главная

Епархиальные

Городские

Благочиния

Авторские

"ОБРАЗ"


ДЕНЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Празднуя День сошествия Святого. Духа, мы, возлюбленные о Господе бра­тья и сестры, называем его также Днем Пресвятой Троицы и Пятидесятницею. О значении этого великого Дня сказано и написано много, и никто никогда не смо­жет исчерпать того, что можно сказать об этом. Остановим наше внимание на учении святой Церкви о Боге-Троице.

Единому Богу покланяются многие, в частности, иудеи, магометане, а Богу-Троице - только христиане и в этом их великое преимущество. Истина о том, что Бог; хотя и один, но троичен в Лицах - великая тайна, которую открыл во всей полноте человечеству Иисус Христос, Он открыл нам и другую сокровенную истину, неведомую прежде никому, что «Бог есть любовь» (1Ин.:4,7). Одна великая тайна помогает нам приблизиться к другой: Бог есть любовь, потому что Он Тро­ичен в Лицах и Бог Троичен в Лицах, по­тому что Он - любовь.

Даже человеческая несовершенная любовь соединяет людей между собой как бы в одно существо, напри­мер, супругов, семью, друзей. Что каса­ется людей, то это больше слова, чем реальность, Любовь Божественная без­мерна и потому Лица Пресвятой Трои­цы, по всемогуществу Их взаимной люб­ви, суть действительно один Бог, имею­щий одну сущность и живущий одной жизнью. Бог-Троица - это самое совершенное единство в любви, и, можно сказать дерзновенно, это потому так, что каждое Лицо совершенно и любовь каждой Ипостаси также совершенная, все отдающая и всецело одаряющая. По­этому Бог Троичный в Лицах - Бог Всеблаженный. Бон имеющий в Самом Себе такую полноту, что ни в каком дру­гом существе не нуждается, но по неко­ему преизбытку Своей любви Он тво­рит мир и другие живые существа, дабы и они разделили Его любовь, Его бла­женство и радость. И это было бы воз­можно, если бы только сотворенные Богом существа так же самоотвержен­но любили бы друг друга.

Все люди, руководствуясь любо­вью, согласно замыслу Божию, должны были по образу Пресвятой Троицы со­ставить как бы одно существо, но грех внес и вносит раздор, разделение, ими движет самолюбие, замыкающее чело­века в самом себе. На современном язы­ке это означает, что человек стал эгоистом. Где же тут может быть бескорыстная любовь и соединение всех друг с другом?

Сын Божий, став Человеком и от­дав Свою жизнь за спасение всех, вновь открыл людям путь к единству. Бог Отец благословил, увенчал подвиг Сына, воскресив Его из мертвых, и вознес Его на небо. Тем самым и для всех достойных последователей воплощенного Сына Божия открылась возможность славно­го Воскресения и восхождения в Небесные Обители, для них уготованные. Но для этого надлежало еще людям при­нять в себя самую силу Божественной жизни и любви. Сошедший на землю Святой Дух и дарует уверовавшим во Христа эту силу. Не наша, а только Божественная любовь, этот высший дар святого Духа, может действительно со­единить людей в одно Богоподобное целое. Таким образом, только благодать Святого Духа может собрать всех лю­дей на земле в единое целое. Наличие Божественного Духа в каждом человеке - то связующее звено, которое неразрывно связывает всех людей независимо от возраста, положения в обществе, национальной принадлежности. Но для того, чтобы приобщиться этой всеисполняющей благодати, нужно уверовать во Христа, ибо Дух Святой прежде сошел на апостолов, то есть на тех, кто поверил в Спасителя и принял Его как Сына Божия. Вера во Христа есть раскрытие себя для принятия Святого Духа. Все, принявшие Христа, через таинство Кре­щения входят в новую жизнь, составляют Церковь Божию на земле, которая есть предначаток всеобщего единства. Церковь-это человечество преображающееся, обожествляемое. Там нам по­даются все дары благодати Святого Духа для блаженной вечной жизни. Их так много, что можно сказать: «Прииди и черпай!

Нетрудно войти в Церковь, стать ее членом, особенно тем, кто родился в христианской семье, но трудно остаться в ней и жить по-настоящему, по-христиан­ски, исполняя заповеди Божий, руковод­ствуясь многовековым опытом Святой Церкви.

Одним из основных выражений, символов Церкви является храм. Недаром он также зовется и церковью. Беда в том, что многие, живя в храме возвышенной духовной жизнью, уходя из него живут совсем иначе, не думая о Боге и не замечая ближних. Вот эту двойственность нужно преодолеть. Средств к это­му великое множество. Одно из них -забота не только о храме, но и о церков­ной общине, к которой принадлежишь, о нуждающихся в помощи верующих прихода. Мы должны стараться, чтобы приход стал единой семьей. Разумеется, важно, чтобы каждый член церкви жил бы и сам по себе интенсивной ду­ховной жизнью: молился бы, имел бы привычку духовного и религиозного чте­ния, прибегал бы чаще к Таинствам по­каяния и причащения Святых Христо­вых Тайн. Истинная духовная жизнь неизбежно откроет сердце и для других, но все же надо, не забывая о своих личных нуждах, помнить, что каждый спа­сется не в одиночку, а вместе с другими и именно в Церкви.

Итак, возлюбленные о Господе бра­тья и сестры, один путь к единству всех людей - это вера во Христа, которая объединит всех людей в одно общество Церковь, ибо в ней «нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного; но все и во всем Христос», - учит святой апос­тол Павел (Кол.3:11), Только через дея­тельное участие в жизни Церкви хрис­тианин получает обилие даров благода­ти Святого Духа, Который очищает, воз­вышает, объединяет и спасает Помолимся же ко Святой Троице, чтобы мы и все люди силою Божествен­ной любви взыскали бы святого нашего Богом благословенного единства, «Егда снизшед...» Аминь.

Протоиерей Василий Попов.
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии