главная

Епархиальные

Городские

Благочиния

Авторские

"ОБРАЗ"


новый год и рождество христово

Многие люди Новый Год и Рождество Христово называют главными праздниками года. В то же время практически никто не может что-либо рассказать об истории их возникновения. Специально для читателей «Образа» мы постараемся осветить историю двух этих праздников.

Начало празднования Нового Года восходит к глубокой древности. Все языческие народы сопровождали его разными богослужебными обрядами, торжественными приношениями и весельем. Не было народа, который не встречал бы Нового Года, как-то по-особому отмечая это событие.

Празднование Нового Года у древних народов обыкновенно было связано с началом пробуждения природы и, в основном, приходилось на март-апрель. Такое постановление считать Новый год с месяца «авив» (т.е. колосьев) встречается в законе Моисея.

С марта Новый Год начинался и у римлян до преобразования календаря Юлием Цезарем в 45 г. до Рождества Христова. Во Франции Новый Год праздновался с 25 декабря до IX века, а затем с 1 марта в XII и XIII столетиях, то есть со дня Пасхи, и только в конце XVII века – с 1 января. В Германии то же произошло во второй половине XVI века, а в Англии в XVII веке.

Как праздновался Новый Год в языческой древней Руси – один из неразрешенных и спорных вопросов в исторической науке. Не найдено утверди­тельного ответа, с какого времени начинался отсчет года. Со времени введения Хрис­тианства летоисчисление на Руси начиналось или с марта, или со дня св. Пасхи, то есть сохранялись традиции предков.

По одной из версий в конце XV века, а по другой в 1348 году Православная Церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора. Перенос был осуществлен в связи с возрастающим значением хрис­тианской церкви 11 государственной жизни древней Руси.

Последний раз Новый Год праздновался 1 сентября 1698 года. Петр Великий изменил коренным образом и летоисчисление, и способ проведения данного события. В первый год 18 столетия летоисчисление начиналось от Рождества Христова.

Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с тот, что запрещено было праздновать 1 сентября.

15 декабря 1699 года был зачитан указ Великою Государя Петра Алексеевича, в котором было определено «впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с I генваря от Рождества Христова». В знак такого доброго начинания и нового столетнего века, «после благодарения Богу и молебного пения в церкви» повелено было: «по большим проезжим улицам, и знатным людям и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых еловых и можжевеловых. А людям скудным (т.е. бедным) хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. К этому времени главным атрибутом этого праздника в Российских городах становится елка.

В сельской же среде не засви­детельствован обычай рождественской елки. Этот обычай пришел к нам из Германии и лишен у нас обрядового значения. Темная, буроватая ель или сосна в русском простонародье не пользовались особым почетом. Излюбленным же образом русских песен и русских обрядов является березка. Поэтому этот обычай всегда был распространен только в городском быту. Современная новогодняя елка не соотве­тствует никаким религиозным или обрядовым традициям. Возжигание ее на рождество не связывалось с церковными обрядами. Может быть поэтому новогодняя елка сохранилась и в советское время. Но в Западной Европе внесение в дом елки как дерева, хранящего летнюю зеленую окраску даже зимой, и, следовательно, обладающей особой спосо­бностью не поддаваться зимней смерти, имело обрядовое значение и было воспринято в церкви. В лютеранских церквях во время рождественского богослужения возжигалась елка.

В настоящее время в разных странах Новый Год всегда очень оптимистичный и всеми отмечаемый праздник. Замечено, что Америка ежегодно побивает все рекорды по поздравительным открыткам и рождественским подаркам. В Бирме и Таиланде Новый Год празднуют в самую жару, поэтому люди при встрече поливают друг друга водой. Это своего рода пожелание счастья в Новом Году. Болгары, собравшись на Новогоднее торжество, на нисколько минут гасят свет.

Во Вьетнаме Новый Год встречают ночью. С наступлением сумерек вьетнамцы разводят костры, на которых готовят особые лакомства из риса. В новогоднюю ночь принято выпускать живых карпов в реки и пруды. В эту ночь забываются ссоры, прощаются обиды.

Жители Греции, отправляясь в гости праздновать Новый Год, берут с собой камень, который бросают у порога гостеприимного дома. Если камень тяжелый, говорят: «Пусть богатства хозяина будут тяжелы, как этот камень».

В Индии Новый Год празднуют по-разному. Жители северной Индии украшают себя белыми, розовыми, красными и фиолетовыми цветами. В центральной Индии на здания вешают преимущественно оранжевые флаги. В западной Индии на крышах домов зажигают маленькие огоньки. Накануне праздника матери раскладывают для своих детей подарки, сладости, цветы на больших подносах. В первое утро Нового Года детей с закрытыми глазами подводят к подносу, с которого они и выбирают себе подарок.

В Иране Новый Год встречают весной. Загодя иранцы высаживают зерна пшеницы или ячменя в небольшое блюдо. Взошедшая к Новому Году трава символизирует начало новой жизни. В Италии накануне Нового Года принято выбрасывать старые вещи и заменять их новыми. А если старых вещей нет, то приходится выбрасывать новые, иначе счастье обойдет дом стороной.

В Китае Новый Год празднуют всегда во время новолуния, в конце января — начале февраля. По улицам движутся процессии из многих тысяч фонарей. Их зажигают для освещения пути в Новый Год. Чтобы не пускать злых духов в этот день, китайцы заклеивают окна и двери домов бумагой и отпугивают их хлопушками и петардами.

На Кубе и Новый Год часы бьют только 11 раз. Поскольку 12-й удар приходится как раз на Новый Год, часам дают отдохнуть и спокойно встретить праздник вместе со всеми. В полночь кубинцы выплескивают воду через открытое окно на улицу, желая, чтобы Новый Год был таким же ясным и чистым, как вода.

В Монголии Новый Год встречают у елки. В новогодний праздник проводятся спортивные состязания, игры, проверка ловкости и смелости. В Панаме новогодняя ночь необы­кновенно шумна: гудят трубы, воют сирены и кричат люди. Согласно древнему поверью шум отпугивает злых духов. В Румынии в новогодних пирогах принято запекать маленькие сюрпризы — монетки, под Новый год принято разбивать посуду у дверей соседей.

В Шотландии под праздник поджигают в бочке смолу и катят эту бочку по улицам. Это символизирует сожжение Старого Года. После этого дорога Новому Году открыта. Считается, что первый человек, вошедший в дом после наступления Нового Года, приносит счастье или неудачу. В Уэльсе, отправляясь в гости на встречу Нового Года, следует захватить кусочек угля и бросить его в разжигаемый в новогоднюю ночь камин. Это свидетельствует о дружеских намерениях прише­дших гостей. Ровно в полночь необходимо распахнуть настежь двери, чтобы выпустить Старый Год и впустить Новый.

В Японии канун Нового Года называют «золотой неделей». В это время прекращают свою работу многие учреждения и фирмы, правительственные орга­низации, крупные универмаги. Даже банки работают до 12 часов 31 декабря и отдыхают первые три дня Нового Года. Обязательным является обычай проводов Ста­рого Года, включающий органи­зацию приемов и посещение ресторанов. В момент наступления Нового Года японцы начинают смеяться. Они верят, что смех принесет им удачу в приходящем году. В первую новогоднюю ночь принято посещать храм. В храмах отбивают 108 ударов в колокол.

Но, несомненно, для православного христианина первостепенными могут стать только праздники церковные. Соперничая с Пасхой своей торжественностью, праздник Рождества Христова оставляет самые яркие впечатления и благодатные переживания. Вообще, трудно себе представить, чтобы христиане когда-либо могли не праздновать дня рождения своего Спасителя. Однако, древней Церкви точно неизвестен был не только день, но и месяц рождения Христова.

В постановлениях апостольских указывается праздновать день Рождества Христова 25 декабря и отмечается значительность этого праздника для Церкви. По словам Климента Александри­йского (III в.), одни полагали это событие в мае – 20, другие в январе – 10 или 6; по другим свидетельствам II-III веков Рождество Христово приурочивается к 25 или 28 марта. Но уже в IV веке Церковь пришла к единодушному решению этого вопроса – именно в пользу 25 декабря.

Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил (8-9 декабря), в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. Праздник в честь этого солнцеповорота назывался днем «Непобедимого» (dies Invicty), т.е. днем непобедимого солнца, которое не смогла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. В одном римском календаре IV века именно 25 декабря указан этот языческий праздник.

Чтобы отвлечь христиан от языческих чествований, в Риме перенесли на этот день празднование Рождества Христова, рождения духовного незаходимого Солнца. За Римом последовали и все Восточные церкви. Месяц и день смерти Христовой точно не известен из Евангелий; а в Церкви издавна распространено было убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное число лет, как число совершенное. Отсюда следовало, что Христос зачат был в тот же день, в который пострадал, т.е. в еврейскую пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта. Отсчитывая отсюда 9 месяцев, получали для Рождества Христова дату 25 декабря. Эту дату принимает уже святой Ипполит (III в.); ее защищают святой Златоуст и блаженный Августин.

С IV-го века с появлением и рас­пространением арианства для Православной Церкви снова необходимо было прославить Рождество Христово. Так, с датой 25-го декабря и стало ассоциироваться событие Рождения Господня. В богослужебных песнопениях Цер­ковь утверждает нашу веру как величайшую тайну воплощения Господа нашего Иисуса Христа и изображает этот день как всеобщую радость: «яко родися днесь Спас, Иже есть Христос Господь» (Лк. 2, 10-11). «Небо и земля, восклицает св. Церковь, днесь пророчески да возвеселятся»; «играет вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа». Вместе с тем Церковь празднова­нием Рождества Христова нравственно поучает нас святой жизни, достойной родившегося Господа.

К достойному празднованию Рож­дества Христова верующие приготовляются сорокадневным постом, известным под названием Рождественского или Филиппо­ва. Поэтому христианину всегда нужно помнить, что излишнее акцентирование внимания на встрече Нового Года, который на неделю раньше Рождества Христова, и бурная его встреча может полностью лишить рождественские дни благодати церковного торжества.

Канун, или день навечерия праздника, проводится в особо строгом посте и называется сочельником или сочевником, так как по уставу церковному в этот день полагается употреблять в пищу сочиво, т.е. сушеные хлебные зерна, размоченные в воде. В V в. Анатолий, патриарх Константинопольский, в VII в. Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII— IX в. св. Иоанн Дамаскин, Козьма Маюмский и Герман, патриарх Константинопольский написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которыми Церковь и ныне прославляет празднуемое событие. В навечерие, во время часов, Церковь воспоминает различные ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя. Далее совершается литургия Василия Великого, если только навечерие не случится в субботу или воскресенье, когда совершается литургия Иоанна Златоуста в обычное время. Всенощное бдение начинается великим повечерием, в котором церковь особенно выражает свою духовную радость пением пророчественной песни: «Яко с нами Бог».

В канун этого великого христианского праздника хотелось бы пожелать нашим читателям мира и согласия в их семьях. Постараемся же встретить святые дни и провести их согласно словам апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1-е Фес. 5, 16-18)

Д.А.Саунин
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии