главная

Епархиальные

Городские

Благочиния

Авторские

"ОБРАЗ"

 

ПОМОЩЬ ВОРОНЕЖСКОЙ ЕПАРХИИ ФРОНТУ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

22 июня 1941 года в День Всех Святых, в Земле Российской просиявших, началась Великая Отечес­твенная война. В первый день войны митрополит Сергий (Страгородский), Местоблюститель патриар­шего престола, обратился с «Посла­нием пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором, он призывал русский народ на защиту Отечества: «Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испы­тания несла, и утешалась его успе­хами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небес­ным благословением и предстоящий всенародный подвиг... Нам, пас­тырям Церкви, в такое время, когда Отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается... Положим же души свои вместе с паствой... Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует по­беду» .

26 июня митрополит Сергий совершил в Богоявленском соборе молебен «О победе русского во­инства». По всей стране, во всех еще неразрушенных и неоскверненных православных храмах за богослу­жением читали молитву, состав­ленную во время Отечественной войны 1812 года, в которой звучали упование на милость и заступление Божие, надежда на избавление от напасти и прошение о даровании воинству нашему победы над врагом. Лишь через 10 дней после начала войны обратился к своему народу И.В.Сталин, и не случайно в его обращении были повторены мысли, заимствованные из послания главы Православной Церкви. Вспоминая о начале войны в речи на Архие­рейском Соборе 1943 года, митро­полит Сергий сказал, что тогда не было времени задумываться о том, какую позицию должна занять Церковь, потому что «прежде чем мы успели определить как-нибудь свое положение, оно уже определилось – фашисты напали на нашу страну, ее опустошали, уводили в плен наших соотечественников».

Всего за годы войны Патриарший Местоблюститель обращался к верующим с патриотическими посла­ниями 24 раза, откликаясь на все основные события в военной жизни. Патриотическая позиция Церкви имела особое значение для верующих страны, миллионы которых учас­твовали в боевых операциях на фронте и в партизанских отрядах, трудились в тылу.

Проявления патриотической деятельности Русской Православной Церкви были очень многообразны. Сотни священнослужителей, вклю­чая тех, кому удалось к 1941 году вернуться из лагерей и тюрем, были призваны в ряды действующей армии. Заместителем командира роты начал свой боевой путь по фронтам войны будущий Патриарх Московский и Всея Руси Пимен; наместник Псково – Печорского монастыря в 1950-1960-х гг. архимандрит Алипий (Воронов) все 4 года воевал, оборонял Москву, был ранен и награжден орденами. Будущий митрополит Калининский и Кашинский Алексий (Коноплев) на фронте был пулеметчиком, награж­ден медалью «За боевые заслуги». Подобных примеров можно привести множество Активно участвовали священнослужители и в партизан­ском движении. Из письма митропо­литу Алексию (Симанскому) про­тоиерея Александра Романушко, который с 1942 по 1944 год лично участвовал в боевых операциях в Полесье, ходил в разведку, известно, что число священников в Полесской епархии уменьшилось на 55% в связи с расстрелами их фашистами за содействие партизанам.

Воронежская епархия внесла свой заметный вклад в дело победы над врагом и освобождения от фашистских захватчиков оккупи­рованных районов области. «Кроме богослужений и исполнения рели­гиозных треб, во всех храмах по воскресеньям и праздничным дням во время литургии произносились поучения и обращения, как на темы Евангельских чтений, так и на темы момента текущего дня и событий, и заканчивались патриотическим призывом работать не за страх, а за совесть, вносить добровольные пожертвования на патриотические цели», пишет в одном из отчетов того времени епископ Иоанн (Орлов). В целом в военные годы патрио­тическому воспитанию придавалось исключительно важное значение, и это служение Церкви давало свои результаты. Особую страницу состав­ляет создание на церковные средства танковой колонны «Димитрий Дон­ской» и эскадрильи «Александр Невский». Не существовало почти ни одною прихода, не внесшего свой вклад в это общенародное дело. Не стала исключением и наша Воронеж­ская епархия, принимавшая самое активное участие во всех патрио­тических начинаниях Русской Пра­вославной Церкви. Трудно даже назвать все виды патриотической деятельности духовенства и мирян в эти тяжелейшие для нашего Оте­чества годы. Зачастую при храмах существовали убежища для преста­релых и детей, а также перевязочные пункты, когда многие приходы взяли на попечение оставленных, на произ­вол судьбы раненых. Духовенство и миряне участвовали в рытье окопов, организации противовоздушной обороны, мобилизуя людей, утешая потерявших родных и кров. В тылу, в сельской местности, бывали случаи, когда священнослужители после воскресной литургии призывали верующих вместе с ними выйти на колхозные поля для выполнения тех или иных срочных работ. Особенно много священнослужителей труди­лось в военных госпиталях.

Одним из самых важных направ­лений патриотического служения Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны стала духовная поддержка соотечес­твенников и материальная помощь государству и армии.

И это несмотря на почти полный разгром организационной структуры Церкви, жесточайшие гонения и репрессии, множество запретов, окутавших ее со всех сторон, в том числе и на само патриотичес­кое служение и благо­творительную деятель­ность. Количество хра­мов и священнослу­жителей, уцелевших к началу войны, было просто мизерным. И тех и других на основ­ной территории страны оставалось менее 5% от уровня конца 1920 годов. В РСФСР в 25 областях не имелось ни одной действующей церкви, в 20 – от одной до пяти. Тем не менее, уже с лета 1941 года практически все православные приходы страны начали сбор денежных пожертвований и ценных предметов в Фонд обороны, хотя всецерковный призыв «трудами и пожертвованиями содействовать нашим доблестным защитникам» прозвучал 14 октября 1941 года.

По подсчетам Московской Пат­риархии, к лету 1945 года было собрано более 300 млн. рублей, не считая драгоценностей, вещей и продуктов. Воронежская епархия пожертвовала в Фонд обороны около 9 млн. рублей. За всеми этими фактами и цифрами стоит самоотверженный подвиг многих миллионов конкрет­ных людей.

В октябре 1944г. Усманская районная газета опубликовала две телеграммы «Москва. Кремль. Верховному Главнокомандующему Маршалу Союза ССР Сталину И.В. Верующие Православной Церкви города Усмань Воронежской области в своей новооткрытой церкви возно­сят молитвы к Богу о даровании сил и здоровья своему Советскому Правительству, вождям и воинству для полной и скорой победы над злыми фашистами За богослужениями нами собрано 25000 рублей на оборону страны, каковые просим принять в Ваше распоряжение с пожеланиями Вам крепости сил и здоровья в Великом деле спасения Родины в исторические годы борьбы за независимость СССР. Настоятель протоиерей Михаил Корыстин, пред. Воробьев» И ответная телеграмма, поступившая из Москвы: «г. Усмань Воронежской области. Настоятелю протоиерею Михаилу Корыстину, пред Церковного Совета Стеблеву, старосте Воробьеву. Прошу передать верующим Православной Церкви города Усмань, собравшим 25000 рублей в Фонд обороны Союза ССР - мой привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».

При Никольском соборе г. Воронежа в сентябре 1943г. был организован Епархиальный комитет по сборам подарков раненым воинам и пожертвований на оборону Родины. Во всех храмах епархии за всеми богослужениями был введен таре­лочный сбор в Фонд обороны. Внутри храма выставлялись кружки с надписями «На подарки раненым воинам» и «В Фонд обороны». Каждый воскресный и праздничный день читалась особая молитва, а по окончании литургии служился молебен о даровании Победы рус­скому воинству с возглашением многолетия Правительству, вождям и воинам, а также вечной памяти всем убиенным на поле брани. Произносились патриотические проповеди, призывающие к пожертвованиям на оборону Родины. В мае 1944г. Епархиальный комитет по органи­зации сборов на оборону страны приобрел для госпиталя №406 г. Воронежа мебель на сумму 28547р., в том числе 220 тумбочек прикро­ватных, 40 столов обеденных, 400 табуретов, 6 столов конторских. За Пасхальные дни 1944 г. на патриотические цели по епархии поступило 188127 р., 162 кг. Картофеля. Всего же по епархии за 1944г собрано в Фонд обороны – 1млн. 955686 р., на подарки воинам Красной Армии – 107521р., на помощь инвалидам Отечественной войны- 6838р., на лечение больных и раненых – 108647р., на помощь детям и детским учреждениям – 27340р., на помощь семьям воинов Красной Армии -92932р., всего – 2млн. 339014р. Кроме того, в декабре 1944г. по призыву патриаршего Местоблюстителя митрополита Алексия (Симанского) и с дозволения местных властей в Воронежской епархии прошел месячник сбора средств по домам и квартирам верующих в помощь семьям бойцов, павших за свободу и независимость нашей Родины Пожертвовано было 241888р. наличными и на 376820р. облигаций государственного займа. Таким образом, всего в Фонд обороны и на иные патриотические цели от церквей епархии было внесено за 1944г. около 3 млн. рублей.

Как можно прокомментировать эти сухие цифры? Нынешнему поколению трудно даже представить себе, в какой беспросветной нужде жила тогда наша страна, особенно люди на оккупированной фашистами территории, откуда мародеры – захватчики вывозили практически все. И, несмотря на все трудности и лишения, простые люди, движимые патриотическим чувством и горячим призывом «Все для фронта, все для победы», в тылу совершали героические подвиги, отдавая последнее в Фонд обороны, собирая теплые вещи – валенки, полушубки, носки, рука­вицы для солдат Красной Армии.

3 млн. рублей, собранных Воро­нежской епархией за один лишь 1944 год, – много это или мало? Судите сами, на эту сумму можно были купить три эскадрильи самолетов По–2 или около десяти трехместных бомбардировщиков.

Государство с благодарностью принимало от прихожан и духовен­ства православных храмов их лепту в дело достижения Победы. За первое полугодие 1945г. епархия внесла на патриотические цели 1253914р. В том же 1945г. в Воро­нежском банке был открыт счет, на который поступали деньги от церквей епархии на патриотические цели. Вот выдержка из отчета за 1945г.: «Патриотическая работа выражалась в следующем: в церквах проводился по праздникам тарелочный сбор. В дни гражданских праздников эти сборы предварялись словами, в которых возгревалось патрио­тическое чувство, любовь к Родине. Говорились поучения и в другие дни на специальные темы: о молитве за всех, иже во власти суть, о воспи­тании в детях любви до готовности душу свою положить за други своя и т.д. Кроме тарелочного сбора во многих храмах делались отчисления из общих доходов церковных, причем в Кантемировке отчисляли один рубль с проданной просфоры, а потом стали выделять 10% с валового дохода церкви. Из храмов по взносам первое место занимает г. Липецк – 398000 рублей, второе место Борисоглебск – 377000 рублей, третье Воронеж – 153000 рублей». Необ­ходимо отмстить, что Христо – Рождественская церковь г. Липецка (настоятель протоиерей Георгий Иванович Савченко) перечислила в 1943г. 86350р., а в 1944г - 526800р. За этот вклад в оборону в 1944г. приход получил две благодарности от И.В. Сталина. 26 мая 1945г. Верховный Главнокомандующий поблагодарил прихожан и духо­венство Никольского собора г. Воронежа за собранные деньги в фонд помощи детям сиротам.

Патриотическая деятельность заключалась не только в денежных и имущественных пожертвованиях, но, прежде всего, и в молитвах отдельных лиц и всей Церкви в целом о даровании защитникам Отечества крепости сил и Победы над врагом. Патриотическая позиция Церкви была высоко оценена Правитель­ством, многие представители Церкви были награждены государственными орденами и медалями, в том числе и священнослужители Воронежской епархии.

Патриотизм Православного духовенства и мирян оказался сильнее страданий и обид, принесен­ных годами репрессий и гонений на Церковь Русская Православная Церковь вопреки декрету 1918г., отделявшему ее от государства, в трудную для страны минуту не оставила свое земное Отечество и своей «незаконной» патриотической деятельностью помогла Родине, самоотверженно создавая, по словам митрополита Алексия (Симанского), «нравственные условия победы». И вклад верующих Воронежской епархии в эту победу был, как мы видим, не малым.

Протоиерей Андрей Изакар
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии