главная

Епархиальные

Городские

Благочиния

Авторские

"ОБРАЗ"

 

православное учение о природе греха и об образе покаяния

«...Иисус начал проповедовать и говорить:покайтесь,
ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4:17)

Человек, созданный по образу Божию, призван к богоуподоблению, т.е. к достижению абсолю­тного совершенства и высочайшей святости. «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершенен», - говорит Спаситель (Мф.5:48). «По примеру призвав­шего вас Святого, и сами будьте святы», – убеждает нас св. ап. Петр (1 Петр.1:15). Жизнь в святости и совершенстве является конечной целью всех христиан, в ней получает осуще­ствление то, что на языке право­славного богословия называется спасением. Этой благодатной жизни в Церкви, жизни по Закону Божьему противостоит иная жизнь – жизнь по закону греха.

Слово грех (греч. «амартиа») имеет самые разные оттенки в своем содержании, такие, например, как ошибка, кривой путь, упорство или поступок противоположный добро­детели. На богословском языке грехом называется всякое как созна­тельное, так и несознательное отступление от заповедей Божиих делом, словом или помышлением. Учение Православной Церкви о грехе: его сущности, происхождении и следствиях – основано на библейском откровении о грехопадении праро­дителей в раю, которое содержится в третьей главе книги Бытия.

Именно в повествовании о паде­нии первых людей раскрывается природа греха, говорится о следствии грехопадения, хотя само слово «грех» не употребляется.

По свидетельству Слова Божия, первый или первородный грех наших прародителей был нарушением ими Божественной заповеди о невкуше­нии плодов от дерева «познания добра и зла (Быт.2:16-17)». В нарушении заповеди Божией святые отцы указывают, прежде всего, на момент нравственный, личный, который заключается в непослушании. Если бы человек принял заповедь в духе сыновней любви, он ответил бы на Божественное повеле­ние полным самоотречением, добро­вольно отказался бы не только от запретных плодов, но и от всякого внешнего предмета, чтобы жить только с Богом, устремляться к единению с Ним. Божественная заповедь указывала воле чело­веческой путь, по которому ей надлежало следовать, чтобы достичь обожения по благодати, путь отре­шения от всего, что не есть Бог. Воля человеческая избрала противо­положное: отделившись от Бога, подчинилась диавольскому соблазну. «И увидела жена (Ева), что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому, что дает знание, и взяла плодов его и ела, и дала также мужу своему, и он ел» (Быт.3:6). Послушав искусителя, прародители захотели сами стать «как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:5). Преступив заповедь, люди были наказаны, прежде всего, своим собственным преступлением. Св. Симеон Новый Богослов видит развитие первого греха в том, что человек вместо того, чтобы раска­яться, пытался оправдаться пред Богом: Адам слагает всю ответственность на Еву: «жена, которую Ты мне дал», – делая, таким образом, Бога первопричиной своего падения, Ева обвиняет змия. Не признавая свою вину в совершенном грехе, люди лишаются возможности освободиться от зла. Видимым следствием грехопа­дения был суд Божий, заверши­вшийся изгнанием первозданной человеческой четы из рая. Суд Божий не просто кара за ослушание, Бог положил смерть как предел бесконечному разрастанию греха в чело­веке.

Грех, проникнув в человеческую природу, извратил и растлил ее первозданную чистоту. Это отразилось, прежде всего, на духовной стороне природы человека, «образ Божий» в душе человека затемнен грехом и высшие духовные способности: ум, воля, сердце – претерпели искажение. Грех как зло есть то, чего не должно быть в душе человеческой. Вслед­ствие неделимости души он стал действовать во всех направлениях: «проявляясь в уме мыслями, противо­положными истине, в сердце – неблагообразными чувствами и в воле – желаниями недобрыми».

Но, чтобы полнее представить себе сущность греха, отойдем от логической последовательности рассмотрения данной темы и попы­таемся увидеть его другую сторону. Точное определение греха дано у св. ап. Иоанна Богослова: «...грех есть беззаконие» (1Ин. З:4), т.е. нарушение закона или воли Божией. Но в падшем по вине первозданного человека мире не всякое беззаконное является грехом. Взять, к примеру, закон кровной мести или воровской закон, которые своей целью ставят насилие, подчинение одного другим. Нарушение этих правил не будет являться грехом, т.к. это законы зла. А грехом является нарушение закона Божественного, основанного на любви, добре и справедливости.


Бог есть не только Творец, но и Промыслитель о мире и о человеке. Человек как творение, созданное по образу Божию, в своем бытии должен всегда стоять в живом и непос­редственном отношении к Богу как к Центру своей духовной жизни, к ее конечной цели. С этой точки зрения добро или святость есть богоуподобление, т.е. свободное сообразование своего духа (ума, чувства и воли) с Богом. Отсюда грех есть уклонение человека от богоуподобления в сторону самоутвер­ждения, своего мнимого «я» как центра жизни, что в уме проявляется как самомнение, в чувстве – как самодовольство, в воле – как про­извол: «Я хочу, что бы все было, как я желаю». А так как воля человека есть сила, определяющая направление его духовной жизни, то ясно, что грех, по сути, должен быть назван своево­лием, поставлением воли человека не в соответствие с волей Божией, а в противодействие ей. Грех тяжелым камнем ложится на душу человека, лишает ее покоя и радости. Св. Тихон Задонский говорит: «Душа бо человеческая, яко дух от Бога созданный, ни в чем ином удовольствия, покоя, мира, утешения и отрады снискать не может, как только в Бозе, от Которого по образу Его и подобию создана; а когда от Него отлучится, принуждена искать себе удовольствия в созданиях, и страстями различными, как рожцами, себя питать, но надлежащего упокоения и отрады не обретает, и так от гладу следует умерети, духу бо духовная пища потребна есть».

Бог всегда стремится к человеку, влечет его к себе «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4). Но нужно помнить, что без собственных усилий никто спастись не может, что подтвер­ждает свт. Иоанн Златоуст: «Если нужно получить Царствие Небесное, то недостаточно освободиться от греха, но еще нужно много упражня­ться и в добродетелях. Ибо от прочих действий нужно удерживаться для того только, чтобы освободиться от геенны (вот смысл жизни с правовой точки зрения), но чтобы наследовать Царствие Небесное необходимо стяжать добродетель».

«Грех, – по мнению Оригена, учителя Церкви III в., – составляет в отношении к организму души нечто совершенно противоестественное, чуждое и вредоносное к извержению или удалению чего от себя по самому чувству самосохранения должна стремиться душа: и этого она на самом деле достигает не через что-либо иное, как только через испове­дание перед другими своих греховных дел и помыслов, которые после сего теряют свою прежнюю губительную на нее силу, и, кроме того, привлекают к ней всепрощающее милосердие Божие».

Ознакомившись с сущностью греха, рассмотрим высказывания святых отцов и учителей Церкви по вопросу о примирении между Богом и человеком.

Прежде всего, нужно сказать, что такое примирение происходит в Церкви через Таинство Покаяния. Покаянием в Новом Завете назы­вается иногда образ спасения нашего в Иисусе Христе. Само слово покая­ние (греч.«метаниа»), значит переме­ну образа мыслей и жизни, обращение людей к Богу, раскаяние перед Ним, совершающееся в сердце человека .

Для каждого человека покаяние необходимо, об этом говорит Слово Божие. «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем себя, истины нет в нас. Если исповедуем, грехи наши, продолжает ученик Христов, – то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин. 1:8-9). Покаяние, как и другие спасительные Таинства, установлено в новозаветной Церкви Основателем и Главой ее Господом нашим Иисусом Христом. Христос, явившись Своим ученикам после Своего Воскресения, обращается к ним с такими словами: «Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого. Кому прости­те грехи, тому простятся: на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:21-23). О Таинстве Покаяния упоминается уже в книге Деяний Апостольских. «Многие же из уверо­вавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян.19:18).

Эту власть «вязать и решить» грехи людей, данную святым апос­толам Иисусом Христом: «Истинно говорю вам: что свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18) - св. Церковь относит к преемникам их – епископам и пресвитерам. Почему свт. Иоанн Златоуст и говорит: «Отец весь суд отдал Сыну (Ин.5:22), а Сын весь суд отдал священникам». Поэтому только епископы и пресви­теры (священники) как преемники апостолов, имеют право совершать Таинство Покаяния и разрешать кающихся от грехов. Они всегда призывали немощных членов Церкви к Таинству Покаяния, усматривая в нем спасительное врачевство от всех греховных недугов.

«Всем кающимся Бог прощает грехи, – говорит св. Игнатий Богоно­сец, – если они прибегают к единению со Христом и в собор епископа. Верою в благодать Иисуса Христа, разрешит вас всяких уз». Здесь от каждого грешника, ищущего у Бога прощения своих грехов, требуется, чтобы он не только прибегнул ко Христу с сердечной молитвой, но чтобы одновременно вслух исповедал грехи свои перед духовником. О власти отпускать грехи говорят и отцы IV века. Так свт. Амвросий Медиоланский в одном из своих слов учит: «Кто может отпущать грехи, кроме одного Бога, Который так же отпускает их через тех, кому дал власть отпущать».

Установлением Таинства Покая­ния Христос показал всю глубину Своего милосердия к немощи каж­дого согрешившего человека, ищу­щего оправдания перед Богом после нарушения благодатного союза с Ним, утвержденного Крещением. Однако нужно помнить, что к Таинству Покаяния могут приступать только христиане, которые после того, как очистились от грехов в Таинстве Крещения, снова впадают в грех и имеют нужду в очищении своей совести. Это учение общеизвестное из практики Церкви, ясно выражает блаж. Августин: «Грех <...>, если он совершен оглашенным, омывается Крещением; а если совершен крес­тившимся, врачуется покаянием». От приступающих к покаянию, чтобы получить отпущение грехов, тре­буется искреннее сожаление о своих грехах, осознание всей их тяжести.

Кто истинно кается, тот не может не чувствовать своей виновности перед Богом. «Обратимся ко Господу всем сердцем, – говорит св. Киприан, – и выражая раскаяние во грехах истинными скорбями, будем молить милосердие Божие ...Принесите полное покаяние, покажите скорбь сокрушающейся и рыдающей вашей души».

Помимо сокрушения сердечного кающийся должен «возненавидеть» свой грех и иметь твердое намерение впредь исправить свою жизнь.

«Не тот, – учит свт. Василий Великий, – исповедует грех свой, кто сказал: согрешил я, и потом остался во грехе; но тот, кто по слову псалма, обрел грех свой и возненавидел его». И в соответствии с сущностью этого Таинства, нужна вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие. «Ибо нет другого имени под небом (т.е. Иисуса Христа), данного человекам, которым над­лежало бы нас спастись» (Деян.4:12). Наконец последнее условие - это устное исповедание грехов перед священником. О такой исповеди ясно говорится в книге Деяний (19:8), выше процитированной.

Богоустановленная власть про­щать или не прощать грехи сама по себе требует еще видимых действий. Когда кающийся христианин приходит и пастырю Церкви и как духо­вному врачу раскрывает ему свои беззакония, служитель Божий, выслушав его исповедание, раз­решает его от грехов именем Господа Иисуса Христа. По уставу Пра­вославной Церкви это разрешение священнослужитель выражает тем, что покрывает епитрахилью склонен­ную голову кающегося и читает соответствующую разрешительную молитву.

Святитель Григорий, еп. Нисский внушает кающемуся: «...больше должен ты полагаться на родившего тебя о Боге, чем на родивших тебя по телу. Смело покажи ему сокро­венности свои, открой ему тайны души как сокрытые раны врачу, он позаботится и о чести, и о здравии твоем...

Прими священника как отца, в участии и общении твоей скорби». Потому грешник подобен больному телом, который, желая выздо­ровления, сам рассказывает врачу о течении и состоянии своей болезни. Ищущий исцеления от душевных болезней, должен искренне открыть духовному врачу грехи свои со всеми обстоятельствами, которые помогут раскрыть состояние души ка­ющегося. А упорное молчание или непризнание в своих грехах означает только пристрастие к ним и равно духовному самоубийству.

Получив разрешение от грехов, исповедник целует Святое Евангелие и Крест. Это, с одной стороны, знак примирения его с Богом после покаяния, а с другой – знак утвер­ждения того, что на исповеди он намеренно ничего не скрыл и что имеет твердое желание избегать и удерживаться от грехов, открытых на исповеди.

Главным в Таинстве Покаяния является невидимое Божественное уврачевание больной человеческой души. Это исцеление совершается незримым и чудесным образом. Священник в этих чудесных и божественных делах является только орудием, исполняющим видимые действия, но не без вспомоществу­ющей благодати Божией. Он прини­мает раскаяние грешника, произ­носит разрешение кающемуся, но отпускает грехи по слову священ­ника Сам Христос Спаситель как Бог. Святой Иоанн Златоуст призы­вает к этому духовному врачеванию через наше раскаяние и говорит: «Уврачевать сердце может един­ственно Тот, Кто один создал сердца наши и знает все дела наши; он может войти в совесть нашу, кос­нуться сердца и утешить душу».

Невидимую сторону Таинства Покаяния составляют: отпущение грехов кающемуся Самим Иисусом Христом и оправдание согрешившего (Ин.20:23), примирение его с Богом (Лк.15:17-24), освобождение от вечного наказания за грехи, в которых он покаялся и получил прощение и надежду на вечное спасение (Лк.23:42-43).

Благодатная сила Таинства Покаяния по своей обширности и могуществу простирается на все грехи человеческие, и нет такого греха, который бы не мог быть прощен людям при наличии искрен­него покаяния и надежды на про­щение от Господа. «Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф.18:14).

Итак, по учению Слова Божия, никому из христиан не заграждается дверь к спасительному Таинству Покаяния. Истинное покаяние приводит к изменению нашей греховной жизни, духовному обнов­лению, возрождению и воссоеди­нению нас с Богом.

Об этом прекрасно сказано у владыки Сергия (Страгородского): «По выходе из водной купели Крещения или из слезной бани покаяния человек исходит на то, чтобы очистить душу и тело от всего страстного и чувственного, сделав все естество наше чистым, устроить из него достойный храм Триипостасному Богу, в чем живет вечный».

Протоиерей Сергий Моздор
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии