главная

Епархиальные

Городские

Благочиния

Авторские

"ОБРАЗ"


Сказка – ложь, да в ней намёк намёк…

В прошлом номере нашей газеты мы начали разговор о том, как массовая культура западного "разлива" вторгается в нашу жизнь, меняет ее, перекраивает под себя, навязывает ценности, потребности, желания, диктует модели поведения. Мы обратились к безобидным с виду игровым телешоу, которые, играючи, "освобождают" участника от обязанности быть человеком, в рамках которых можно забыть о чести и достоинстве, и где существует одна лишь "вечная" ценность - быстрые и легкие деньги. Сегодня мы снова обращаемся к деятельности наших ультралиберальных СМИ, ведь именно они играют лидирующую роль в разрушении той культуры, которая носила имя христианской. Переоценка "устаревших" норм и перетолковывание неугодных понятий происходят повсеместно, но самое страшное, что главный удар наносится по тем, кто еще не в состоянии сделать полноценный нравственный выбор между добром и злом, чье сознание еще только формируется - на наших детей.

Изменение духовных и нравственных ориентиров начинается с детского возра­ста. Первый шаг - уничтоже­ние традиционной символи­ки добра и зла с тем, чтобы нравственные понятия, сто­ящие за символами, посте­пенно утрачивали однознач­ность, становились относи­тельными.

Так, дракон в христианс­кой культуре - символ абсо­лютного зла. "И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю и ангелы его низвержены с ним" (Откр. 12:9). В средневековой литературной традиции христианского Во­стока и Запада символ ду­ховного зла воплощается в образе злобного чудовища - огнедышащего дракона (ска­зание о Георгии Победонос­це, "Чудо святого Георгия о змии"; чудовищный дракон Грендель в древнеанглийс­ком сказании о Беовульфе; в русских сказках - Змей Горыныч). Но вот появляется "милый дракоша". Он, конеч­но, изрыгает, как водится, пламя, но подружиться с ним можно, и в нужный момент Дракоша поддержит друга своим огненным дыханием.

Вампиры и безобразные привидения - персонажи са­танинского мира. Но в "по­стхристианском обществе" кардинально меняются ду­ховные и эстетические пред­ставления: инфернальный мир условен, не так страшен, и не являет собой абсолют­ное зло. Не все вампиры -исчадия ада, в чем убеждает маленького зрителя мультсе­риал о приключениях вампиреныша, а подросткам аме­риканские режиссеры пред­лагают "Баффи" - лиричес­кую повесть о том, что и вам­пирам "ничто человеческое не чуждо"; влюбленный вам­пир готов вступить в борь­бу со своими сородичами за любимую девушку и неотъемлемые права челове­ка: питаться гамбургерами и пить кока-колу, а не челове­ческую кровь.

Что касается привидений, то и они поддаются перевос­питанию, главное - найти в древних манускриптах необ­ходимые педагогические тех­нологии. В сущности, нет бездны, отделяющей нечис­тых духов от "полезных" че­ловеку, надо лишь знать, как нечистых подчинить себе и направить их деятельность в нужное русло.

Допускаю возраже­ние: "Ведь это сказ­ки, разве в класси­ческих сказках не присутствуют пер­сонажи, заимство­ванные из вре­мен древнего язычества? Здесь и гномы, и феи, и колдуны, и Баба Яга, и Кощей Бессмер­тный". Да, присутствуют, но здесь сказочный сюжет раз­вивается по строго заданным нравственным координатам; мифические персонажи - это образы либо зла, либо доб­ра. Кощей Бессмертный не может стать великодушным, баба Яга - красивой, феи бы­вают либо добрыми, либо злыми, перевоспитать их не­возможно, ибо такова приро­да духовного Зла.

"Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". В традиции класси­ческой литературы сказка преподавала ребенку первый урок "испытания духов - от Бога ли они". Зло безобразно и пагубно, заигрывать с эмиссарами Зла смертельно опасно для человека.

Какой же намек содер­жится в сегодняшних теле­сказках, и какой урок извле­кут для себя наши добры молодцы? Намек весьма прозрачен: бабушкины сказ­ки - анахронизм, поскольку они отражают "догматичес­кие" понятия о добре и зле. Урок же для добрых молодцев один: любой союзник пригоден для достижения желанной цели. Естественно, что в маскультуре этого мира должны быть переосмысле­ны символы и образы, восхо­дящие к христианскому ми­ровоззрению, отражены но­вые представления о жиз­ненных ценностях, целевых установках и поведении че­ловека "новой формации". Таким образом, готовит­ся почва для внедрения идей Нью-Эйжда. Черная мисти­ка, оккультизм, эзотерика, ко­торые обрушиваются на де­тей и подростков с экранов ТВ, размывают научно-пози­тивное знание о мире види­мом (материальном). И это отнюдь не жанр фантасти­ки. Ньюэйджевская режис­сура стремится к эффекту достоверности, соединяя обыденную реальность с мистицизмом и псевдонаучны­ми теориями. После такой промывки мозгов интерес к естествознанию, к физике (при наличии природных способностей) легко переме­щается в область ньюэйджевской "метафизики". Ас­трономия исчезла из школь­ной программы, зато астро­логия, широко рекламируе­мая СМИ, в обыденном со­знании обретает статус "но­вой науки", которая возро­дила и "научно" интерпре­тировала "древнюю мудрость Востока". Эта "древ­няя муд­рость" (ок­культная эзотерика) проникла и в систему народного образова­ния.

Откройте учебное по­собие к кур­су "Валеология" для уча­щихся 5-7 классов. Инфор­мация к серьезному раз­мышлению: чем занимается Государственный универси­тет педагогического мастер­ства Санкт-Петербурга, со­здавший специальный фа­культет экологического и валеологического образова­ния, где подвизается доцент Татарникова Л.Г., успевшая защитить докторскую дис­сертацию, выпустить моно­графию и успешно присту­пить к изданию школьных учебников по новому пред­мету, который официально переводится с латыни как "наука о здоровье". Читаем текст учебного пособия: "Вот чему учит нас древняя Мудрость Востока. Наша планета, как и всякая дру­гая, состоит из трех миров. Первый из них - это физи­ческая часть планеты: наш земной шар. Он называется Миром Плотным или физическим. Второй мир - это "тонкая часть" планеты: мир чувств, желаний, эмоций. Этот мир называется Ми­ром Тонким или астраль­ным. И третий мир - это мир мысли: он называется Миром Огненным. Все три мира совмещаются концен­трически один в другом, об­разуя сложное тело плане­ты. Такое строение напоми­нает русскую матрешку... Все три сферы планеты, все три Мира ее - населены. Живущие в одном мире не видят других Миров и не ощущают их. Но они пере­ходят из одного Мира в дру­гой, - умирая в одном, они нарождаются в другом. В каждом из этих миров че­ловек имеет свое тело. Во время сна тонкое тело отде­ляется от физического и уходит в Тонкий мир. То же самое происходит и в мо­мент смерти человека". Этот эзотерический пассаж завер­шается вопросом к ученику: "А ты что думаешь по этому поводу?" Не знаю, что дол­жен думать ученик после сего откровения "Агни Йоги", но я лично думаю, что если просвещение и дальше так пойдет, то Российская земля определенно не смо­жет рождать "быстрых разу­мом Нефтонов". Место Нью­тонов займут теософы и ант­ропософы с учеными степе­нями.

Ю.В. Ушакова
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии