главная

Епархиальные

Городские

Благочиния

Авторские

"ОБРАЗ"


« ДНЕСЬ СПАСЕНИЯ НАШЕГО ГЛАВИЗНА…»

Сегодня радостный праз­дник - праздник Благовеще­ния, благая весть. В чем же заключается эта радость, почему о ней мы всегда вспоминаем? И не только в этот день, но и всегда, ког­да обращаемся молитвенно к Пресвятой Богородице? В кондаке, посвященном Бо­жьей Матери, мы всегда го­ворим: "Радуйся, невесто неневестная!". То есть об­ращаемся с теми словами, которые в свое время про­изнес архангел Гавриил, по­сланный к Пресвятой Бого­родице самим Богом. Что же возвестил ей архангел Гавриил и о чем поведал, в чем же эта радость заклю­чается?

Когда архангел Гаириил приветствовал Божью Ма­терь, началось наше спасение. И поэтому в тропаре нынеш­него праздника это отраже­но: "Днесь спасения нашего главизна". Сегодня день на­шего спасения. В чем оно зак­лючалось? В том, что "Сын Божий сын Девы бывает". То есть когда сказал архангел Гавриил вот эти слова радо­сти Божьей Матери, что она примет во чреве и родит сына, и нарекут имя Ему Эмману­ил, что означает "с нами Бог", - то есть родится Тот, Кото­рый спасет людей Своих от грехов их. И это соверши­лось тогда, когда Божья Ма­терь сказала: "Се раба Гос­подня, да будет по глаголу твоему". Тогда произошло нечто великое и очень важ­ное. Бог всегда хотел и же­лал спасения человека. Но человек не всегда стремился к Богу и не всегда хотел это­го спасения. И вот родилась та, которая от лица всего че­ловеческого рода сказала Богу: "Да". И, следователь­но, она явилась представи­тельницей всего человеческого рода. Она за всех нас с вами, за всех людей - тех, ко­торые жили ранее, которые еще будут жить, - ответила Богу: "Да". Она захотела спа­сения, и в лице ее мы тоже такой же положительный от­вет дали Богу. То есть мы хотим спасения, и спасение это заключалось в том, что на землю сошел Сын Божий и воспринял че­ловеческую природу от пречистых кровей Пре­святой Бого­родицы. Вот почему нынешний праздник, праздник Благовещения, все­цело посвящен прославлению Божьей Матери. Конечно же, мы прославляем Господа, явившего нам такую неизре­ченную милость, даровавше­го нам спасение. Но тем не менее, мы прославляем Пре­святую Богородицу, потому что она согласилась с Богом, она захотела исполнить волю Божию во всей полноте и со­вершенстве. И это ее согла­сие явилось основой для боговоплощения. Вот поэтому мы ныне и прославляем ее вместе с архангелом Гаврии­лом, восклицая: "Радуйся, благодатная, Господь с то­бою!"

Об этом праздновании можно говорить очень мно­го. Но я думаю, что мы приходим в храм Божий, сюда, не только для того, чтобы вспом­нить то или иное важное со­бытие священной истории, которое неразрывно связано с нашей жизнью, но мы при­ходам в храм прежде всего для того, чтобы это событие пережить, эту радость ощу­тить в своем сердце, в своей душе. Я думаю, богослужение, которое совершается в хра­ме, и наше воспоминание ве­личайшего события, конечно же, содействуют пережива­нию неизреченной радости. А радость, несомненно, великая, потому что Благовещение - синоним слова "Евангелие". Тогда совершилось то, что описано во Святом Еванге­лии.

Основной предмет Боже­ственного Евангелия заклю­чается в том, что "Слово плоть бысть". И евангелист Иоанн Богослов, начиная свое Еван­гелие, как раз говорит: "Вна­чале бе Слово, и Слово бе у Бога, и Слово бе Бог", и да­лее говорит "И Слово стало плотью". И вот это соверши­лось именно в момент Бла­говещения. Это событие мы ныне вспоминаем. В этот мо­мент совершилось все Еван­гелие, все, ради чего до сих пор жило человечество, все, чего оно ожидало. А челове­чество хотело, чтобы Бог сошел на землю и научил исти­не. И Бога ожидали не толь­ко хранители богооткровенной религии - иудеи - но весь род человеческий. Даже язычники хотели видеть Бога в человеческом образе. По­этому они изображали богов своих именно в образе чело­века. И это говорит о многом. Человек хотел видеть здесь, на земле, Бога в своем обра­зе. Для чего и зачем? Для того, чтобы вывести из того ту­пика, в который зашли все люди. За четыре века до Рождества Христова мудрый Сократ восклицал: "Я не знаю, что такое истина. И никто не знает. Если только Бог сойдет с неба на землю, то он, может быть, научит лю­дей истине". Поэтому не слу­чайно некоторых древнегре­ческих философов называют "христианами до Христа". Они - представители лучшей части человечества. И каж­дый человек, не только знав­ший пророчества, не только представитель ветхозаветной религии сознательно или несознательно хотел видеть Бога на земле, хотел обще­ния с Ним. И вот это про­изошло, произошло тогда, когда на земле родился та­кой человек, который стал способным принять в себя Бога. И этим человеком ста­ла Пресвятая Богородица. Это плод всей человеческой праведности, плод всех воп­лей и воздыханий людей к Богу. И она была настолько чистой, что смогла вместить в себя Бога.

О чистоте Божьей Мате­ри очень хорошо говорит следующий пример. В сегод­няшнем Евангелии мы чита­ем, когда архангел Гавриил буквально возлетел в ту клеть, в которой она пребы­вала в молитве и в богомыслии, чтении Слова Божия, и приветствовал ее, она удиви­лась лишь приветствию, а не явлению ангела. Если мы вспомним в евангельском повествовании явление того же архангела пророку Захарии, то мы увидим: ангел го­ворит Захарии: "Я - Гаври­ил", то есть, как бы представ­ляется. А Божьей Матери он не представляется, потому что она прекрасно знала это­го архангела, и не только это­го архангела, но и других ан­гелов, небожителей, скорее всего, с младенчества, с само­го того момента, когда бла­гочестивые родители, взяв ее за руку, привели в ветхоза­ветный храм и отдали пер­восвященнику и другим священнослужителям на вос­питание. Тог­да она уже сподобилась посещения ангелов. "И ангелы были ей знакомы - это говорило о том, что она, будучи здесь, на зем­ле, была как бы небожите­лем - уже до момента боговоплощения. И мы глубоко оши­баемся, если считаем, что Божья Ма­терь прослав­ляется лишь потому, что она стала мате­рью Господа. Нет, она про­славляется потому, что она имела все, чтобы стать Мате­рью Бога, то есть за ее лич­ные, неземные, нечеловечес­кие добродетели, хотя она была человеком - таким же, как все. И вот в нынешней практике, конечно же, мы мо­жем богословствовать, гово­рить, что произошло, но мы никогда, конечно же, не смо­жем до конца все рассказать, все осмыслить, все понять.

Ныне мы прежде всего прославляем Пресвятую Бо­городицу Марию и как бы исповедуем, что человек - один человек - очень много значит в очах Божиих. В на­роде существует пословица "Один в поле не воин". Но она не совсем, верна. Да, че­ловек, может быть, один как физическое тело ничего не значит, это мельчайшая час­тичка в этом мире, на этой земле. Но как духовная сущ­ность, как образ Божий и подобие Божие человек ве­лик, человек широк, как го­ворит один из прекрасных писателей, человек очень широк, и широк не потому, что он животное и физичес­кое существо, а потому, что он подобен Богу.

Именно в момент Благо­вещения происходит обожение, начало обожения чело­веческой природы. Человек становится Богом по благо­дати, и это свидетельствует о том, что хоть мы и малень­кие и что нас очень много, но мы не забыты, каждый из нас не забыт Богом. И каж­дый из нас может и должен принять в себя божество. И когда это происходит, то со­вершается нечто великое, то, что невозможно объяснить, то, что невозможно объять нашим умом. И не случайно Христос человеческую душу сравнивает с миром и гово­рит, что весь мир ничего не стоит по сравнению с душой человека. Нынешний празд­ник говорит о величайшем достоинстве человека, нет, он не идеализирует поступки людей, их деятельность. Но этот праздник говорит о вы­соте призвания человека, о том, что человек должен стать Богом по благодати.

И вот таким человеком стала первой из людей Пре­святая Богородица. Она взошла на высоту небес и она прославляется нами че­стнейшим херувимов и слав­нейшим без сомнения сера­фимом. И каждый из нас должен стремиться к изме­нению, должен стремиться к преображению. Не случайно преподобный Серафим Са­ровский учит: "Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасут­ся тысячи". От каждого из нас очень многое, многое за­висит, И не будем думать, что наша жизнь принадлежит только нам, и мы что хотим, то и делаем, как хотим, так и живем. Мы глубоко ошиба­емся. Все мы едины. Пресвя­тая Богородица приняла Христа в себя - но приняла для всех людей, для всех нас. Так и мы должны стремить­ся к принятию в себя боже­ственной благодати для того, чтобы засветиться, заискрить­ся, для того, чтобы своим теп­лом, своим светом обогреть других людей.

Да поможет нам Господь молитвами Пресвятой Вла­дычицы нашей Богородицы Марии.
Аминь.

Протоиерей Василий Попов
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии