главная

Епархиальные

Городские

Благочиния

Авторские

"ОБРАЗ"


О пастырстве и Семинарии Глазами ее воспитанника

Две тысячи лет Православная Цер­ковь на земле свидетельствует об исти­не, данной нам Христом. Истина же – Сам Христос, Который и основал Цер­ковь так, что«.. .и врата ада не одолеют ее...», (Мф. 1б;18) «ибо Он Бог явивший­ся во плоти...»(Тим. 3:16).

В Церкви пребывает благодать Божия. Благодать преподается верующим в таинствах. Таинства же совершают те, которых «Дух Святой поставил блюсти­телями пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28).

Но каков должен быть пастырь и каково должно быть отношение к это­му служению тех, кто встает на этот путь? Может ли человек на земле продолжить дело, совершенное Богом на Кресте, дело спасения человека? Так святитель Иоанн Златоуст говорит, что душа свя­щенника должна быть «паче лучей сол­нечных». Святитель Григорий Богослов признает свое недостоинство и свою немощь: «Мог ли я облечься в образ и сан иерея, пока не освятил рук преподобны­ми делами». Преподобный Симеон Но­вый Богослов с настойчивостью говорит: «...кто прежде не оставит мира ... и искренно не возлюбит Единого Христа и ради него не погубит душу свою не за­ботясь ни о чем для человеческой жиз­ни... и через многие скорби и труды не сподобится воспринять Божественного Духа, тот да не дерзнет принимать свя­щенство. ... Ибо в суд и осуждение бу­дет предприятие таковых дел».

Да, такова ответственность пастыр­ского служения. Потому что вечная участь душ пасомых зависит от духовно­го наставника. И, конечно, горе, если этого не понимают. Но, с другой сторо­ны, любовь превыше страха. Тайносовершителем является Сам Господь, не­зависимо от достоинств священнослу­жителя. Сам Господь является Промыслителем жизни сей и призывает к пока­янию всех, даже тех, кто удостоен дара священства. Напротив, именно пастырь должен более всех приносить покаяние, ибо каждый человек является наследни­ком адамова греха и каждый согрешает. Покаяние - это единственный путь, дан­ный Богом, для нашего спасения.

Как же человек встаёт на этот путь служения Церкви? Что привело лично меня в Духовную школу?

Отвечая на этот вопрос, необходимо сразу указать на Промысл Божий; Господь не оставляет без Своего попе­чения ни одного человека. Что же касается меня, то скажу, что какое-то внут­реннее влечение к Священному Писа­нию и Святым отцам привело меня сюда. В храм я стал ходить уже в зрелом воз­расте, хотя вера во мне заложена была с детства моей прабабушкой. В Церкви я открыл для себя «новый мир», можно сказать, – обрел жизнь. Именно у Свя­тых отцов я нашел ответы на мучащие меня вопросы. Это и привело меня в Се­минарию. Что же касается моих дальнейших предположений, то думаю, необ­ходимо лишь надеяться на волю Божию. У меня одно желание - остаться при Церкви, и если действительно возмож­но принести пользу, то необходимо ста­раться это сделать.

Моё отношение к Семинарии и моя учёба в ней?

Церковь находится в мире, она, как невод, призвана собрать всех в Царствии Небесном; Церковь – как корабль - при­звана путеводить всех в Небесный Иеру­салим; она, как закваска, должна про­никнуть и найти путь, если возможно, к сердцу каждого человека. Священник должен быть всем для всех, чтобы най­ти подход к каждому. А для этого, поми­мо нравственных и духовных качеств, необходима и всесторонняя образован­ность пастыря. Для достижения всего это и учреждена Духовная школа, она призвана подготовить пастыря к нелег­кому служению. Да и какой малообразованный пастырь сможет принести пользу Церкви, а не вред, разве что он окажется такой святой жизни, что Гос­подь во всем будет его вразумлять. Так, например, блаженный Августин говорит, что» для того и попускает Господь быть ересям, чтобы мы не ленились, а изуча­ли Писание».

На собственном примере могу сви­детельствовать, что Духовная школа – наша Семинария – есть действительно «кузница» для пастырей. Во-первых, она дает испытание, а без искушений никто не спасется, говорит преп. Антоний Ве­ликий. Искушения дают человеку по­знать свою душу и начать работу над сво­им духовным и умственным состоянием. Во-вторых, конечно же, семинария при­учает к дисциплине в богослужении, в учебе, в поведении. В-третьих, может, даже это главное, человек должен на­учиться, а здесь особенно, никого не осуждать, ибо Господь, в любом случае, «...гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4:6). Потому, что любовь есть молитва о немощах ближ­него.

Как студент, говоря о процессе обу­чения, я хочу выразить благодарность тем преподавателям, которые имеют любовь к своей науке, особенно к богословию, ведь Сам Господь открыл нам Себя. Такие преподаватели правильно зажигают стремление к познанию, ведь еще античные говорили, что ученик это не бочка, которую нужно наполнить зна­ниями, а факел, который нужно зажечь. В остальных же случаях необходимо при­слушаться к преп. Макарию Оптинскому, который говорит: «Во всем ищите вели­кого смысла».

В мире быстро развивающейся на­уки и техники, в мире сект и неверия современная жизнь требует образованных пастырей, проповедников. Поэтому, в заключение, хотелось бы пожелать на­шей родной alma mater в канун её Юби­лея: пусть она действительно является светильником в церковном и светском обществе и выпускает пастырей, достой­ных своего призвания!

Антон Мельников, воспитанник 5 курса ВПДС

 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии