|   
		О богослужении 
		в период великого поста «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...» Важнейшим из многодневных постов Православной 
		Церкви является Великий Пост. Он самый строгий и самый длинный в 
		церковном календаре. Этот пост напоминает всем верующим о 
		сорокадневном посте Господа нашего Иисуса Христа в пустыне и является 
		приготовлением к Празднику праздников — Светлому Христову Воскресению, 
		Пасхе. Пост состоит из Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы.
 Порядок богослужений в период Великого Поста очень сильно отличается от 
		совершаемых богослужений вне постового годичного круга. Период поста 
		полон молитв, служб, духовных и телесных подвигов. Отличается он, прежде 
		всего тем, что по понедельникам, вторникам и четвергам Божественная 
		Литургия не служится, а вместо этого совершаются другие богослужения: 
		вечерня, изобразительны, читаются и поются часы, вечером совершается 
		великое повечерие в соединении с утреней. В среду и пятницу совершается 
		Литургия Преждеосвященных Даров свт. Григория Двоеслова, по 
		воскресеньям же – литургия свт. Василия Великого, а по субботам – свт. 
		Иоанна Златоуста.
 
 Каждый день Великого поста, кроме субботы и воскресенья, читается 
		молитва: «Господи и Владыко живота моего». Молитва эта написана, по 
		преданию, в IV веке сирийским подвижником Мар-Афремом, или, как мы 
		привыкли его называть, Ефремом Сирином. Это был монах, поэт и богослов 
		сирийской Церкви.
 
 Покаянная молитва святого Ефрема Сирина читается как в храмах за 
		богослужением, так и дома за утренним и вечерним правилом: "Господи и 
		Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и 
		празднословия не даждь ми. (Земной поклон). Дух же целомудрия, 
		смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему. (Земной 
		поклон). Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не 
		осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь". 
		(Земной поклон). "Боже, очисти мя грешного", (12 раз и столько же 
		поясных поклонов). Потом повторить всю молитву и положить земной 
		поклон.
 Не считая Вербного воскресенья, на период Великого 
		Поста выпадают 5 воскресных дней и каждый из них посвящен особому 
		воспоминанию.
 Первая неделя Великого поста отличается особенной строгостью. Особенно и 
		богослужение, совершаемое в храмах в это время. В первые четыре дня 
		вечером (на Великом повечерии) во всех православных храмах совершается 
		чтение Великого покаянного канона святого Андрея Критского – 
		удивительного по глубине и красоте.
 
 Молитвословие, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого 
		человека. Вслушиваясь в слова канона, верующие сопоставляют жизнь 
		кающегося человека со своей жизнью, каются, испрашивают у Бога прощения 
		за грехи совершенные в жизни. Как бы из самой глубины человеческой души, 
		из глубины грехопадения доносится покаянный, слезный вопль дивного 
		канона: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» В каждый из этих дней 
		прочитывается одна из четырех частей канона.
 
 Особая служба совершается в пятницу первой недели Великого Поста. Это 
		память Феодора Тирона и благословение колива (коливо готовится из 
		вареной пшеницы и меда) по заамвонной молитве (она читается после 
		схождения священника с амвона, «за амвоном»). В этот день приготовление 
		колива совершается в воспоминание события, случившегося около 362 года, 
		когда по приказу императора Юлиана Отступника в г. Антиохии тайно 
		окропили кровью идоложертвенных животных все продукты питания, которые 
		продавались на рынках города. Но св. великомученик Феодор Тирон, 
		сожженный в 306 году за исповедование веры во Христа, явился в 
		сновидении антиохийскому епископу Евдоксию, открыл ему тайное 
		распоряжение Юлиана и повелел в течение всей недели ничего не покупать 
		на рынке, а питаться коливом. Так замысел императора Юлиана об 
		осквернении христиан через пищу не осуществился, а Святая Церковь решила 
		с тех пор особо чтить память мученика Феодора Тирона.
 
 Заканчивается первая неделя Великого поста «Торжеством Православия». 
		Празднование, которое было установлено при царице Феодоре в 842 году в 
		память восстановления почитания святых икон. Но праздник имеет и более 
		широкий смысл, напоминая о деяниях Соборов, которые отстояли 
		евангельское откровение.
 
 В этот день в кафедральных соборах Русской Православной Церкви 
		совершается чин «Торжества Православия». Священнослужители совершают 
		молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божьей 
		Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и 
		обращение на путь истинный всех отступивших от Церкви. Протодиакон затем 
		громко читает Символ веры и произносит анафему, т. е., объявляет об 
		отделении (отлучении) от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины 
		православной веры. Возглашает всем умершим защитникам православной веры 
		– «вечную память», а живущим – «многая лета».
 
 Во вторую, третью и четвертую субботы поста совершается особое 
		поминовение усопших, во всех храмах служатся панихиды.
 
 Во второе воскресение Великого Поста совершается память св. Григория 
		Паламы, жившего в 14-ом веке. Он учил, что святые подвижники, 
		достигающие совершенства – чистоты сердца – сподобляются видения 
		божественного Света, каким просиял Господь на Фаворе. Этот нетварный 
		свет, божественные энергии, обожают преподобных святых, соединяя их с 
		Богом уже в земной жизни. Церковь прославляет св. Григория Паламу как 
		защитника духовного опыта великих афонских подвижников.
 
 В третье воскресение после славословия выносится святой Крест и 
		предлагается для поклонения верующим. Тем самым Церковь напоминает нам о 
		страданиях и смерти Спасителя, воодушевляет постящихся к продолжению 
		подвига поста. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого 
		поста называются «крестопоклонными». Человек, предоставленный самому 
		себе, не в состоянии победить падшую природу и грех. Он нуждается в 
		силе, которая вдохнула бы жизнь в омертвевшую душу. Христос, являясь 
		Человеком, имеет с нами общую природу, но в то же время стоит над ней по 
		Своему Божеству. От Его Креста изливаются благодать, которая укрепляет 
		всех, идущих по Его крестному пути.
 
 В четвертое воскресение Великого Поста Святая Церковь вспоминает святого 
		Иоанна Лествичника. Ему принадлежит книга «Лестница небесная» (Лествица), 
		в которой духовный путь подвижника сравнивается с восхождением по крутым 
		ступеням. Преп. Иоанн писал для монахов-пустынников, но его видение 
		жизни как дороги, ведущей по ступеням ввысь, несомненно, относится к 
		каждому христианину. В этом сочинении св. Иоанн показал и как бы 
		лестницу добрых дел, приводящих всех людей в Царство Небесное, именно 
		поэтому Церковь молится Иоанну Лествичнику в дни поста, который 
		призывает нас стремиться к духовным высотам.
 
 В четверг на пятой неделе совершается также «стояние» святой Марии 
		Египетской. Согласно преданию, она была раскаявшейся блудницей, которая 
		сорок лет провела в Иудейской пустыне, искупая свои грехи. Ее образ 
		стал символом глубокого и преображающего все существо покаяния. По 
		объяснению святителя Феофана Затворника, – пример покаяния святой Марии 
		Египетской так многообъятен и так многопоучителен, что святая Церковь 
		хочет особенно запечатлеть его в сердце человеческом. Кроме этого, на 
		богослужении, совершаемом в этот день, канон, посвященный прп. Марии 
		соединяется с Великим покаянным каноном Андрея Критского. Тем самым 
		Святая Церковь стихами этих канонов касается наших душ и побуждает к 
		покаянию. Вместе с тем вдохновляет нас примером преп. Марии Египетской – 
		прежде великой грешницы, и мы должны, взирая на этот пример, слыша 
		жизнеописание святой, меняться и стараться жить в единении с Богом, 
		отвращаясь от греха. Жизнь и покаяние ее может запечатлеться в сердцах 
		людей и убедить в неизреченном милосердии и любви Божией. Пятое 
		воскресенье Великого Поста названо ее именем.
 
 В субботу, на пятой неделе, совершается служба, называемая – «Похвала 
		Пресвятой Богородицы». Еще этот день называют Субботой Акафиста, т.к. за 
		богослужением прочитывается акафист Божией Матери. Эта служба 
		установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное 
		избавление Ею Константинополя от врагов. У нас эта служба совершается 
		для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу, Которая 
		избавляя от врагов видимых, тем более готова помочь в борьбе с врагами 
		невидимыми.
 
 В шестое воскресенье Великого поста празднуется торжественный вход 
		Господа в Иерусалим, где Он принесет искупительную жертву ради спасения 
		человеческого рода. Это двунадесятый праздник Церкви. Другое его 
		название "Неделя Ваий" (или «Вербное воскресенье»). Освященные ветви 
		вербы раздаются молящимся, что символизирует нашу причастность к 
		торжественной встрече Господа Иисуса Христа народом израильским. По 
		обычаю древнего Востока царей и победителей народ приветствовал с 
		пальмовыми ветвями в руках, восклицая "Осанна"
 
 Последняя неделя Великого Поста – Страстная седмица. Это 6 дней, 
		посвященных воспоминаниям о страданиях, крестной смерти и погребении 
		Господа нашего Иисуса Христа, период скорби. Все дни Страстной Седмицы 
		называются Великими.
 
 Время великого поста – время обновления, очищения и, самое главное, 
		время подготовки к принятию Божественной исцеляющей Благодати. Господь 
		говорит нам, что Он есть единственный путь в царство света и духовной 
		радости.
 Материал подготовил воспитанник ВПДС Яньшин Олег
 |