главная

Епархиальные

Городские

Благочиния

Авторские

"ОБРАЗ"

 

о прощении грехов.
Проповедь в Неделю Сыропустную

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Возлюбленные о Го­споде братья и сестры! По милости Божией Святая Церковь кру­гом церковного бого­служебного чина снова привела нас к вратам Великого Поста. Великий пост - это время наших усилен­ных молитв, в которых мы будем просить Бога, чтобы Он принял наше покаяние и простил бы наши грехи, укрепил наши слабые силы на пути к вечной жизни. И отправляя нас в этот спасительный путь Святой Четыредесятницы, Церковь напу­тствует нас евангельской заповедью о примирении и взаимном прощении грехов как необходимом условии духовного обновления и достойной встречи Светлого Христова Вос­кресения: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и Вам Отец ваш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15). Без искреннего примирения нашего со всеми братьями нашими во Христе поприще поста со всеми благодатными его сокровищами пройдет для нас бесплодно, хотя бы мы и старались провести его согласно церковному уставу. Какую бы жертву мы не принесли Господу – она не будет принята от враждующего с братом своим: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24).

В молитве Господней мы просим Господа: «Оставь нам долги наши так же, как и мы оставляем должникам нашим» (Мф. 6, 12), и Господь прощает нам наши согрешения в той мере, в какой и мы прощаем людям. Прощение грехов - это проя­вление к людям нашей любви, той любви, которая «долготерпит, мило­сердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не раздражается, не мыслит зла» (1 Кор. 13, 4-5).

Не имея этого, мы не можем называть себя христианами, потому что любовь христианская выражается в делах христианского милосердия и в желании иметь мир со всяким человеком.

Мы не должны приступать к причащению Тела и Крови Хрис­товых, к этой Вечери любви, без мира в душе, с враждою к тем, которых Господь именует Своими братьями и членами тела Своего.

Не примет Господь многочис­ленных земных поклонов, если в сердце нашем будут жить обиды на брата, зло и недоброжелательство к ближним. Не примет Господь наших пощений и не отпустит согрешений, если, прося Господа «оставить нам, долги наши», мы не будем прощать ближних наших. Святая Церковь, желая пробудить в нас чувство по­каяния, в дни подготовительных недель к Вели­кому Посту в ева­нгельских чтениях призывала нас к покаянной моли­тве мытаря, пока­зывала в образе блудного сына со­стояние грешника, оставившего дом Отца Небесного – Церковь Святую, изобразила нам картину Страш­ного Суда, где не будет милости человеку, не творив­шему милость. И, наконец, сегодня - накануне Вели­кого Поста, Цер­ковь собрала нас для того, чтобы по установленному в древние времена священному обы­чаю мы, поклони­вшись друг другу, из глубины наших сердец могли бы простить взаимные обиды. Се­годняшний день – это день проверки нашей духовной зрелости, готовности следовать за Христом, выполняя все Его повеления.

Победив с помощью Божией в себе гордость, мы обретем в силу и с чистым сердцем и открытой душой подойдем к обиженному нами и скажем: «Прости меня Бога ради!». И услышим в ответ: «Бог тебя простит, и я прощаю!» И с этих простых, но святых слов начнется наше покаяние, обращение к Богу и исправление греховной жизни.

Господь невидимо коснется Своей благодатью каждого сердца и милостью Божией через покаяние откроются нам двери Царства Небе­сного.

Аминь.

Протоиерей Александр Шатилов.
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии