главная

Епархиальные

Городские

Благочиния

Авторские

"ОБРАЗ"


Неканонические книги Ветхого Завета: их место в Библии


В ветхозаветной части право­славных изданий Священного Писания по устоявшейся в тече­ние многих веков традиции при­нято выделять канонические, то есть богодухновенные, и некано­нические книги. К последним от­носятся одиннадцать текстов: Вторая книга Ездры, Книги Товита, Иудифи, Премудрости Соло­мона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, Послание Иеремии, Книга пророка Варуха, Первая, Вторая и Третья книги Маккавейские, Третья книга Ездры, а так­же неканонические вставки в кни­ги Иова, Даниила, Псалтирь и в некоторые другие канонические книги Библии. Они часто цитиро­вались Отцами, а многие тексты (паремии) из них даже вошли в православное богослужение. Ка­кое же место занимают в Биб­лии и в жизни Православной Церкви неканонические книги Ветхого Завета? Для того, чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо, прежде всего увидеть, как смотрели на ветхозаветный канон вообще и на неканоничес­кие книги в частности Отцы Православной Христовой Церкви.

У слова канон в греческом, ла­тинском и некоторых других язы­ках калейдоскопическое множе­ство значений. Так, например, в Оксфордском словаре английско­го языка дано не менее десятка значений. Первоначально гречес­кое слово «канон» (в переводе - «тростинка») означало прямой жезл. Этот термин употреблялся во множестве производных смыс­лов, где реализовывалось пред­ставление о прямоте. Поскольку трость-канон использовали как образец прямоты, канон нередко обозначал еще и уровень, то есть плотницкий или строительный ин­струмент. От значений слова «ка­нон» как «уровень» или «линей­ка» произошли и все метафори­ческие значения.

В самом широком смысле сло­во «канон» представляет собой определенный критерий или стан­дарт, с помощью которого можно определить правильность мнений или действий (канон добродете­ли, канон истины). Применитель­но к литературным произведени­ям и стилям александрийские грамматисты называли каноном собрания классических сочине­ний, которые можно принять за образец благодаря чистоте языка и стиля. (Термин применялся в хронологии, музыке, налогообложении, оружейном деле в значе­нии образца). В Новом Завете слово «канон» употребляется только в посланиях апостола Пав­ла: «До чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому пра­вилу (по греч. «канон» жить») (Флп. 3,16; ср. 2 Кор. 10,13). Древ­ние Отцы Церкви часто употреб­ляли его в значении правила или нормы (Климент Римский, Кли­мент Александрийский и др.). Впоследствии слово «канон» ста­ло обозначать в Церкви конкрет­ную вещь, решение и даже опре­деленного человека. Около 300 года оно стало появляться во мно­жественном числе. Так постанов­ления или определения соборов принято называть «канонами» христианского поведения. Пер­вым собором, который назвал свои дисциплинарные и вероучительные решения канонами, был Антиохийский собор 341г. Неда­леко отстоит употребление от это­го значения и употребление сло­ва «канон» для обозначения мо­нашеских правил (свт. Афанасий Великий, свт. Василий Великий, свт. Григорий Богослов), а также тех, кто живет по определенным церковным нормам. Другим направлением в развитии слова (тесно связанным с после­дующим обозначением книг Св. Писания) стало его применение к списку, указателю или таблице, т.е. тому, что предполагает фик­сацию и стабильность, и тому, на что можно ориентироваться (аст­рономические таблицы Клавдия Птолемея 150г. по Р.Х.; каноны Евсевия и Присцилиана для по­иска параллельных мест; офици­альные списки клириков помест­ных Церквей на Никейском собо­ре и др.)

При таком широком спектре упот­ребления слова «канон» не вызы­вает удивления, что оно стало обозначать еще и список книг, ко­торый христиане признали богодухновенными. Значение это по­явилось довольно поздно. Пер­вый пример такого рода - в книге святителя Афанасия Великого «Постановления Никейского со­бора», написанной вскоре после 350г., где он говорит что «Пас­тырь» Ерма в канон не входит. То есть с середины IV века слово «канон» стало употребляться применительно к священным кни­гам Ветхого и Нового Заветов. Сегодня ученые спорят о том, ка­кое значение - «стандарта» и «нормы» или «перечня» - в пер­вую очередь имели в виду те, кто впервые применил это слово к Писанию.

Мы можем утверждать, что оба значения, и затрагивающее со­держание, и формальное (спи­сок), оказались подходящими, поскольку церковное обыкнове­ние видеть в определенной груп­пе книг выражение стандарта или нормы веры и жизни естественно привело к тому, чтобы соответ­ствующие писания зафиксиро­вать в перечне. Тем самым канон Писания стал эквивалентен со­держанию богодухновенных книг, вошедших в такой список. Ветхозаветный канон сформиро­вался в эпоху возвращения иуде­ев после Вавилонского плена. Его окончательное установление тра­диционно связывается с именем Ездры. Согласно еврейской тра­диции - в канон Священного Пи­сания Ветхого Завета входят двадцать две книги по числу букв еврейского алфавита или 39 книг по изданиям славянского и рус­ского Синодального текстов Биб­лии. Именно об этих книгах гово­рит апостол Павел в своем вто­ром Послании Тимофею: «Все Пи­сание богодухновенно и полезно для научения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3,16). Что же касается тех книг, которые мы называем нека­ноническими, то ясно, что они бо­лее позднего происхождения по сравнению с богодухновенными текстами. Более того, все они не сохранились на древнееврейском языке, а дошли до нас в лишь гре­ческом и латинском переводах. Это дает основание некоторым авторам сомневаться даже в том, что эти книги когда-либо были на еврейском языке.

Как бы то ни было, как палестинские евреи, так и евреи диаспоры однозначно признавали богодухновенными только двадцать две книги кано­на Ездры. Даже александрийские иудеи, в распоряжении которых был греческий перевод Септуагинта, в котором содержатся и интересующие нас книги, придер­живались общей для всего иудей­ского мира позиции. Благодаря исследованиям выда­ющихся русских богословов XIX-XX вв. можно утверждать, что на христианском православном Во­стоке также с древнейших времен каноническими (богодухновенны­ми) почитались лишь 39 книг (по еврейской традиции 22 по числу букв еврейского алфавита), вхо­дивших еще в канон Ветхозавет­ной Церкви. Это подтверждается тем, что как у палестинских евре­ев, так и у евреев диаспоры, бо­годухновенными почитались ис­ключительно эти книги. Как гово­рит протопресвитер Иоанн Мейендорф: «Хотя византийское свя­тоотеческое и церковное Преда­ние пользуется, в качестве стан­дартного библейского текста, по­чти исключительно Септуагинтой, а некоторые части «пространно­го» канона - в частности книга Премудрости - часто использует­ся в богослужении, византийские богословы хранят верность «древнееврейскому» критерию в отношении писаний Ветхого За­вета, - иначе говоря, из канона ис­ключались тексты первоначаль­но написанные по-гречески. Со­временная православная теоло­гия сохранила преемственность, унаследовав эту неразрешенную полярность от византийского бо­гословия».

В вопросе ветхозаветного кано­на Восточные Отцы Церкви еди­нодушно высказывались в пользу еврейского палестинского кано­на, хотя среди дошедших до нас списков книг существуют некото­рые незначительные расхожде­ния. Самым ранним из дошедших до нас высказываний восточных Отцов относительно канона Вет­хого Завета является высказыва­ние Мелитона Сардийского (IIв.), сохранившееся в «Церковной ис­тории» Евсевия Кесарийского: «Я отправился на Восток и дошел до тех мест, где Писание было проповедано и исполнено, в точ­ности разузнал о ветхозаветных книгах и послал тебе их список (далее следует список из 22 книг, принятых в еврейском каноне Ветхого Завета - Н.М.)». Точно также и Ориген в своем «Пре­дисловии к комментарию на кни­гу Псалмов» перечисляет только книги, входящие в 22-х книжный еврейский канон. Евсевий пове­ствует: «Вот как он пишет дос­ловно: Следует знать, что ветхо­заветных книг, по еврейскому преданию, двадцать две -столько же, сколько букв у них в алфавите».

Святитель Кирилл Иерусалим­ский говорит: «Рачительно испы­тай от Церкви, какие книги Вет­хого Завета и какие Нового; а книг, коих Богодухновенность со­крыта, совсем не читай. Ибо уз­навши того, что все исповедуют, к чему напрасно мучиться над тем, что сомнительно? Читай Бо­жественные Писания, двадцать две книги Ветхого Завета, пере­веденные семидесятью двумя толковниками а тех, Богодухновенность коих сокрыта совсем не касайся. Теми одними прилежно занимайся, которые мы безопас­но читаем и в Церкви. Гораздо разумнее были Апостолы и древ­ние Епископы, предстоятели Цер­кви; они предали сии книги. А ты, будучи сыном Церкви, не изменяй законов ея. Из Ветхого Завета двадцатью двумя книгами, как сказано занимайся, и если хочешь научиться, то старайся с моих слов запомнить оные поимянно. Первые пять книг суть книги Мои­сеевы, известные под именем за­кона, книга Бытия, Исход, Левит, Числ, Второзакония, потом Иисус Навин, далее книги Судей, с кни­гою Руфи, кои седьмою считают­ся; из остальных Исторических книг, первая и вторая книги Царств у евреев одну книгу составляют; одну также третия и четвертая: равным образом первая и вторая книга Паралипоменон у них одна книга, и Ездры первая и вторая за одну почтены книгу. Двенадцатая книга Есфирь. Это - книги Историческия. Пять книг стихами на­писанных: Иов, Псалмы, Притчи, Екклезиаст и Песнь Песней, кото­рая будет уже книга семнадцатая. Кроме того, пять книг пророчес­ких. Одна двенадцати Пророков, одна Исайи, одна Иеремии вмес­те с Варухом, с Плачем и Посла­нием, потом одна Иезекииля и наконец Даниила двадцать вто­рая книга Ветхого Завета».

Такая позиция на Востоке была закреплена рядом канонических правил как соборных, так и свя­тоотеческих. Еще в 85 Апостоль­ском правиле (III в.) приводится список канонических книг Свя­щенного Писания, в котором на­зываются лишь те Ветхозаветные книги, которые признаны богодухновенными в еврейском каноне. Почти аналогичны тексты 60 пра­вила Лаодикийского (между 348 и 381 гг.) и 33 правила Карфагенс­кого Поместных Соборов. В кано­ническом своде Православной Церкви содержатся принципиаль­но важные для нас святоотечес­кие тексты: «Святого Григория Богослова о том, какие подобает читать книги Ветхого и Нового За­вета» и «Святого Амфилохия епископа к Селевку о том, какие книги приемлются». Смысл этих правил выражен в словах святи­теля Григория Богослова: «Дабы не прельщен был ум твой чужды­ми книгами, ибо обретаются мно­гие подложные писания, неправо написанные, то приими, возлюб­ленный, сие верное исчисление» (далее Григорий Богослов, как и Амфилохий, приводит список из 22-х книг Ветхого Завета).

Пожалуй, самым ярким святоо­теческим определением о соста­ве канона Священного Писания является «Святого Афанасия, ар­хиепископа Александрийского, 39 послание о праздниках». Он не только однозначно принимает 22-х книжный Ветхозаветный канон, но и отвечает на поставленный нами вопрос: «Какое же место занимают в Библии и в жизни Пра­вославной Церкви неканоничес­кие книги Ветхого Завета?». Свя­той Афанасий Великий пишет: «Ради большей же точности, по­скольку пишу ради нужды, присо­вокупляю и сие, что есть кроме сих (канонических, богодухновенных - М.Н.), и другие, не введен­ные в канон, но назначенные От­цами для чтения нововступающим и желающим огласиться сло­вом благочестия: Премудрость Соломонова, Есфирь, Иудифь и Товия...».

Все выше приведенные канони­ческие правила были утверждены Святыми Отцами на Трулльском Соборе 691г. (Правило 2), что позволяет нам на их свидетель­стве и свидетельстве Святых От­цов сделать достаточно однознач­ный вывод: в Православной Цер­кви, прежде всего на Востоке (впрочем, если учитывать мнения святых Илария Пиктавийского и Иеронима, и на Западе), всегда принимался Ветхозаветный ка­нон, состоящий по еврейскому исчислению из 22-х книг, а по сла­вяно-русской традиции из 39-ти при этом в Церкви никогда не отвергались и, так называемые, неканонические книги, которые были своего рода нравоучи­тельным пособием или своеоб­разным введением в мир Биб­лии и лоно Церкви для оглаша­емых. Важным свидетельством их авторитета, неравным при этом авторитету канонических писаний, являются ссылки на них у различных Отцов и их ис­пользование в литургической жизни Церкви.

Итак, ответ Православной Цер­кви на вопрос о месте некано­нических книг в Библии можно выразить следующими слова­ми епископа Варнавы (Беляе­ва): «Неканонические книги, хотя составляют часть Священ­ного Писания, то есть включа­ются в список богодухновенных книг, однако не богодухновенны. Правилом 85 святых апос­толов они помещаются среди «чтимых и святых». Св. Афана­сий Великий говорит про них, что их «установлено отцами читать вновь приходящим и же­лающим огласиться словом благочестия». Такое отношение к ним Церкви осталось и по сию пору. Из них бывают обычно чтения (паремии) за великой вечерней, именно: из Премудрости Соломона, гл. 2-5, 10 и книги пророка Варуха, гл. 3-4; песнь отро­ков (Дан. 3, 24-90) воспевается на ут­рени и служит канвой для всего раз­нообразия песней седьмой и восьмой канонов; молитва царя Манассии (2 Пар. 36) читается на великом пове­черии и т.д. Итак, если неканоничес­кие книги годны для назидания веру­ющих в Церкви, то отпадает вопрос о полезности их домашнего употребле­ния. Презирать их нельзя». Аналогич­но высказывается по этому поводу святитель Филарет, митрополит Мос­ковский в Катехизисе и авторы «Тол­ковой Библии». Так во введении к последней говорится: «Не все ее (Библии) книги имеют одинаковое значение и авторитет: одни (канони­ческие книги) - богодухновенны, т.е. заключают в себе истинное слово Божие, другие (неканонические) - только назидательны и полезны, но не чужды личных, не всегда безоши­бочных мнений своих авторов. Это различие необходимо иметь в виду при чтении Библии, для правильной оценки и соответствующего отноше­ния к входящим в состав ее книг »

Несмотря на такую четкую позицию, вопрос о месте неканонических книг в Библии сохраняет свою актуаль­ность до сего дня. Это объясняется тем, что на Западе христиане придер­живаются диаметрально противоположных, но в равной мере край­них точек зрения. Римско-като­лическая церковь с давних пор канонизировала все книги Вет­хого Завета: принятые у евреев как «протоканонические», а именуемые в православной традиции неканоническими как «второканонические», факти­чески уравняв их авторитет. Протестантские конфессии со времен Мартина Лютера отвер­гают все книги, отсутствующие в еврейском каноне как «апок­рифы».

В заключении отметим два ос­новных положения, которые оп­ределяют в православном пони­мании статус неканонических писаний Ветхого Завета и их место в Библии: во-первых, не­канонические ветхозаветные тексты никогда не признавались равнозначными каноническим богодухновенным книгам Биб­лии. Во-вторых, они всегда по­читались как душеполезное чте­ние, необходимое для духовной жизни христиан, о чем свиде­тельствует их использование в богослужении Православной Церкви.

Н.В.Макеев
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии