главная

Епархиальные

Городские

Благочиния Авторские

"ОБРАЗ"


АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ "АРГУМЕНТОВ"
ОТВЕТ "АРГУМЕНТАМ И ФАКТАМ"

В воронежском выпуске АиФ (№22, 2002) появилось очередное выступление известных ратоборцев "за свободу совести": журналистки Анны Абрамо­вой и кандидата философских наук Михаила Жеребятьева, которого нам представили как религиове­да. Статья оформлена венчиком из предваряющих ключевых посылов: сверху - "Вере в Бога насильно не научишься", слева наискосок - "Общество".

С первым постулатом я со­вершенно согласна. Еще священномученик Петр Дамаскин говорил: " Вера есть свободное убеждение души в том, что го­ворит Бог". Для верующего христианина Библия - Слово Божие, для неверующего — ре­лигиозно-литературный па­мятник. Для марксиста-атеис­та советских времен православ­ное христианство — это "вос­питание рабской покорности", как утверждает кандидат фи­лософских наук Жеребятьев, для серьезного культуролога — истоки великой восточно-хри­стианской культуры, к кото­рой относится и русская куль­тура. Не случайно, отец Павел Флоренский генезис понятия "культура" возводит к культу. Даже тогда, когда происходит секуляризация культуры, эта связь не обрывается, она об­наруживается в мироощуще­нии, в нравственной ориен­тации творческой личности, в том, какие "проклятые вопро­сы" (выражение Ф.М. Досто­евского) волнуют ум и серд­це автора. Если духовные ис­токи иссякнут, то культурно-исторический тип уходит в прошлое.

Что касается замечания кан­дидата философских наук о рус­ской песне, "которая не стала церковной", то очевидно, он не вполне уяснил себе общеизве­стный и общепринятый в исторической науке тезис о иерархичности культуры. Большое недоумение вызывает вторая преамбула к статье "Основы православия с черного хода", а именно: "Общество". Очевидно, Анна Абрамова и Михаил Же­ребятьев считают себя вырази­телями общественного мнения. Но вот незадача, в московском выпуске "АиФ" от 10 мая при­ведены данные социологичес­кого опроса, данные эти тако­вы: 52% россиян заявили себя православными (7% мусульманами). Разумеется степень воцерковления тех, кто назвал себя православными, различна. Но таково их самосознание, та­кова их духовно-нравственная ориентация. Так что же вычесть их из общества? Не маловато ли будет в остатке?

Однако обратимся к предме­ту полемики. Авторы статьи ре­шительно протестуют против введения в школах факультати­ва "Основы православной куль­туры и нравственности". Проте­стуют на том основании, что это ущемляет право других ре­лигиозных организаций. Принять этот аргумент ни­как нельзя. Во-первых, речь не идет о религиозном, воспитании и образовании. К письму Ми­нистерства образования РФ № 14-53-281 от 4.06.99 г. вопрос о названном факультативе пря­мого отношения не имеет. Православная Церковь "обучает детей религии" по желанию ро­дителей и самих детей в церковно-приходских воскресных школах. Этим занимаются и дру­гие религиозные организации в своих общинах. Речь идет о факультативе, который может компенсировать пробел в гуманитарном образо­вании. Программа факультати­ва позволит ученикам понять духовные истоки родной куль­туры, осмыслить духовно-нрав­ственные ценности, на которые веками ориентировалось созна­ние русского человека. Кому-то эти ценности не по душе. Но факультативный курс не обяза­тельный предмет, как скажем русский язык и математика. Прихожанка церкви адвентис­тов седьмого дня В. Долгих, чье письмо явилось как бы сигна­лом к выступлению наших правозащитников вольна своего ребенка не записывать на фа­культатив. В чем проблема? В чем ущемление прав "религиозных меньшинств"?

Во-вторых, что касается курса по религиоведению, то существующие программы и учебные пособия представляют собой ни что иное, как завуалированную форму атеистичес­кого воспитания, а это уже яв­ное нарушение прав верующих родителей. По этой причине ре­лигиоведение не может быть обязательным школьным пред­метом.

О тоталитарных сектах. Наши оппоненты очевидно полагают, что "Белое братство", Муниты, Виссарион, "Церковь Сатаны" — это те организации, которые не представляют угрозы для психического и физического здоровья человека? Лучше спро­сить родителей, станут ли они возражать против того, чтобы их дети были предупреждены об опасности быть втянутыми в деструктивные культы.

Думается, что выступление Абрамовой и Жеребятьева идет не от разума, а от чувства. Ну не любят они Русскую Право­славную Церковь, а за одно ту большую половину своих со­граждан, которая себя причис­лила к православной традиции. Что поделаешь, как говорит русская пословица "плетью обуха не перешибешь". Россия не Америка, не тот культурно-исторический тип. Свободу со­вести должно уважать, но так называемые "религиозные меньшинства" обречены в России на внеисторическое, внекультурное существование. И это тоже свобода личного выбора.

Ю.В.Ушакова
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии