главная

Епархиальные

Городские

Благочиния

Авторские

"ОБРАЗ"


МНОГОСТРАДАЛЬНАЯ СЕРБИЯ - ДРЕВНЯЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЗЕМЛЯ

В стране, где могучие черные горы в дымящихся облаках и густые леса с многообразием обитателей, где чудная природа как родная мать принимает в свои теплые и нежные объятия православных детей, которые с любовью с Создателю своему веками создавали монастыри и храмы, где не обременено все это обилием научно-технического прогресса, где человек всю жизнь земную пребывает в созерцании Премудрости Божией, - там, в этом самом месте, кажется и находится престол Божий.
В этой стране люди не мыслят жизни своей без церкви и веры православной, и готовы пролить кровь свою за Христа и родную любимую землю. И проливают…

…Конец XX века. В борьбе за «права человека» Европейским миротворческим союзом в Сербии был «установлен порядок»:
- В Косово албанские экстремисты разрушили и сожгли 25 православных церквей и монастырей, среди которых и средневековые памятники архитектуры. Количество разрушенных церквей и монастырей в этом крае с 1999 года превысило 130 православных святынь.

- За три дня в Призрене разгромлены и сожжены соборный храм Богородицы, построенный царем Милутином в 1306-1307 годы, церковь Святого Спаса, монастырь Святых Архангелов, построенный в ХІV веке, церковь Святого Георгия (ХV век), соборный храм Святого великомученика Георгия. В местечке Србиц подожжен монастырь Девич (ХІV век).

- Сожжены храмы и церковные сооружения в городках Печ, Боло Поле, Брняке Ораховце, Джаковце, Урошевце, Косовом Поле, селе Бресие, в столице Косово Приштине сожжена церковь Святого Николая. Сожжено здание семинарии Святых Кирилла и Мефодия, а также Епископский двор в Призрене. Тысячи православных сербов пострадали за веру христову, защищая Родину свою.

Ну, что ж, православная Сербия - чужеродное образование в теле «просвещенной» и «демократической» Европы, и потому сербы подлежат или деправославизации, или физическому уничтожению. Все последние события на территории бывшей Югославии показывают, что эта задача НАТО и Европейским Союзом поставлена и последовательна реализуется.

Милостью Божией мне довелось побывать в этой стране. Многострадальная маленькая Сербия. Распространяется она на территорию бывшей Югославии, расположена на берегу Адриатического моря и граничит с Албанией, Италией, Венгрией, Румынией, Болгарией и Грецией. Площадь ее – 255 800 кв. километров. Население этой страны - свыше 23 600 000 человек. В столице Сербии Белграде живет чуть более 2000 человек.

Живет в этой земле православный славянский народ, который за свою историю претерпел много вражеских нападений, репрессий и дискриминации.

Сербия для всего славянского православного мира, в том числе и для Киевской Руси, имеет особое значение. Сербы, как и болгары, спасли православную цивилизацию во время католических гонений в Моравии и Паннонии. Известно, что в конце девятого века, после преставления равноапостольного Мефодия, славянская письменность, изобретенная Кириллом и Мефодием, оказалась на грани исчезновения: были разгромлены приходы, священнослужители изгнаны, а около пятисот учеников Кирилла и Мефодия были проданы в рабство в Венецию. Славянская письменность была спасена благодаря тому, что богатые сербы и болгары выкупили из рабства просвещенных изгнанников.

После Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром первые славянские богослужебные книги пришли к нам из Сербии. Славянская письменность, давшая историческую жизнь нашему народу, была спасена сербами. Оттуда, из пределов Сербии, где вживе слышалась проповедь Кирилла и Мефодия, и где оставили они свою книжную школу, приходили к нам первые списки богослужебных и богословских текстов, и до сих пор, разбираясь в древних рукописях наших библиотек, мы то и дело встречаем пометку: "сербскаго письма". В сербской редакции к нам доходили не только собственно сербские, но и многие византийские литературные памятники. На то, что это факты немалозначительные, указывает старательность и кропотливость, с которой всякое упоминание о них вымарывалось из нашей истории в недавнее, безбожное время. Действительно, ни одного слова о сербском литературном влиянии на юную русскую литературу ни в одном учебнике советского периода вы не найдете...
 
Сербия — древняя православная земля. В сербском городе Ниш родился святой равноапостольный император Константин, утвердивший Христианство государственной религией римской империи. В Косово, Метохии находятся древнейшие святыни Православной Церкви — монастыри и храмы.

Чувства славянской солидарности, а у славянских народов они в значительной степени связывались с отношением к России как становому хребту славянского мира, проявлялись очень ярко. Иван Аксаков выразил это в краткой формуле: «Вся сила славян — в России, вся сила России — в ее славянстве». Черногорский владыка Петр I Негош оставил своему преемнику Петру II наказ: «Богу молись и России держись». Недаром также император Александр Ш во время визита к нему князя Николы Петровича обронил фразу: «Европа может подождать, пока Россия принимает у себя своего единственного союзника в Европе». Когда Россия изнемогала в огне Гражданской войны и во все стороны света потянулись обозы, двинулись эшелоны, пошли пароходы с людьми, спасавшими свою честь и жизнь. Одной из стран, где они нашли временное пристанище, а потом и свой второй дом, стала православная Сербия. Все это дает основание сказать, что Сербия и Русь суть сестры во Христе.

Через Сербию проходили почти все великие войны, начиная с 14 века. С битвы на Косовом поле в 1389 году, где под натиском турецкого войска, втрое превышавшего сербское, пали, не дрогнув, почти все сербские ратники, начинается закабаление Сербии. Турки не только вырезают и порабощают сербов, они также истребляют христианские книги, выскабливают глаза Богородице на фресках, "отуречивают" сербские православные храмы, превращая их в мечети. Книжная культура в стране замирает, некогда высокоразвитая литературная традиция обрывается, уступая место устному народному творчеству, эпическим песням, исполняемым под гусли. О том, сколь ненавидели "безбожные агаряне" запечатленное на страницах книг слово Божие, о том, сколь яростно пытались они искоренить его, говорит тот факт, что сербы в начале XVIII века вынуждены были обратиться уже к России за самими богослужебными текстами: и до сих пор Литургия в большинстве сербских храмов совершается на церковно-славянском языке в русской редакции...

С монашеской жизнью сербы начали знакомиться еще во время распространения христианства на Балканах. Иночество среди них утверждали свв. Климент и Наум – ученики славянских апостолов, святых братьев Кирилла и Мефодия. Первоначально монашество в Себрии было киновийного (общежительного) направления, но вскоре развилось и другое направление – анахоретское (пустынножительное).

С давних времен и по сей день православные переносят многие удары и со стороны католической церкви, и со стороны мусульманской общины, и иногда со стороны правительства Сербии. Но нет отчаяния и уныния в глазах верных учеников Христовых и патриотов своей Родины, ведь они всегда помнят своих святых героев, которыми богата Сербия. К примеру, имя Святого Саввы (в миру сербский царевич Растко Неманя) известно и почитаемо не только в церкви, но и в светских кругах. Святитель Савва I был первым епископом сербов. Почитание его сербами необычайно велико. Сама Сербская церковь называется Святосаввской. И не случайно, ведь именно он сыграл огромную роль в становлении Сербской Православной Церкви, а также явился деятельным участников в делах государственных. Еще в бытность простым иноком он состоял ближайшим советником своего брата князя Стефана, которого в будущем венчал в царя Сербии. Святой Савва нередко исполнял важные дипломатические поручения. Будучи возведен на первосвятительский престол родной Церкви он стремился создать неразрывный союз между Церковью и Сербской державой во имя процветания Православия и сохранения сербов как нации.

Уместно сравнение двух первосвятителей Церкви православной свт.Митрофана, первого епископа Воронежского и свт.Саввы, епископа Сербского - ведь жизнь их и служение очень схожи. Велика роль их обоих в деле пастырского и общественного служения. Деятельность свт.Митрофана и свт.Саввы были истинным благословением Божиим для тех мест, где несли они свое служение. Под мудрым управлением святителей все стороны не только церковной, но и государственной жизни испытывали благодетельные перемены. Монахи, белое духовенство и миряне обоим святителями были одинаково дороги, о всех они одинаково заботились. Поистине оба святителя для своих соотечественников являются примерами служения Богу и людям: ведь труды их на века отобразились на жизни Церкви и Отечества.

СПЦ и вся Держава Сербии с любовью и благоговением обращается к подвигам своих героев и патриотов отечества и в тяжелых военных испытаниях и «демократических гонениях» черпает силу веры и жертвенной любви к Богу и ближним. Но со времен святого Саввы не было в сербском народе столь вдохновенного и глубокого проповедника и духовного автора, как свт.Николай Сербский. Владыка Николай – величайший проповедник слова Божия и, пожалуй, самая крупная фигура в сербской духовной литературе XX столетия. Да и не только двадцатого. Примечательно, что, прекрасно зная современную ему европейскую философию и науку, Владыка Николай уже в начале 1920 годов пророчески предсказал вторую мировую войну и в деталях описал оружие и методы, которые будут в ней применяться "цивилизованной Европой". Причиной войны он полагал удаление европейского человека от Бога. "Белой чумой" окрестил Владыка современную ему безбожную культуру...

Изучая мировую историю, без сомнения сможем обнаружить тот факт, что такое государство, где Церковь и власть подчинены одному закону – Закону Божию, - оно непобедимо. Как нельзя победить добро злом. Но об этом в наше беззаконное время приходится только мечтать. Тот Великий Союз разрушен волей человеческой и что ждет нас – «Бог весть». Мы отправляемся на сражение самоуверенно, горделиво отбросив от себя Крепкий Щит, и оказываемся раненным и покалеченным и даже пораженным насмерть.

Ну что ж, пока Сербия не похожа на такого безумного воина. Весь народ сербский – как единый воин, защищенный прочными доспехами веры православной. И плодом этой разумной и мудрой жизни есть духовный рост народа и процветание Сербской Церкви. Сегодня Сербская Православная Церковь насчитывает 36 епархий. В состав ее входит более 3500 приходов, 204 монастыря, около 1900 священников, 230 монахов и 1000 монахинь.

Но все претерпел с помощью Божией сербский народ и дух его остался несломленным. Все пережила Сербия – и турецкое нашествие, и мировые войны, и распад Югославии в 90-х годах XX-го века.

За пять дней невозможно познакомиться с жизнью сербских монастырей. Поэтому мои впечатления неизбежно носят характер фрагментарности и субъективности, однако, определенные закономерности все-таки удалось уловить. В Сербии практически нет «городских монастырей» - все обители находятся, как правило, в некотором отдалении от крупных населенных пунктов. В основном все монастыри обнимает нежная природа своими зелеными объятиями, свежим воздухом и черными горами. Все построения не нарушают гармонии природы и даже, кажется, что они как бы родились как законные ее наследники, которые свидетельствуют о великой премудрости Божией.

Сербское монашество – это живой фактор религиозно-нравственного развития общества и как очаг умственного, точнее книжного просвещения народа, своим происхождением и дальнейшим существованием всецело обязано Афону. Направление же, данное сербскому православному монашеству свт. Саввой, соблюдается и в наши дни.

Самым сильным впечатление от поездки стали, конечно, люди. Сербы очень дружелюбны, открыты, доброжелательны, а в последние годы – еще и очень благочестивы. Несмотря на тяжелейшие испытания, выпавшие на их долю, они сохранили светлое, радостное состояние духа.

Бог поругаем не бывает. Помоги им, Господи! Сохрани веру и укрепи дух многострадальных братьев наших во Христе!

Воспитанник ВПДС Алексей Федянин
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии