип­та, а «Изумрудная скрижаль» – «библия» алхимиков и теософов - вообще лишь в средневековье. Важно одно - речь идет о мистико-оккультных трактатах, которые уж никак не могут быть адек­ватны современной научной кар­тине мира.

В другом месте своего труда Л.Г. Татарникова говорит об этом честнее и откровеннее: «Валеологическая парадигма «Человек – Космос» основана на эзотеричес­ких предпосылках». Каковы пред­посылки валеологии, такова и ее цель: по словам Л.Г. Татарниковой: «Конечная цель валеологи­ческого воспитания школьников - сформировать личность человека Ноосферы». Это несомненный «Нью Эйдж» - ок­культное движение, «религия эры Водолея», пришедшая к нам с За­пада. Не удивительно, что дис­циплина, претендующая на ста­тус «научной», не имеет единой программы, авторитетных экс­пертных заключений Минздрава, не обсуждалась в широких кру­гах научной педагогической об­щественности. Остается задать вопрос министру образования, на каком основании в государствен­ные школы внедряется дисципли­на, цель которой формирование оккультного, пантеистического мировоззрения? Что, принцип научности в образовании уже окончательно отменен?

Второй аспект проблемы – «здоровый образ жизни», по понятиям валеологии, если проана­лизировать существующие про­граммы и пособия по валеологии, например, Санкт-Петербургские школы № 450 и 192; Вятский госпедуниверситет; книга К. Доннер «Тайна анатомии» (издательство «Мир», под редакцией доктора медицинских наук Л.И. Аруина), то воспитание здорового образа жизни укладывается в американ­скую программу «Познай себя». Это - культ тела, культивирова­ние сексуальности, гипертрофированное внимание на состояние своего организма (самодиагностика) и, так называемая, «само­регуляция». Валеология открыта для любых методик и традиций – от теории здоровой пищи до «нетрадиционных методов» накачки телесного механизма «энергией». Здесь и система Порфирия Ива­нова, и ушу с обязательной ме­дитацией и освобождением энер­гетических каналов от «пробок», и йоготерапия. Вся эта смесь язычества и оккультизма выдает­ся за научный подход к пробле­ме охраны здоровья человека.

Чтобы меня не заподозрили в субъективности или предвзя­тости по отношению к педагоги­ческим инновациям, приведу в заключении комментарий специ­алистов. А.П. Казакова, предсе­датель ученого совета Союза ученых и педагогов России, рек­тор Международного института развития личности и социума: «Для действительного оздоров­ления детей нужно реальное фи­зическое воспитание... Вместо реальной заботы о здоровье мы видим со стороны Министерства образования в лучшем случае примитивную болтовню о здоро­вье, которая на практике может воспитать лишь комплексующих, мнительных людей, или же зас­тавить искать здоровье у колду­нов, что неизбежно обернется многочисленными трагедиями, как это уже доказала практика. И все это заложено в «таинствен­ном» предмете «валеологии», истинный смысл которого часто не ясен даже тем, кто ею зани­мается... Этот курс нарушает базовые педагогические принци­пы: системности, непрерывнос­ти, преемственности, адаптивно­сти, гармонии и гуманизма... В валеологии анатомию детям пы­таются дать с 11, а то и с 7 лет, в том числе и анатомию поло­вых органов. Не понимать, к чему могут привести такие новации, могут только те, у кого оба по­лушария головного мозга разбалансированны». Ирина Медведева, Татьяна Шишлова, психологи, члены Со­юза писателей и Фонда социаль­но-психологического здоровья семьи и ребенка: «Надо учесть, что в нашей культуре не приня­то сосредоточиваться на пробле­мах тела и болезнях, ведь мно­гие дети, особенно мальчики, и так излишне мнительны. Из-за фиксации на организме у них будут развиваться ипохондри­ческие неврозы и психосомати­ческие заболевания. В итоге так называемые оздоровительные программы не только не выпол­няют декларируемую цель, но будут способствовать дальней­шему ухудшению здоровья де­тей. Концентрация внимания на телоцентризме в период воспи­тания чувств - грубейшее нару­шение возрастной психологии и физиологии».

Дорогие родители, директора школ, педагоги! Соедините свои усилия, чтобы потребовать от власти (и тех, кого вы вскоре бу­дете выбирать на высший госу­дарственный пост) принять ре­альные, действенные меры по ох­ране здоровья детей.
Не позволяйте оккультистам от педагогики и безответствен­ным чиновникам внедрять в школьное образование псевдона­учные инновации, будьте серьезны и ответственны, когда речь идет о детях.

Ю.В. Ушакова
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии