главная

Епархиальные

Городские

Благочиния

Авторские

"ОБРАЗ"


капкан для легковерных

За 70 лет Советской власти вы­росло три поколения, воспитанных на антирелигиозной пропаганде. Генеральной линией в атеистичес­ком воспитании было «умолча­ние». Нет, конечно, негативная ин­формация о «реакционной сущно­сти Православной Церкви», о «по­пах и монахах», что обманывает народ подавалась в изобилии. Но при этом перекрывались все кана­лы, по которым могла бы просо­читься информация по существу, а именно: о чем повествует Еван­гелие, что такое Православие, на какие нравственно-этические цен­ности ориентировалась «Святая Русь», и почему наши далекие предки так называли свое Отече­ство.

Плоды атеистического просве­щения мы пожинаем сегодня. Убежденных материалистов оказа­лось не так уж много, а вот людей религиозно невежественных и наи­вно-доверчивых к рассказам о та­инственных и чудесных историях предостаточно. Материализм вы­шел из моды, уступив место ок­культизму и доморощенной мисти­ке. Кажется, что к нашему сегод­няшнему обществу непосред­ственно обращены слова апосто­ла Павла: «ибо будет время, ког­да здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истинны от­вратят слух и обратятся к басням» (2 Тим.4:3-4). «Духовных учите­лей» развелось множество. Стра­на Советов канула в Лету, с нею цензура. Сочинительство чудес­ных мистических историй оказа­лось прибыльным и перспектив­ным бизнесом. Если раньше совет­ских писателей называли «инжене­рами человеческих душ», и про­биться в издательство было нелег­ко, то теперь эта проблема снята. Стоит только придумать таин­ственный сюжет «про духовность», рассказ вести от первого лица, до­верительно обращаясь к читателю, и успех обеспечен. Легко зарабо­тать немалые деньги и выбиться не в «инженеры», а прямо в «ду­ховные учителя». Новые «духов­ные откровения», если по-умному повести дело» - это уже большие деньги и власть над человечески­ми душами, власть реальная, «не по букве, а по духу». Первым биз­несменом от новой «духовности» стал пресловутый Мегре (Пузаков) со своей «Анастасией». Сюжетную линию Пузаков заимствовал из рассказа Куприна «Олеся».

Свое авторское «я» облек в соответству­ющий нашему времени персонаж «председатель союза предприни­мателей Сибирского региона». Псевдоним «Мегре» - имя знаме­нитого комиссара полиции - героя детективных рассказов французс­кого писателя Жоржа Сименона (истории комиссара Мегре вошли в классику детективного жанра на­ряду с Шерлоком Холмсом Конан Дойля и пастером Брауном Честер­тона). Забавно, но это факт. Довер­чивый читатель «проглотил нажив­ку», приняв вымысел (его по уров­ню и литературным не назовешь) о предпринимателе Мегре и его встрече с таежной девицей Анас­тасией за чистую быль. Не избе­жали хитрой ловушки даже веру­ющие люди. Однажды мне пере­дали письмо пожилой женщины, проживающей в Павловском рай­оне. Что примечательно, эта ис­кренне верующая женщина, стре­мится обратить своих односельчан ко Христу, уговаривает соседок ез­дить вместе с ней по праздникам в церковь и очень огорчается, что они за хозяйственными заботами не понимают, как это важно для души. Обличать деревенских му­жиков в неправедной жизни, «не по заповедям Божиим», дело, как из­вестно небезопасное. Во хмелю могут и прибить ненароком. Одна­ко это ее не пугает. По ее словам, она «приготовила себе смертный узел и готова умереть за Христа хоть сейчас». Но и такого искрен­не верующего человека смутил Пузаков-Мегре своими байками. Она перечитала все его писания с полным доверием.

Цитирую отрывок из письма, что бы было ясно как приходит сегодня соблазн: ан­типравославные идеи исподволь внедряются в сознание, потому что льстят слуху лукавые рассужде­ния о самопознании, любви, «об­щении с Богом напрямую, без по­средников». Вот, что прельстило в пустословии Пузакова мою доб­рую доверчивую корреспондентку: «Речь идет о женщине, обнаружен­ной предпринимателем Владими­ром Мегре в глубокой тайне по реке Оби. Женщина-человек Ана­стасия помогает каждому челове­ку открыть себя, соприкоснуться с Высшей духовностью, чистотой, истиной. В Москве и других горо­дах созданы исследовательские центры Анастасии. Я получила глубочайшее потрясение от всего написанного в книге...» Эта веру­ющая женщина пыталась как-то соединить Анастасию с первыми христианами и объяснить появле­ние таежной дивы, управляющей «лучами космической энергии», промыслом Божиим: «А появилась она от Господа в это страшное раз­вратное и безумное время, что бы свидетельствовать людям о Люб­ви - агапэ». Я посоветовала авто­ру письма еще раз внимательно перечитать соответствующие ме­ста в Евангелиях и Апостольских посланиях, подумать и сравнить, насколько похожи «откровения» Анастасии на слова Христа, за Ко­торого она была готова умереть. Заодно прочитать повесть Купри­на «Олеся», чтобы убедиться от­куда Мегре-Пузаков позаимство­вал сюжет, снабдив его набором языческих суеверий вперемешку с придумками из современных вос­точных культов. Пришлось мне об­ратить внимание и на то, что в апо­стольские времена молодые хри­стианки должны были либо цело­мудренно блюсти свое девство, либо супружескую верность, если вступали в брак. Любовная связь с заезжим предпринимателем даже ради деторождения, с точки зрения христианской морали по­читалась греховным блудом, и свидетельствовать о «чистоте» со­грешившая девица никак не мог­ла. Такие были времена, такие нравы у тех, кто называл себя «верными».

Если такая поморока находит на пожилую верующую женщину, то что можно сказать о молодых романтически настроенных людях, которые как мотыльки летят на огонь «Высшей духовности», попа­дая из-за своего невежества в кап­кан языческих суеверий, принимая басни ловкого сочинителя за исти­ну. Безобидны ли центры «Анас­тасии», точнее «Общественной организации Звенящие кедры»? Отнюдь. Человек, утративший чув­ство реальности, живущий в уто­пической надежде на самосовер­шенствование в единении с приро­дой, не способен к трезвой нрав­ственной самооценке; рассуждая о любви, чистоте и прочих высо­ких материях на деле он ублажает свою «самость», возгревает горды­ню, воображая себя существом «духовным», потакает похоти, счи­тая себя «чистым и непорочным». Все эти фантазии не приносят пользы душе, любви к близким, полезной деятельности на благо Отчизны. Зато приносят большую материальную пользу сочините­лям басен и устроителям сект. Можно, конечно, зарегистрировать свое детище как «общественную организацию», но суть дела не меняется.
Однако надо отдать должное Пузакову-Мегре. Делая свой биз­нес на религиозной непросвещен­ности людей, он по крайней мере воздержался от богохульства и наглого оскорбления всех верую­щих христиан.

Пузаков лишь изобрел «ноу-хау» - способ зарабатывать на до­верчивости людей, душа которых не принимает «нового образа жиз­ни».

А вот некто Ренат Горифзянов воспользовался изобретением Пу­закова не только ради наживы, но и по идейным соображениям. На книжных развалах появились его сочинения, суть которых опровер­жение Евангелия. Прием позаим­ствован у Пузакова, но Ренат не берет псевдонима. Он выступает с открытым забралом. Действи­тельно, чего бояться? Сочинитель пасквиля твердо знает: как бы не были богохульны его слова, оскорбленные верующие горло ему не перережут (от уха до уха по обы­чаю исламских фундаменталистов за оскорбление Мухаммеда. По Шариату за оскорбление Ислама полагается вырвать язык, отрезать уши и нос. Тоже мало не покажет­ся).

Отрекомендовал себя читате­лям Горифзянов бывшим журнали­стом. Бывшим, потому что, по его словам, он встретил необыкновен­ную женщину Любовь Панову, и эта встреча изменила всю его жизнь. Оно и понятно: почитайте четыре книги, каждая объемом более 300 страниц, тиражом двад­цать тысяч, по 46 рублей за шту­ку. Заработал издатель, но и сочи­нитель получил крупный куш. Лю­бовь Панову нашел Ренат не в тай­ге, а в обычной квартире. Необыч­ны были лишь способности: «она слышала голоса умерших людей, чьи души, оказывается, живут ря­дом с нами в невидимом мире. Они и являются нашими ангелами-хра­нителями... Знают наше прошлое, настоящее, будущее». Так веща­ет нам Ренат Горифзанов. По его словам, наука этого пока объяс­нить не может, понять нам сей феномен трудно, надо просто при­нять это «как данность».

Психиатр квалифицировал бы «голоса», которые слышит Пано­ва, как типичные слуховые галлю­цинации шизофренички.

Православно верующий чело­век, судя по содержанию «откро­вений», опознал бы это явление как типичный случай бесоодержимости.

Но можно сделать и третье предположение: мы имеем дело с шарлатаном (или сразу с двумя?), который раскручивает свою подельницу на роль прорицательни­цы. Люди суеверные готовы рас­кошелиться, чтобы «ясновидя­щая», точнее «яснослышащая» Люба возвестила, что присовету­ют «ангелы-хранители». К доходу от бредовых сочинений добавит­ся доход от прорицаний. Я скло­няюсь к третьему предположению, судя по тому, как эта парочка ве­дет свои дела. Писания Рената покупают люди, не питающие не­нависти к христианству, порою даже причисляющие себя к право­славным. Завлекают названия: «Откровения ангелов-храните­лей», «Путь Иисуса». Покупатели наивно полагают, что приобрели христианскую духовную литерату­ру, и только начав читать, понима­ют, что профинансировали анти­христианский пасквиль. Конечно, доверчивым покупателям следо­вало бы обратить внимание на имя автора - Ренат, и на рекламную аннотацию на титульном листе: «Вниманию читателей предлагает­ся уникальная книга, которая рас­кроет все загадки, связанные с именем Иисуса Христа и поможет многим людям стать мудрее и на­строить свое сердце на добро и любовь». В Евангелии загадок нет. «Стать мудрее» по Горифзянову - не верить евангельскому тексту. «Добро и любовь» предлагали и предлагают все без исключения противники христианства. Однако сомнительно, чтобы автор паскви­ля на святейшее для всех христи­ан имя руководствовался любо­вью. Даже тот, кто сам не прини­мает Иисуса как Господа и Спаси­теля, должен был бы благоразум­но воздержаться от оскорбления религиозных чувств миллионов ве­рующих христиан, не провоциро­вать межконфессиональной и ме­жэтнической розни. Но худое де­рево, по словам Христа, не может приносить добрые плоды.

Не вина, а беда наших сограж­дан, что в течение 70 лет они жили в информационном вакууме отно­сительно веры своих предков, ду­ховного наследия православия. Сегодня каждый, кто желает при­общиться к чтению серьезной ду­ховной литературы такую возмож­ность получил.

В Воронеже три православные библиотеки: в Духовной Семина­рии, в храме свв. Кирилла и Мефодия (ул. Депутатская, 5а), на Студенческой, 33. Не позволяйте сомнительным сочинителям дура­чить себя баснями. Им выгода, а вашей душе убыток.

Ушакова Ю.В.
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии