главная

Епархиальные

Городские

Благочиния

Авторские

"ОБРАЗ"


« НЕ В СИЛЕ БОГ, А В ПРАВДЕ!»

Пожалуй, каждый читатель со школьной скамьи помнит, что 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера состоялось одно из важнейших сражений, вошедшее в историю России как "Ледовое побоище". Естественно, читатель помнит и имя главного участника, полководца и вдохновителя этой битвы - святого благоверного великого князя Александра Невского. Личность св. Александра Ярославича, его труды на благо нашего отечества, как, впрочем, и ратные подвиги, не ограничиваются и не исчерпываются этой славной победой, и на воспоминания и размышления об этом событии в более, чем тысячелетней истории нашей страны меня натолкнул не только календарь памятных дат, но и та повседневная реальность, с которой мы, русские, сталкиваемся на каждом шагу...

Еще памятны те времена, когда в школьных учебниках по истории СССР тема, в которой рассматри­валась деятельность Вл. Кн. Алек­сандра, звучала как "Борьба русско­го народа с агрессией немецко-шведских феодалов". Но против кого же все-таки воевали великий князь, его дружина и ополчение Новгородско-Псковской земли на льду Чудского озера? Была ли эта битва столкновением территориальных претензий и был ли меркан­тильный интерес(аннексии, контри­буции, трофеи) приоритетны в этом столкновении?

Вспомним еще раз расстановку сил, противоборствующие стороны этого сражения. Со стороны русских это княжеская дружина и, как ска­зано выше, ополчение свободных людей Новгородско-Псковского кня­жества. Противостоял же нашим предкам некий орден меченосцев, ос­новавший в 1200 году город Ригу и сделавший своим епископом Мейнгарда, завоевавший построенный св. кн. Ярославом Мудрым г. Юрьев и переименовавший его в Дерпт.

Уже в 1204 г. крестоносцами чет­вертого крестового похода была зах­вачена столица Восточно-Римской (Византийской) империи - Констан­тинополь (Царьград). Заняв Кон­стантинополь, "Божьи дворяне" не только частью похитили, а частью ос­квернили многие христианские свя­тыни (например, храм св. Софии), но и изгнали из столицы империи пра­вославное духовенство, избрав коро­лем Балдуина, а патриархом Фому Морозини. Все эти действия полу­чили одобрение и поддержку тогдаш­него папы римского Иннокентия III. Значительной, если не основной си­лой при этом были рыцари ордена меченосцев.

Действия ордена на территории современных Прибалтики и России производились также с благослове­ния римского папы.

Следует отметить, что предки со­временных прибалтов, как и некоторые другие племена, чьи территории были сопредельны Новгородско-Псковской земле, платили дань кня­зьям новгородским за защиту от внешней опасности. Кроме прочего, русские имели давние торговые и культурные связи с этими племена­ми и естественным следствием этого было значительное проникновение и распространение Православия на указанных территориях. Впрочем, это мало заботило рьяных ревните­лей латинства (католицизма) и мно­гие православные христиане были насильственно крещены по католи­ческому обряду.

Таким образом, становится ясно, что противоборство на апрельском льду Чудского озера ни что иное, как противостояние Православия като­личеству (точнее, зашита первого от последнего).

Без сомнения, всем, кто когда-либо учился в школе, известны полковод­ческие качества св. кн. Александра, но это ли главное в решающем ис­ходе битвы? Только ли грамотный выбор местности и расстановка сил явились решающими факторами это­го сражения? Велики ли были шан­сы наших предков, большинство из которых состояло пешее ополчение (не ратные люди) победить наемных рыцарей (воинов-профессионалов)? История отвечает: "Да!"

В небе над русским войском ви­дели Ангельский полк, под водитель­ством грозной Небесной Жены. Вот где лежат корни этой победы, вот кто решил исход лютой сечи!

Князь, как и воины, был право­славным христианином. И нагляд­но ясными становятся его слова: "Не в силе Бог, а в правде!"

Стоит добавить к сказанному и то, что св. бл. кн. Александр Невский явился также участником и другого, более позднего сражения с врагами Православия. В княжение св. кн. Дмитрия Донского, ночью загорелись свечи в церкви, где лежало тело св. Александра; при этом двое старцев, вышедших из алтаря, приблизившись к его гробу, произнесли: "Александр, встань и спаси правнука твоего Ди­митрия, одолеваемого иноплеменны­ми!" Победа снова была одержана... К чему я вспомнил эти давние со­бытия? Нынче из газет, по радио и ТВ мы часто слышим, что у нас, ока­зывается, от­сутствует не­кая "национальная идея", без которой невозможны существование и прогресс на­ции.

Хотелось бы уяснить, а была ли, да и нужна ли ка­кая-нибудь иная нацио­нальная идея, кроме Право­славного Христианства? Следует ли бросать то победоносное знамя, с кото­рым наши предки одер­живали столь славные побе­ды?

Нынче ста­новится не­модно быть русским - мод­но быть евро­пейцем - а между тем, но­вая экспансия католицизма представляет­ся уже весьма близкой (Иоанн-Павел II объявил об учреждении католических епархий в Рос­сии).

В числе почитателей св. кн. Алек­сандра были имп. Петр I, имп. Ека­терина I, имп. Елисавета, имп. Ека­терина II. А мы?

Г.С. Филиповский
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии