главная

Епархиальные

Городские

Благочиния

Авторские

"ОБРАЗ"


ПРОПОВЕДЬ НА ПЕРВУЮ НЕДЕЛЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Для христианина дни Велико­го Поста, это время особого ду­ховного подвига. Богослужебные тексты, молитвословия и песнопения Святой Четыредесятницы, которые читаются и поются в Храме Божием, имеют одну важную цель - пробудить в душе христианина покаянное чувство, помочь каждому чело­веку заглянуть в тайники своей души, увидеть свое подлинное духовное состояние, увидеть грех.

Несомненно, одним из самых глубоких, умилительных, направ­ленных на духовное пробужде­ние человека, является Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

Преподобный Андрей, автор великого канона родился в сере­дине VII века в городе Дамаске. Из его жития известно, что до 7 лет он был совершено немым. И вот, однажды, причастившись Святых Христовых тайн мальчик стал говорить. Всемогущий Гос­подь не только исцелил будуще­го пастыря церкви от немоты, но и вложил в его уста великую силу - талант поэта и песнотворца. В возрасте 14 лет святой Андрей пришел в монастырь преподоб­ного Саввы Освященного, где провел многие годы в подвигах поста и молитв, изучая Священ­ное Писание, учения Церкви и Святоотеческие творения. Преподобный Андрей был участником VI Вселенского Собора, где явил себя стойким защитни­ком Православия. В конце VII века он был рукоположен во епископа города Гортины на ост­рове Крит, где и преставился ко Господу в первой половине VIII века.

Преподобный Андрей Критский является одним из самых ярких церковных поэтов. Он сочинил множество песнопений и бого­служебных текстов, трипеснцев, канонов, тропарей, но самым значительным его произведени­ем, безусловно, является «Ве­ликий покаянный канон».

Великим каноном он назван не только по своему объему, числу тропарей, но, главным образом, по глубине идейного содержания. Каждый тропарь, каждое слово канона проникнуто единой целью - пробудить в душе человека по­каянное чувство. Эта основная мысль выражена в кондаке: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши; конец приближается и имаши смутишася: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся ис­полняй».

Свои мысли преподобный Ан­дрей черпает из неиссякаемого источника - священного писания, с которым неразрывно связан по­каянный канон.

Через Адама грех вошел в мир «в нем же все согрешиша» (Рим. 5,12). Творец канона сравнивает себя с первозданным, который лишился райского жития, нару­шив одну заповедь Божию. «Аз же что постражду отметая всегда животныя твоя словеса» (1.6) - взывает преподобный. Если Адам изгнан из рая нару­шив лишь одну заповедь, то что должен потерпеть я нарушающий все Твои повеления, Господи!? Душу человека после грехопаде­ния автор сравнивает с прамате­рью Евой: «Увы мне, окаяная душе, что уподобилась еси первей Еве?... вместо Евы чувственныя мысленная ми бысть Ева» (1,3,4), то есть греховные помыслы постоянно преследуют человека, прельщают и увлека­ют к греховному делу.

Параллельно с текстом Свя­щенного Писания автор показы­вает постепенное развитие гре­ха в человеческом роде. Грех Адама повлек за собой и первое убийство на земле - Авеля Каи­ном.

Но каждый человек, согрешая, является самоубийцей, убивает свою душу, а также свое стрем­ление к Богу: «О как попоревновах Ламеху, первому убийце, душу яко мужа, ум яко юношу, яко брата же моего тела убив, как и Каин убийца, любосластными стремлениями».

Человек, духовные и телесные свойства которого повреждены грехом, своей жизнью подобно Каину приносит неугодную жерт­ву своему Создателю: «Яко Каин и мы душе окаянная всех содетелю деяния скверная и жертву порочную и непотребное житие принесохом вкупе»(1,8).

Следуя библейскому тексту, преподобный Андрей последова­тельно напоминает образы нече­стивых людей: Ламеха, Хама, сластолюбивого Исава, упрямо­го фараона, Офии и Финеса, Дафана и Авирона, царя Саула и других, отмечая, что грешная душа человека содержит в себе совокупность всех злодеяний, со­вершенных жившими прежде. Даже если человек не совершил греховное дело явно, но имеет ко греху душевное расположение он пребывает в состоянии духов­ной смерти: «Манасиева собра­ла еси согрешения изволением» (7,17).

Наряду с образами грехопаде­ний, автор приводит примеры праведной жизни. Рядом с Каи­ном образ праведного Авеля, ко­торый принес благовонную жер­тву Богу своей добродетельной жизнью. Перед нашим мысленным взором встают образы пра­ведных патриархов, вождей, су­дей, царей и пророков. Кроме того, автор канона поучает нас евангельскими притчами. Пока­зывая библейские примеры бла­гочестивой жизни, он призывает избегать всякого греха: «Запаления якоже Лот, бегай, душе моя, греха: бегай Содома и Гоморры: бегай пламени всякого бессло­весного желания» (3,3).

В каждой песне канона преподобнаго Андрей призывает к по­каянию. Первая ступень покая­ния, по канону преподобнаго Ан­дрея Критского, - познание сво­ей греховности. Для этого необ­ходимо обратить внимание на свою душу, на свое духовное со­стояние и искренне признать себя грешнее всех живущих на земле: «Аще и никто же, якоже аз, согреших Тебе...» (8,17) - взыва­ет Преподобный.

Вторая ступень покаяния - же­лание и стремление изменить свою греховную жизнь на бого­угодную. «От земли Харан изыди от греха, душе моя: гряди в землю точайшую присно живот­ное нетление, юже Авраам наследствова»... (3,11) - призывает автор, напоминая образ правед­ного Авраама. Для исправления и борьбы с греховными наклоннос­тями души необходима духовная брань: «Востани и побори яко Иисуса Амалика, плотские страс­ти, и гаваониты лестные помыс­лы присно побеждающе» (6,11).

В борьбе с грехом, со страстя­ми бесполезно надеяться только на свои силы, на самого себя, а так же на помощь другого чело­века: «Священник мя, предвидев мимо иде, и левит виде в лютых нага презре»... (1,15) - напомина­ет притчу о милосердном самарянине автор канона.

Помощь в духовной брани мо­жет оказать только сам Господь! Только Христос может исцелить человека от греха. Эта мысль ясно выражена в каждой песне Великого канона: «Агнче Божий, вземли грехи всех, возьми бремя от мене тяжкое греховное, и яко благоутробен, даждь ми слезы умиления». (1,16) - обращается ко Христу автор. Обращение ко Христу и искреннее раскаяние в содеянном - завершающая сту­пень покаяния. В каком бы состо­янии греховном не находился че­ловек, но, обратившись ко Хрис­ту с искренним раскаянием и осо­знанием своей немощи, человек, получает прощение грехов, а так­же наследует спасение и жизнь вечную. Так был помилован мы­тарь, очищена блудница, а раз­бойник благоразумный в после­дние минуты жизни наследовал Царство Божие.

Поэтому мы вместе с препо­добным Андреем должны посто­янно обращаться ко Христу, осо­бенно в дни Великого поста, с по­каянием и надежной на спасе­ние: «Вем, яко человеколюбец Еси, наказуеши милостивно, и милосердствуеши тепле, слезяще зриши и притекавши яко Отец призывая блуднаго...» (1,12) Помилуй мя Боже, помилуй мя! Преподобный отче Андрее моли Бога о нас. Аминь.

Протоиерей Василий Попов
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии