главная

Епархиальные

Городские

Благочиния

Авторские

"ОБРАЗ"

 

О чтении в великий пост

Иоанн (Шаховской), архи­епископ Сан-Францисский в своем эссе «Психология поста» говорит: «Пост есть нахождение мудрости, закономерности и чистоты отно­шений ко всему через возвращение к чистому источнику жизни – Богу и послушанию Его слову. Пост есть воздержание; осмысленное и последовательное воздержание от всего неистинного и невечного. Но пост не есть лишь одно отрицательное воздержание; он есть и положительный подход к истине, вкушение истиной жизни...

Пост есть отказ от вкушения чело­веческим сердцем и разумом всего призрачного, неистинного и не­вечного! Всецелое устремление ко вкушению вечного и истинного». Из этой мысли ясно, что особое значение Великим Постом имеет круг чтения верующего человека, потому что книги могут, как помочь в молитве, богопознании, духовной жизни, так и создать серьезные помехи на пути совершенствования человека во Христе.

Что же советует Церковь читать Великим постом? Прежде всего, пост благодатная возможность чтения Священного Писания, размышления над ним, актуализации Божественных заповедей в своей жизни. «Церковная молитва, – говорит протопресвитер Александр Шмеман, – всегда библе­йская, то есть выражается она языком, образами и символами Святого Писания. Если Библия содержит в себе Божественное Откровение, то она также и вдохновенный ответ человека на это Откровение, и потому – выражение и содержание челове­ческой молитвы хвалы и покло­нения... Великий Пост на библейском измерении церковного богослужения ставит как бы особое ударение».

В практике Православной Церкви в дни святой Четыредесятницы за богослужением прочитывают ветхо­заветные книги Бытия, Притч, Пророка Исайи, фрагменты других текстов Ветхого Завета, а Псалтирь, передающая все оттенки человеческой молитвы к Богу и все человеческие переживания, читается дважды в течение каждой великопостной недели. По традиции Русской Пра­вославной Церкви за богослужением и в келейной (домашней) моли­твенной практике в дни Великого поста полностью прочитываем Четвероевангелие. Наверное, сегодня многим будет очень сложно приблизиться к тому идеалу, который указывает Церковь, однако, несомненно, что в дни Четыредесятницы чтение Библии должно стать главным чтением верующего человека. Быть может, регулярное чтение Священ­ного Писания в дни По­ста приучит нас к посто­янному чтению его во все дни нашей жизни. При чтении Библии надо пом­нить, что это чтение будет плодотворным только при понимании библейского учения через призму свя­тоотеческих творений. Поэтому желательно, что­бы Великий пост стал временем нашего вжива­ния и вчитывания в опыт Святых Отцов и подвиж­ников благочестия нашей Церкви.

Об этом очень глу­боко и точно пишет свя­титель Игнатий Брянчанинов: «Чтение Святых Отцов должно быть тща­тельное, внимательное и постоянное... Каждый избери себе чтение Свя­тых Отцов, соответству­ющее своему образу жи­зни. Отшельник пусть читает Отцов, писавших о безмолвии; инок, живу­щий в общежитии, Отцов, написавших нас­тавление для монашеских в общежитий; христиа­нин, живущий посреди мира, – Святых Отцов, произнесших свои поуче­ния вообще для всего христианства. Каждый, в каком бы звании не был, почерпай обильное нас­тавление в писаниях Отцов». В этой заметке особенно хотелось бы назвать Святых Отцов, которые близки к нам по времени, и в творениях которые: много говорится о значении Великого поста, а также даются практические советы верующим «что ест: духовная жизнь и как на нее настроиться?» Это и сам святитель Игнатий и святители Тихон Задонский Иннокентий Херсонский, Феофан Затворник, преподобные оптинские старцы, Силуан Афонский и Никодим Святогорец, праведный Иоанн Кронштадтский и многие другие.
Рядом с чтением святоотеческю творений необходимо поставить и ту церковную душеполезную лите­ратуру, которая современным языком доносит до нас смысл нашей веры и жизни христианской. Назовем здесь лишь тех авторов, которые раскрыли перед нами значение самого Великого поста. Это Антоний, митрополит Сурожский («Духовное размышление перед Великим Постом», его велико­постные проповеди), Александр Шмеман («Великий пост»), Каллист (Уэр) («Внутреннее Царство», «Великий Пост и общество потре­бления»), Иоанн (Шаховской) («Психология поста»), священник Александр Ельчанинов («Записи») и другие духовные писатели нашего времени. Таким образом, Библия, святоотеческая и церковноназидательная литература должна стать для нас важным подспорьем для прохождения великопостного стран­ствия и всего пути нашей духовной жизни.

В качестве заключения хочется привести замечательный совет отца Александра Шмемана из его книги «Великий Пост»: «Тишина, созданная отсутствием светского шума, нару­шаемая только допустимой передачей новостей, должна быть заполнена положительным содержанием. Душа наша питается молитвой, но разум тоже нуждается в пище; именно разум современного человека подвержен непрестанной долбежке телевизора, радио, газет, иллюстрированных журналов и тому подобное.

Мы предлагаем добавить умствен­ные усилия к чисто духовному. Мы пренебрегаем столькими шедеврами, столькими замечательными плодами человеческой мысли, воображения и творчества только потому, что гораздо легче вернувшись с работы, домой, уставши физически и умственно, включить телевизор или погрузиться в совершенную пустоту иллюстрированного журнала. Было бы хорошо заранее наметить для себя программу для Великого поста. Составить заранее список полезных книг, которые надо было бы прочитать. Нет необходимости, чтобы все эти книги были религиозного содержания. Не все люди призваны быть богословами. Но в лучших произведениях лите­ратуры заложено столько богосло­вских мыслей, а все, что обогащает наш разум, всякий плод настоящего творчества благословляется Цер­ковью и правильно воспринимаемое приобретает духовную ценность».

Н.В. Макеев
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии