главная

Епархиальные

Городские

Благочиния Авторские

"ОБРАЗ"


ИКОННОГО ЖИВОПИСАНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЕ

Православное отношение к иконе вы­ходит далеко за рамки эстетики. Священный образ существует в Церкви не только и не столько для украшения и создания молитвенного настроения. Икона наделяется вероучительным значением, она - свидетельство о во­человечении Бога, "Евангелие в крас­ках", путь общения со Христом, Пре­святой Богородицей, святыми. Как и Честной Животворящий Крест Госпо­день она - знамя христианства, нагляд­ное исповедание веры. Церкви много раз приходилось отстаивать именно этот взгляд на священный образ. Она пронесла его через эпохи расцвета и упадка, гонений и торжеств, запечат­лела кровью мучеников и отвоевала в богословских спорах. В октябре у нас есть сразу два повода обратиться к важ­ному и яркому разделу церковной ис­тории - к истории иконописи.

18/31 октября празднуется память свя­того апостола и евангелиста Луки, которого Предание называет первым иконописцем. Еще при жизни Божией Матери он написал ее образ. На утрени, в день празднования Вла­димирской иконы мы слышим такие слова: "Написав Твой всечестный образ, божественный Лука, богодухновенный списатель Христова Евангелия, изобразил Творца всех на руках Твоих". По Преданию, Пресвятая Богородица благословила Свой образ и "глаго­лала со властию: "С сим образом благодать Моя и сила".Также упоминает об этой иконе византийский историк IV века Феодор Чтец, а в VIII веке св. Андрей Критский и св. Гер­ман, Патриарх Константинопольский говорят об иконе Божией Матери Одигитрии, припи­сываемой евангелисту Луке, которая находит­ся в Риме.

В настоящее время в Русской Церкви на­считывается около 10 икон, приписываемых евангелисту Луке. Кроме того, на Афоне и на Западе их существует 21. Конечно же, это только списки с икон святого евангелиста, ни один из подлинников не дошел до наших дней. Но Церковь подчеркивает преемство благодати и силы, присущих всем спискам с этих икон, ведь они воспроизводят подлин­ные черты Богоматери, запечатленные святым евангелистом Лукой.

8/21 октября Православная Церковь чтит память святых отцов VII Вселенского Собо­ра. Он был созван в Никее в 787 году бла­гочестивой царицей Ириной и патриархом Тарасием. Поводом послужила ересь иконоборцев, получившая государственную поддержку при императоре Льве Исавре и достигшая своего апогея при его сыне Константине Копрониме. Светская власть грубо вмешалась во внут­ренние дела Церкви, в вопросы вероучения и попыталась навязать свой взгляд на священ­ный образ всем православным. Один из глав­ных защитников иконопочитания св. Иоанн Дамаскин назвал эти действия "разбойничес­ким нападением" на Церковь. Власти обру­шили на головы непокорных преследования, по жестокости сравнимые разве что с гоне­ниями императора-язычника Диоклетиана.

Вначале еретики велели уничтожать лишь святые иконы, но результатом отказа от церковного об­раза был полный упа­док богослу­жебной жиз­ни, а следова­тельно, и жизни духовной. Ере­тики навод­нили церкви светскими изображениями "цветами, различ­ными птицами и другими животными, окруженными растительными побегами, среди ко­торых копошились журавли, вороны и пав­лины", превратив храм во "фруктовый сад и птичник". Богослужение было искажено мир­ской музыкой и поэзией.
После вступления на трон благочестивой царицы Ирины был созван VII Вселенский Собор. 350 епископов и множество монахов встали на защиту православного понимания образа и опровергли еретические учения. Со­бор установил почитание икон и мощей и принял ряд мер по восстановлению нормаль­ной жизни в Церкви.

Окончательно иконоборчество было по­беждено лишь спустя полвека, когда на Кон­стантинопольском Соборе 842 года было ус­тановлено празднование Торжества Право­славия. Не "торжества иконопочитания", но именно Торжества Православия, ведь слож­ная ересь иконоборчества, проникнутая по слову прот. Георгия Флоровского "ложным пафосом неизреченности" была нападением на православное вероучение в целом.

О.В. Прасолова
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии