главная

Епархиальные

Городские

Благочиния

Авторские

"ОБРАЗ"

 

Постовые песнопения

  В черном вся церковь.
В ее полумраке
Плачем напевы звучат постовые.
Каются, молятся души живые,
Души, живущие в горе и мраке
Н. Максимова

Великий пост... Как дорого это время для души каждого пра­вославного христианина. Человек, живущий церковной жизнью, вос­принимает эти дни как некий глоток целительной влаги, и, как «олень прибегает на источники водные», так и душа рвется испить из неисчер­паемого источника милосердия Божьего, изливающегося на тех, кто принесет истинные плоды поста. Ведь одно, когда человек сам сокрушается о своих грехах, старается испра­виться, и другое, когда вся Церковь Православная «едиными усты и единым сердцем» возносит покаян­ные слезные молитвы ко Господу, просит помощи в исправлении от злых дел и укреплении в доброде­телях. Как любящая мать Св. Церковь в богослужебных текстах и песнопе­ниях Четыредесятницы преподает все средства к несению великопо­стного подвига, указывает на мно­гочисленные примеры покаяния и исправление, предостерегает от возможных падений и ошибок.

Великопостное богослужение и в своем внешнем образе побуждает к посту и покаянию: в седмичные дни не совершается полной Литургии – самого торжественного и празд­ничного богослужения, вводится обилие чтений, большею частью Ветхозаветных Писаний, особенно Псалтырь. Пение почти прекра­щается, и тем выразительнее звучат великопостные песнопения, прони­кающие до самой глубины души своею строгостью, выдержанностью мелодий, соответствующих постовому настрою.

В составлении этих песнопений потрудились знаменитые святые отцы и учителя Церкви: преп. Федор и Иосиф Студиты, св. Анатолий, Патриарх Константинопольский, Козьма, Епископ Майумский, Андрей, Архиепископ Критский и много других песнотворцев.

Пожалуй, не найдется кого-либо из композиторов духовной музыки, обошедших вниманием песнопения Великого поста. Для многих людей уже привычным стало «Покаяния отверзи...» А.П. Веделя, хорошо известно «Ныне Силы Небесныя» Львовского, ирмосы Великого канона св. Андрея Критского, «Да исправится молитва моя» Д.С. Бортнянского. Знакомы верующим творения других авторов: Бекаревича, Турчанинова, Львова, Глинки, Чайковского, Лома­кина, Виноградова, Лапаева, Крупицкого.


Простые распевные мелодии, сложившиеся на протяжении много­векового песнотворческого опыта, своею незамысловатостью могут подействовать на человека гораздо больше, чем многие авторские шедевры.

Богослужения Св. Четыредеся­тницы начинаются с вечерни недели сыропустной, в просторечии называ­емой Прощеным воскресением. Здесь происходит переход от обычного пения, исполняемого до «Сподоби, Господи», к постовому. Во время обряда прощения принято петь в ряду других покаянных песнопений и «Покаяния отверзи ми двери» – стихиры, которые, подобно теплым солнечным лучам в студеном фев­рале, предвозвещающим скорый приход весны, уже за 4 воскресенья до наступления поста согревают окаменелые от греховного холода души. Они исполняются на воскре­сных утренях до пятой недели поста.Только в спасительные велико­постные дни можно услышать песнопения литургии Преждеосвященных Даров, соединенной с вечерней. Как трогательно доносится пение избранных стихов 140 Псалма, когда по обычаю один или трое певцов, став перед Царскими Вратами за амвоном, исполняют 4 стиха, между которыми хор постоянно вторит: «Да исправится молитва моя...» Преклонив колени, верующие внимают этой молитве, вознося свое сердце и ум, как легкий дым кадила, к престолу Вседержителя.

В течение Великого поста посто­янно звучат тропари, стихиры и каноны Постной Триоди, которые с простотой и задушевностью ведут молящихся по лествице восхождения от первого дня поста до последнего. Последние, завершающие пост великосубботние песни уже слива­ются с началом торжественных пасхальных песнопений.

Своею трогательностью велико­постные песнопения потрясают, умиляют и смягчают даже самые черствые сердца, делая их спосо­бными воспринять конечную цель поста – радость Христова Воскре­сения.

Материал подготовили воспитанницы регентской школы при ВПДС Тимофеева Л., Попова В.
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии