главная

Епархиальные

Городские

Благочиния

Авторские

"ОБРАЗ"


евангельское откровение о боговоплощении в отношении к другим мировым религиям

Из чрева прежде денницы родих тя.
Клятся Господь и не раскается. (Пс. 109)

На рождественском богослужении перед чтением Евангелия, которое повествует о Рождестве Господа нашего Иисуса Христа (Мф 1, 18-25), звучит прокимен (глас 4, Пс. 109, 3) — мессианское пророчество, в котором сопоставляется временное рождение Иисуса Христа в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода с Его предвечным рожде­нием как Сына Божия.

В древней христианской Церкви до 5-го века Рождество и Крещение празднова­лись в один день. В Рождестве Христа со­вершается великая тайна Боговоплощения, от­крывшаяся миру при Крещении Господнем в Богоявлении.

На Иордане глас Бога Отца свиде­тельствует об Иисусе (евр. Иошуа — Спа­ситель) как о единосущном Сыне возлюб­ленном и Дух Святой в виде «голубином», нисходит от Отца и на Сыне почиет» (Мк. 1, 10-11). Это высшая богооткровенная рели­гиозная Истина.

Светские религиоведы относят хрис­тианство наряду с иудаизмом и исламом к монотеизму (единобожию) в противопо­ложность политеистическим религиям (культ многобожия). Но это поверхностный подход, не раскрывающий существенный различий, которые заложены в самом понятии Бог для верующего христианина, иудея, мусульманина.

Христианское учения о Боге, основан­ное на Божественном Откровении, говорит о том, что есть первопричина всего существую­щего. Она не только представляемая или мыс­лимая, но реальность, действительная и явля­ется Богом.

Бог - существо самобытное и безус­ловное, то есть в самом себе содержит при­чину своего бытия. Это самобытное Суще­ство есть Существо всемогущее, премудрое, вечно живое, животворящее и в своих свой­ствах всесовершенное. Как Начало всемо­гущее, Бог сотворил мир и создал его «чис­лом, мерою и весом». Как Существо благое, Бог постоянно печется об этом мире, про­мышляет о нем и, промышляя, изливает на него свою благость и свою любовь. «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог по­слал в мир Единородного Сына Своего, что­бы мы получили жизнь через Него», — говорит апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 4, 9).

Будучи в своей благости Существом нравственным, всесовершенное, Бог свят, и по­тому является Богом правды.

По отношению ко всему, что противо­речит идее блага и добра, что восстает против них, и Он является Богом, карающим зло, с целью уничтожающим нравственный беспо­рядок. «Открывается гнев Божий с неба, — говорит апостол Павел, — на всякое нечес­тие и неправду человеков, подавлящих истину неправдою (Рим. 1, 18).

И, наконец, полнота учения о Боге, дос­тигается в христианстве в догмате о Святой Троице. Такое воззрение на Бога утверж­дает, что в Боге существует троичность Лиц при единстве Его Существа. Будучи еди­ным, Он не одинок и для Него есть равный Ему объект любви.

Сама по себе Сущность Святой Трои­цы или Троичность единого Бога есть тайна, но именно в этой тайне раскрывается полно­та Бытия в Боге и полнота беспредельной любви Божией. «Тайна христианской тро­ичности — тайна Божественной любви, — пишет блаженный Августин, - Ты видишь Св. Троицу, если видишь любовь» (Николин И. Курс основного богословия или апологетики, Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1904, с. 256).

Таким образом, учение о Боге в хрис­тианстве заключается в том, что Бог, по слову апостола Павла, «явил нам (Рим. 1, 19) по своему благому соизволению, для нашего спа­сения.

Современный иудаизм так же, как хри­стианство в вероучении о едином Боге исхо­дит из библейского откровения. Основанием в мировоззрении иудаизма является истина бытия единого, личного «Бога живого». Од­нако на своем пути к богопознанию иудеи «преткнулись о камень», что пророчески пред­вещал царь Давид: Камень, который от­вергли строители, соделался главою угла. От Господа сей (Пс. 117, 22-23). Христос напомнил первосвященникам и ста­рейшинам народа израильского это проро­чество псалмопевца в притче о злых виног­радарях (Мф. 21, 33-34). Закончил Господь эту притчу суровым приговором: «Потому ска­зываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21, 43).

Почему книжники и первосвященники не узнали, отвергли Того, о Ком говорили Моисей и пророки? Причиной тому было духовно-нравственное состояние вождей еврейского народа, в чем обличал их Спаситель. Дух Закона Божия, данного Израилю через пророка Моисея, подменился «буквою» (« буква убивает, а дух животворит» 2 Кор. 3, 6), т. е. преданиями внешнего «благочестия», «преданием старцев», книжников, толкователей Закона. Эти толкования начали складываться в эпоху вавилонского пленения, когда единственным местом религиозных собраний евреев стала синагога. И главной целью собрания было религиозное просвещение: чтение, толкование Закона, обучение вероучительным правилам. По возвращении евреев в Палестину синагоги занимают ведущую роль в религиозном обучении народа, а толкования Торы (Пятикнижия) объединяются в сборнике Мишна. Дальнейшее толкование на Мишну-Гемара, вместе (Мишна и Гемара) составили основную вероучительную книгу иудаизма — Талмуд (ранний Талмуд относится ко II веку по Р. X.) Главное, что характерно для талмудического иудаизма, — отри­цание первородного греха как состояния падшей человеческой природы. Сравним с ветхозаветным религиозным представлением: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50, 7). Грех в раввинистическом пони­мании есть противозаконное дей­ствие, а если так, то человек спасается строгим соблюдением предписаний Закона, как он истолкован в Талмуде. Религиозные мессианские чаяния, выраженные ветхозаветными пророками уже по времени Рождества Спасителя подменились ожиданием великого вождя, подобного Мои­сею и Иисусу Навину, который восстановит царство Израиля, земное царство благоден­ствия и справедливости (нечто предвосхи­тившее идею К. Маркса о светлом будущем коммунизма). Эти религиозные пред­ставления являются, по сути, спекуляцией на понижение: понятие о реальном живом богообщении, которое только и есть единственный путь к истинному богопознанию, в современном ортодоксальном иудаизме отсутствует. Поэтому мы не можем сказать, что талмудический иудаизм содержит то же понятие о Боге и об отношениях между Богом и человеком, что и христианство.

Ислам заимствовал основные рели­гиозные постулаты от иудаизма: исповедание единого личного Божества как Творца всего сущего; отсутствие понятия о перво­родном грехе как состоянии падшей природы человека; верность Богу (араб. Аллеху) состоит в исполнении религиозно-этических предписаний, данных основателем новой религии Мухаммедом (к VI — н.VII вв. от Р. X.). Существенным отличием Ислама стал постулат о предопределении судьбы человека волей Аллаха (Кисмет).

Хотя в священной книге мусульман Коране Аллаху прилагается свойство «всеми­лостивейшего», для человека воля Аллаха остается непостижимой.

В исламе нельзя говорить о Союзе (Завете) между Богом и человеком, о бо­гообщении, соединении с Богом, как выс­шей религиозной цели человеческой жиз­ни. Хотя, в отличие от ортодоксального иудаизма, Мухаммед признавал Иисуса Христа истинным пророком, но постичь христианское учение о Боговоплощении, о Богочеловечестве Христа Мухаммеду было не дано.
Если оценивать ислам с точки зрения полноты христианского откровения, то допустимо принять тот факт, что изначально Мухаммед привел языческие племена аравийских арабов под сень Закона, но приняв Закон от Моисея, Мухаммед лишил их (а также и все народы, обращенные в Ислам) благодати Божией. «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1, 17). И только с помощью благодати Божией ограниченный человеческий разум постигает полноту богооткровенной Истины.

«Великое и высшее всяких пред­ставлений чудо совершилось сегодня: Дева раждает и утроба не истлевает; Слово воплощается, и не отлучается от Отца» (стихира на стиховне праздника Рождества Христова).

Все иные фантазии относи­тельно «Мудрости Востока» (особое место отводится древней Индии), что пытается проповедовать свое антихристианское мировоззрение и с точки зрения своих представ­лений о боговоплощениях (аватарах) божеств индуист­ского пантеона судить о Евангельском Откровении, ни что иное, как «бабьи басни», о которых предупреждает нас апостол Павел: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии (1 Тим. 4,7).

Так называемая «Муд­рость Востока» была и оста­ется языческим пантеизмом. Аватары богов, в частности, популярного у нас Кришны (благодаря напору зарубежных кришнаитов) по сути является «трюкачеством» мнимых бо­жеств, которые надевают, как верхнюю одежду, человеческую плоть, чтобы принять участие в делах человеческих: войнах, родовых распрях, а то и попросту погулять с прелестными пастушками (см., например, историю Кришны и воина Арджуны в поэме «Бхагават-Гита», входящую в древний индийский эпос « Махабхарата » ).

Истинное богооткровение не низводит наш дух к миру человеческих страстей, а, напротив, возводит его в горний мир, к познанию таинственного Боговоплощения, открывая великую цель любви Божией – домостроительство нашего спасения.

«Спас народ чудесно Владыка, осушив в древности влажныя морския волны. Добровольно же родившись от Девы, Он проложил нам проходимую стезю на небо...» (ирмос канона праздника Рождества Христова).

Протоиерей Сергий Моздор.
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии