главная

Епархиальные

Городские

Благочиния Авторские

"ОБРАЗ"


ПОСЛЕДНИЙ РЕКТОР ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ СЕМИНАРИИ


Мы продолжаем рассказы­вать о страницах истории Воро­нежской Духовной Семинарии. Сегодня наш рассказ о ее пос­леднем дореволюционном рек­торе — архиепископе Серафи­ме (Соболеве).

Архиепископ Серафим (Со­болев) родился 1 сентября 1881 г. в Рязанской губернии. Он прошел типичный для того времени путь от воспитанника приходской школы до инспек­тора Костромской Духовной Семинарии.

21 декабря 1912г. иеромонах Серафим (Соболев) был назна­чен ректором Воронежской Ду­ховной Семинарии. Его предше­ственник — протоиерей Нико­лай Околович — по состоянию здоровья и возрасту ушел на по­кой, оставив Семинарию дале­ко не в лучшем состоянии. Все дела требовали пересмотра. Состояние казны было катастрофическим, студенты бедствовали, дисциплина се­минаристов вызывала серьез­ные нарекания, как со стороны властей, так и местного насе­ления. Архимандриту Серафиму пришлось в корне менять систему воспитания, господ­ствовавшую в Семинарии. При первых встречах воспитанники позволяли себе откровенно на­смехаться над новым ректором. К удивлению инспектора, отец Серафим не исключил никого из представленного ему "чер­ного" списка, а стал проводить "индивидуальную работу". Так­тичность, сильная речь, без­граничное терпение ректора вызвали у студентов искреннее раскаяние.

В конце мая 1913 г. архиман­дрит Серафим воплотил в жизнь свою давнюю мечту о помощи бедным воспитанникам Семи­нарии. В те дни очень многие семинаристы едва могли сво­дить концы с концами. Решить эту сложную проблему было призвано созданное и возглав­ленное отцом Серафимом Иоанно-Богословское (по име­ни покровителя Семинарии) братство вспомоществования бедным семинаристам. Откры­тие братства благословил 10 июня 1913 г. архиепископ Воро­нежский и Задонский Тихон IV. 11 июля после Литургии воспи­танники Семинарии, полгода назад встречавшие нового рек­тора насмешками, преподнес­ли ему икону преподобного Серафима Саровского в драгоцен­ном окладе.

В августе 1914 года вспых­нула Первая мировая война, которая продолжилась крова­выми событиями последующих годов. Многие воспитанники Воронежской Духовной Семинарии отправились доброволь­цами на фронт. Через три ме­сяца после начала войны архи­мандрит Серафим освятил в Воронеже лазарет для раненых воинов, созданный трудами святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны. Благодаря ректо­ру Иоанно-Богословское брат­ство начало оказывать помощь семинаристам, у которых по­гибли на фронте родные.

Глубоко поучительны про­поведи архимандрита Серафи­ма (Соболева) в годы Первой мировой войны. В них особое ме­сто занимал духовный анализ причин трагедии. Так, при открытии в 1915 г. нового учеб­ного года в Семинарии, он го­ворил: "Несомненно, мы тер­пим бедствия от нашествия германцев в нашу землю потому, что Господь гневается на нас за наши грехи... Мы не хотели жить, как Богу угодно, а жи­вем так, как нам хочется. Мы забыли страх Божий и предаем­ся постыдным страстям. Там, на бранном поле, рекою льется му­ченическая кровь наших бра­тии, а здесь под праздники гре­мит музыка, сады наполнены праздно гуляющими людьми, а в театрах и кинематографах не стесняются ставить для публи­ки безнравственные пьесы и картины..." Эти слова отец Се­рафим произнес не в 2000, а в 1915 году.

Особой страницей служения архимандрита Серафима стала его активная работа по подготовке к ка­нонизации глубоко почитаемого наро­дом архиепископа Воронежского Анто­ния (Смирницкого). Было составлено его житие, а 26 августа 1914г. обретены не­тленные мощи святителя. Но октябрь 1917 г. надолго отодвинул его прослав­ление в лике святых.

К сожалению, никаких сведений об отце Серафиме после октябрьских событий 1917 г. нет до самой его эмигра­ции в 1920 г. Нам известно, что занятия в Семинарии продолжались до ее зак­рытия в августе 1918 г. В это время при­няли мученическую кончину препода­ватель ВДС иеромонах Нектарий (Ива­нов) и ряд учащихся Семинарии. 1 ок­тября 1920 года архимандрит Серафим был рукоположен во епископа Лубенс­кого, викария Полтавской епархии. Вскоре владыка покидает Россию и находит пристанище в Константинополе. В августе святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, назначает его уп­равляющим русскими православными приходами в Болгарии с титулом епис­копа Богучарского. К сожалению, с 1927 по 1945 год владыка пребывал в юрис­дикции раскольнической Русской Зару­бежной Церкви. В 1945 г. архиепископ Богучарский Серафим возвращается под первосвятительский омофор Московско­го Патриарха, восстановив трагически прерванное евхаристическое общение. 26 февраля 1950 г. архиепископ Бо­гучарский Серафим (Соболев), стяжав­ший любовь верующего народа, мир­но почил о Господе в Софии и был погребен в крипте русского храма во имя святителя Николая. Хорошо знав­ший владыку Серафима И.В. Шпиллер пишет: "Раз узнав Владыку, хоть раз побыв самую малость около него, лю­бой человек сразу приближался к постижению того, что за всю жизнь упорных исканий мог бы и вовсе не узнать. От одного лишь того, что Владыка рядом, становилось так хорошо, в каком бы состоянии к нему ни пришел человек". Но, бу­дем объективны, далеко не все со­гласятся с такой оценкой. Авторитетный иерарх митрополит Евло­гий (Георгиевский) в своих воспоминаниях говорит: "Епископ Серафим со­здал в приходе неприятную атмосферу нездорового мистицизма — пророчес­ких вещаний, видений..." Впрочем, эти слова относятся ко времени пребыва­ния архиепископа Серафима в карло­вацком расколе.

В годы пребывания в эмиграции по­явились основные труды владыки Серафима, посвященные общественно-политическим темам и критике различ­ных богословских мнений. Можно по-разному оценивать письменное наследие Серафима (Соболева). В его трудах зачастую политические и монархичес­кие идеи порой перехлестывают через край, а его богословские концепции не выходят за рамки того, что протоиерей Георгий Флоровский назвал "западным пленением" богословской мысли. Одна­ко несмотря на спорные страницы в биографии архиепископа Серафима, личность этого замечательного пасты­ря и духовника несомненно остается од­ной из ярчайших в истории нашей Се­минарии.

Н.В. Макеев
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии