главная

Епархиальные

Городские

Благочиния

Авторские

"ОБРАЗ"


ЕЩЕ РАЗ «ПРО ВОЙНУ»

 

«Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18).
"... уделе избранный, Русь святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение". (Стихира в неделю 2-ю по Святей Пятидесятнице всех святых в земли Российской просиявших.

 

В нынешнем году удиви­тельно близки (по вре­мени празднования) два грандиозных события. Первое, – Светлое Христо­во Воскресение, «праздников праздник и торжество из торжеств», представ­ляет собою событие все-мирной истории, перевернувшее весь мир, переломившее весь ход мировой истории давшее ему новый импульс движения, которое продолжается вот уже, без малого, две тысячи лет... Второе, – день Победы России (СССР) над фашистской Германией, - событие так же имеющее влияние на весь последующий ход мировой истории и не позволившее перело­мить, перевернуть и исказить его... Казалось бы, - что общего между ними, - первое касается почти исключительно христиан и является событием Священной истории второе же, – событие истории «светской», «гражданской» и к религии отноше­ния не имеет... И, все же, не будем спешить с ярлыками, вспомним, что хорошее не бывает быстрым и посмотрим несколько пристальнее на события, теперь уже более чем полувековой давности.

Сегодня считается общеизвес­тным, что верхушка немецкой национал-социалистической партии (правящая элита Германии тех лет) не только открыто отвергла куль­турно – нравственные ценности Хрис­тианства, как основу Европейской цивилизации, чего стоят, например, ритуалы гитлер югента..., но и пыталась возродить язычество древних германцев в переработанном и дополненном варианте (с оккультно – сатанинским уклоном). Об этом недвусмысленно свидетельствуют высказывания высших немецких чиновников той эпохи, - Мартина Бормана, заявившего в 1941 году о непримиримости национал – социа­лизма по отношению к Христианству и Альфреда Розенберга, писавшего: «Христианский крест должен быть изгнан из всех церквей, соборов и часовен и должен быть заменен единственным символом – свас­тикой». Стоит ли уточнять, что сама свастика, как эмблема национал –социалистов, – символ отнюдь не христианский... Что же до самого Адольфа Шикльгрубера (Гитлера), - то его высказывания, исходя из практических соображений, касались непосредственно Русской Правос­лавной Церкви: «Мы должны избе­гать, чтобы одна Церковь удовле­творяла религиозные нужды больших районов, и каждая деревня должна быть превращена в независимую секту... Коротко говоря, наша политика на широких просторах должна заключаться в поощрении... каждой формы разъединения и раскола». «Мы должны избегать единой Церкви на русских землях. В наших же интересах, чтобы в каждой деревне была своя собствен­ная секта со своими представлениями о Боге. Поскольку, тем самым, разрушающие тенденции в русском пространстве еще более усилятся». Как видим, – все достаточно тонко продумано и выверено с немецкой тщательностью и педантизмом, но «Господь разоряет советы языков» (Пс. 32, 10)...

Итак, – 22-е июня 1941 года – нападение фашистской Германии на СССР. Местоблюститель Патриар­шего престола, митрополит Сергий (Старгородский) обращается к соотечественникам: « Православная наша Церковь всегда разделяла судь­бу народа... Вместе с ним она переживала как его испытания, так и его успехи. Не оставит она своего народа и теперь. Благословляет она небесным благословением и пре­дстоящий народный подвиг». Заме­тим, что обращение сделано за десять дней до обращения к народу совет­ского правительства. Следующее, октябрьское, обращение содержит в себе слова, несмотря на отступление красной армии (советских войск) весьма верно рисующие карти­ну будущего: «Не в первый раз русский народ переживает нашествие иноплеменных, не в первый раз ему принимать огненное крещение для спасения родной земли. Силен враг, но «велик Бог земли Русской», как воскликнул Мамай на Куликовом поле, разгромленный русским воин­ством, Господь даст, придется повторить этот возглас и тепереш­нему нашему врагу».

Из ноябрьского обращения митрополита Сергия хотелось бы выделить следующие слова: «Прогре­ссивное человечество объявило Гитлеру священную войну за Христи­анскую цивилизацию, за свободу совести и религии».

Известно, что Воронежская земля явилась тем рубежом, который не смогли одолеть «белокурые бестии» - «непобедимые» воины «тысячелетнего рейха». Известен героизм, известны (хотя, к сожа­лению, все больше и чаще забываются), то самопожертвование и мужество, с которым жертвовали собою, своею жизнью наши сооте­чественники, единоверцы и земляки, а ведь «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13)!

«Но ведь это - страна, область, а что же епархия?!», - возразят нам. Вскоре после освобождения оккупи­рованной немецко-фашистскими захватчиками территории, в сентябре 1943 года, при бывшем тогда собо­ром, Свято-Никольском храме г. Воронежа епархией организовы­вается комитет по сборам пожер­твований на оборону Родины и подарков для раненых воинов. Во всех храмах, находящихся в юрис­дикции воронежской епархии РПЦ вводится так называемый «тарелоч­ный сбор» в фонд обороны. В 1944 г. комитет приобретает мебель для Воронежского госпиталя №406 на сумму 28 тыс. 547 руб. Только за светлые дни Святой пасхи Христовой 1944 г. на патриотеческие цели (фонд обороны, подарки воинам, помощь инвалидам, лечение раненных и больных, помощь детям и семьями воинов и т.п.) от прихожан Пра­вославных храмов поступило пожер­твований на сумму 188 тыс. 127 руб. В общей же сложности за тот же год Православными Воронежской епар­хии было пожертвовано 2 млн., 957 тыс., 722 руб. За одно только 1-е полугодие 1945 г. вклад в дело победы над врагом, православных христиан воронежской епархии, исчисляемый в материальном выра­жении составил 1 млн. 253 тыс. 914 руб. Всего же с июня 1941 по 1947 гг. (когда по рекомендации совет­ского правительства, весьма обеспо­коенного ростом авторитета РПЦ, сбор прихожан Православных храмов на патриотические цели (в т.ч. в фонд обороны) был пре­кращен Патриаршим указом) православными воронежцами (хрис­тианами воронежской епархии РПЦ) на патриотеческие цели было пожер­твовано порядка (около) 9-ти млн. руб. Это, – непосредственно, – денежные знаки, а как учесть те валенки и рукавицы, телогрейки и прочие т.н. «теплые вещи», которые жертвовались на те же цели и теми же людьми?! Ведь это сравнимо лишь с Евангельской жертвой бедной вдовы, принесшей две лепты от скудости своей (отец, детство которого пришлось как раз на то жестокое время, рассказывал мне, как люди перекрашивали сукно немецких шинелей, чтобы не видеть их ненавистного цвета и сшить из них одежду для своих детей; как во время войны жмых в воронежской области считался вполне сносной едой, а после ее окончания, еще долго, обычное повидло - вкуснейшим праздничным лакомством)! Стоит ли упоминать об участии наших зем­ляков — единоверцев в строительстве авиационной эскадрильи «Александр Невский» и танковой колонны «Димитрий Донской»?! И это тогда, когда почти весь правый берег Дона (более тридцати административных районов области) находились под властью оккупантов. Вот уж действительно, – «от скудости»!...

И уж совсем сбиваешься со счета, пытаясь учесть количество слез, пролитых в молитвах ко Всемогущему Богу «О Богохранимей стране Российстей, властех... и воинстве ея», количество молит­венных воздыханий, обращенных ко Всемилостивому Спасу, как некогда древле, «о даровании им победы». А, ведь, именно об этом возносились молитвы даже на территориях, оккупированных германскими нацис­тами, в храмах, открытых с позволе­ния немцев! Чем не партизанская деятельность в тылу врага!?

К сожалению, объем статьи не позволяет коснуться всех аспектов проблемы, выразить все, перепол­няющие сердце чувства...
В нынешнем мае, на улицы родного, старого и много пережив­шего Воронежа выйдет еще меньше ветеранов, живущих среди нас участников той самой страшной в истории человечества войны и еще больше молодых людей, искренне считающих, что перелом в ходе 2-ой мировой войны был достигнут благодаря успешно проведенной операции по спасению рядового Райана. Нисколько не умаляя роль союзнической с СССР (Россия) коалиции (США и Великобритания), считаю своим долгом напомнить, что в семье каждого из нас есть, или недавно был некто, участвовавший и пострадавший в той войне, ибо участвовали и страдали все, а значит, – и помнить должны все!..

Г.С.Филиповский
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии