главная

Епархиальные

Городские

Благочиния

Авторские

"ОБРАЗ"

 

О богослужении в период великого поста

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...»

Важнейшим из много­дневных постов Право­славной Церкви явля­ется Великий Пост. Он самый строгий и самый длинный в церковном календаре. Этот пост напоминает всем ве­рующим о сорокадне­вном посте Господа нашего Иисуса Христа в пустыне и является приготовлением к Пра­зднику праздников — Светлому Христову Воскресению, Пасхе. Пост состоит из Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы.

Порядок богослужений в период Великого Поста очень сильно отличается от совершаемых богослужений вне постового годичного круга. Период поста полон молитв, служб, духовных и телесных подвигов. Отличается он, прежде всего тем, что по понедельникам, вторникам и четвергам Божественная Литургия не служится, а вместо этого совершаются другие богослужения: вечерня, изобразительны, читаются и поются часы, вечером совершается великое повечерие в соединении с утреней. В среду и пятницу совершается Литур­гия Преждеосвященных Даров свт. Григория Двоеслова, по воскресеньям же – литургия свт. Василия Великого, а по субботам – свт. Иоанна Зла­тоуста.

Каждый день Великого поста, кроме субботы и воскресенья, чи­тается молитва: «Господи и Владыко живота моего». Молитва эта написана, по преданию, в IV веке сирийским подвижником Мар-Афремом, или, как мы привыкли его называть, Ефремом Сирином. Это был монах, поэт и богослов сири­йской Церкви.

Покаянная молитва святого Ефрема Сирина читается как в храмах за богослужением, так и дома за утренним и вечерним правилом: "Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (Земной поклон). Дух же целомудрия, смирен­номудрия, терпе­ния и любве, даруй ми рабу Твоему. (Земной поклон). Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя пре­грешения, и не осуждати брата моего, яко бла­гословен еси во веки веков, аминь". (Земной поклон). "Боже, очис­ти мя грешного", (12 раз и столько же поясных по­клонов). Потом пов­торить всю моли­тву и положить земной поклон.

Не считая Вербного воскре­сенья, на период Великого Поста выпадают 5 воскресных дней и каждый из них посвящен особому воспоминанию.

Первая неделя Великого поста отличается особенной строгостью. Особенно и богослужение, совер­шаемое в храмах в это время. В первые четыре дня вечером (на Великом повечерии) во всех право­славных храмах совершается чтение Великого покаянного канона святого Андрея Критского – удивительного по глубине и красоте.

Молитвословие, излившееся из глубины сокрушенного сердца свя­того человека. Вслушиваясь в слова канона, верующие сопоставляют жизнь кающегося человека со своей жизнью, каются, испрашивают у Бога прощения за грехи совершенные в жизни. Как бы из самой глубины человеческой души, из глубины грехопадения доносится покаянный, слезный вопль дивного канона: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» В каждый из этих дней прочи­тывается одна из четырех частей канона.

Особая служба совершается в пятницу первой недели Великого Поста. Это память Феодора Тирона и благословение колива (коливо готовится из вареной пшеницы и меда) по заамвонной молитве (она читается после схождения священ­ника с амвона, «за амвоном»). В этот день приготовление колива совер­шается в воспоминание события, случившегося около 362 года, когда по приказу императора Юлиана Отсту­пника в г. Антиохии тайно окропили кровью идоложертвенных животных все продукты питания, которые продавались на рынках города. Но св. великомученик Феодор Тирон, сожженный в 306 году за испове­дование веры во Христа, явился в сновидении антиохийскому епископу Евдоксию, открыл ему тайное распоряжение Юлиана и повелел в течение всей недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом. Так замысел императора Юлиана об осквернении христиан через пищу не осуществился, а Святая Церковь решила с тех пор особо чтить память мученика Феодора Тирона.

Заканчивается первая неделя Великого поста «Торжеством Православия». Празднование, которое было установлено при царице Феодоре в 842 году в память вос­становления почитания святых икон. Но праздник имеет и более широкий смысл, напоминая о деяниях Соборов, которые отстояли евангельское откровение.

В этот день в кафедральных соборах Русской Православной Церкви совершается чин «Торжества Православия». Священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божьей Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращение на путь истинный всех отступивших от Церкви. Протодиакон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, т. е., объявляет об отделении (отлучении) от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры. Возглашает всем умершим защитникам православной веры – «вечную память», а живущим – «многая лета».

Во вторую, третью и четвертую субботы поста совершается особое поминовение усопших, во всех храмах служатся панихиды.

Во второе воскресение Великого Поста совершается память св. Гри­гория Паламы, жившего в 14-ом веке. Он учил, что святые подвижники, достигающие совершенства – чистоты сердца – сподобляются видения божественного Света, каким просиял Господь на Фаворе. Этот нетварный свет, божественные энергии, обожают преподобных святых, соединяя их с Богом уже в земной жизни. Церковь прославляет св. Григория Паламу как защитника духовного опыта великих афонских подвижников.

В третье воскресение после славословия выносится святой Крест и предлагается для поклонения верующим. Тем самым Церковь напоминает нам о страданиях и смерти Спасителя, воодушевляет постящихся к продолжению подвига поста. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными». Человек, предоставленный самому себе, не в состоянии победить падшую природу и грех. Он нуждается в силе, которая вдохнула бы жизнь в омертвевшую душу. Христос, являясь Человеком, имеет с нами общую природу, но в то же время стоит над ней по Своему Божеству. От Его Креста изливаются благодать, которая укрепляет всех, идущих по Его крестному пути.

В четвертое воскресение Великого Поста Святая Церковь вспоминает святого Иоанна Лествичника. Ему принадлежит книга «Лестница небесная» (Лествица), в которой духовный путь подвижника сравнивается с восхождением по крутым ступеням. Преп. Иоанн писал для монахов-пустынников, но его видение жизни как дороги, ведущей по ступеням ввысь, несомненно, отно­сится к каждому христианину. В этом сочинении св. Иоанн показал и как бы лестницу добрых дел, приводящих всех людей в Царство Небесное, именно поэтому Церковь молится Иоанну Лествичнику в дни поста, который призывает нас стремиться к духовным высотам.

В четверг на пятой неделе совер­шается также «стояние» святой Марии Египетской. Согласно преданию, она была раскаявшейся блудницей, которая сорок лет провела в Иудей­ской пустыне, искупая свои грехи. Ее образ стал символом глубокого и преображающего все существо пока­яния. По объяснению святителя Феофана Затворника, – пример пока­яния святой Марии Египетской так многообъятен и так многопоучителен, что святая Церковь хочет особенно запечатлеть его в сердце человеческом. Кроме этого, на богослужении, совер­шаемом в этот день, канон, посвя­щенный прп. Марии соединяется с Великим покаянным каноном Андрея Критского. Тем самым Святая Церковь стихами этих канонов касается наших душ и побуждает к покаянию. Вместе с тем вдохновляет нас примером преп. Марии Египетской – прежде ве­ликой грешницы, и мы должны, взирая на этот пример, слыша жизнеописание святой, меняться и стараться жить в единении с Богом, отвращаясь от греха. Жизнь и покаяние ее может запечатлеться в сердцах людей и убедить в неиз­реченном милосердии и любви Божией. Пятое воскресенье Вели­кого Поста названо ее именем.

В субботу, на пятой неделе, совершается служба, называемая – «Похвала Пресвятой Богородицы». Еще этот день называют Субботой Акафиста, т.к. за богослужением прочитывается акафист Божией Матери. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богоро­дице за неоднократное избавление Ею Константинополя от врагов. У нас эта служба совершается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу, Которая избавляя от врагов видимых, тем более готова помочь в борьбе с врагами невидимыми.

В шестое воскресенье Великого поста празднуется торжественный вход Господа в Иерусалим, где Он принесет искупительную жертву ради спасения человеческого рода. Это двунадесятый праздник Церкви. Другое его название "Неделя Ваий" (или «Вербное воскресенье»). Освя­щенные ветви вербы раздаются молящимся, что символизирует нашу причастность к торжественной встрече Господа Иисуса Христа народом израильским. По обычаю древнего Востока царей и победителей народ приветствовал с пальмовыми ветвями в руках, восклицая "Осанна"

Последняя неделя Великого Поста – Страстная седмица. Это 6 дней, посвященных воспоминаниям о страданиях, крестной смерти и погребении Господа нашего Иисуса Христа, период скорби. Все дни Страстной Седмицы называются Великими.

Время великого поста – время обновления, очищения и, самое главное, время подготовки к приня­тию Божественной исцеляющей Благодати. Господь говорит нам, что Он есть единственный путь в царство света и духовной радости.

Материал подготовил воспитанник ВПДС Яньшин Олег
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии