главная

Епархиальные

Городские

Благочиния Авторские

"ОБРАЗ"


СЕГО РАДИ НЕНАВИДИТ ВАС МИР


«Жизнь Златоуста была трудной и бур­ной. Это – жизнь подвижника и мучени­ка. Но подвизался Златоуст не в затворе и не в пустыне, а в житейской суете, сре­ди мира, на епископском престоле, на кафедре проповедника. И мучеником он был бескровным. Он был гоним не от внешних, но от лжебратий, – и кончил жизнь в узах, в изгнании, под отлучени­ем, гонимый христианами за Христа и за Евангелие, которое он благовествовал, как откровение и как закон жизни».

Протоиерей Георгий Флоровский

Святой Иоанн Златоуст, безусловно, самый из­вестный из отцов Церкви. Родился он в Антиохии, третьем по значению городе Римской импе­рии. Семья была образованная, жила в достатке. Отец Иоанна, высокопоставленный чиновник, умер молодым. Ребенка вырастила мать, в двадцать лет она принесла в жертву свою молодость, отказа­лась от нового брака и посвятила жизнь сыну.

Иоанн не искал мирских утех и не медлил с крещением, он принял его в восемнадцать лет – возраст решающий, как заметил он сам позднее в проповеди к новокрещенным. Получив блестя­щее образование, изучив риторику и философию, Иоанн остался в городе. Его ждала блестящая карьера, но он отказался от нее и принял постриг, стал послушником. Хотел удалиться в пустыню, но мать, всем для него пожертвовавшая, воспротивилась этому. Все же он покинул Антиохию, дабы избежать треволнений городской жизни, и предался аскезе и изучению Писания. В поисках внутреннего покоя, он удалился в горы и стал вести суровую жизнь среди монахов в постах и бдени­ях, пагубно отразившихся на его здоровье.

Почувствовав себя созревшим для выполне­ния проповеднической задачи, Иоанн вернулся в Антиохию, где престарелый епископ Мелетий воз­вел его в сан диакона. Написанный тогда трактат «О священстве» и сегодня пользуется исключи­тельной популярностью. Пятью годами позже он был рукоположен в священники и стал пропове­довать, не жалея сил и времени, стремясь покончить с языческими нравами, искоренить древние пристрастия к цирку, театру и языческим зрели­щам. «Достанет и одного человека,– говорил он,–обуянного праведным рвением, чтобы исправить целый народ». Он обличал злоупотребления, всту­пался за бедняков, вскрывал язвы социальной несправедливости, много писал, составлял отчеты, отвечал всем, кто обращался к нему за советом. Он был снедаем ревностью о ближних, все у него шло от сердца, и простые люди прекрасно чув­ствовали его любовь. Иоанна Златоуста мучило общественное неустройство, ему претило богатство и корыстолюбие. Напоминая о человечес­ком достоинстве бедняка и о пределах собствен­ности, он находит убийственные слова: «Мулы у тебя стоят накормлены, а Христос умирает с го­лода у порога твоего».

Слава Иоанна разнеслась далеко за пределы Антиохии и достигла новой имперской столицы. Она послужила причиной его возвышения и не­счастья. По совету министра Евтропия импера­тор Аркадий перевел святого Иоанна в столицу. Антиохийцы не хотели отпускать своего любимо­го пастыря, и он был увезен обманом. Неожидан­но для всех популярный антиохийский проповед­ник занял самый видный пост в империи, встал во главе первого патриархата Востока, сделался придворным императорским ритором. Может статься, там и надеялись обрести ритора, но полу­чили монаха и пастыря. Началось главное испы­тание Иоанна, коему должно было завершиться одиночеством и изгнанием.

Он начал реформы по собственному почину. Прежде всего, избавил патриарший дом от сле­дов роскоши, столь любезной сердцу его предшественника. Ел один и не устраивал никаких торжественных приемов. Беседовал со священ­никами и монахами о делах, учреждал больницы и странноприимные дома, вел борьбу против ере­тических сект, новациан и ариан. Заботливый к людям, он становился непреклонен и даже бес­пощаден, когда сталкивался с ересью. Иоанн лю­бил длинные службы и крестные ходы, что ре­шительно пришлось не по вкусу столичному ду­ховенству, привыкшему иначе распоряжаться сво­им временем. Он выступает против публичных увеселений, против утопающих в роскоши пра­вителей, критикует распущенный и легкомыслен­ный образ жизни придворных и тем раздражает влиятельные круги. Нападками на роскошь жен­ских нарядов и суетность поведения он привел в раздражение столичных дам, включая саму императрицу Евдоксию. В одной из проповедей он говорит, что лучше уж ходить нагими, чем рас­фуфыриваться, как иные столичные модницы. Его неукротимый морализм отпугивает еписко­пов и ученый люд – все строят козни против неугомонного монаха. Враги у Златоуста появ­ляются везде – в среде клира, среди бродячих монахов, при дворе.

В 402 году патриарху Александрийскому надлежало от­читываться в Константи­нополе: Феофил быстро разобрался в обстановке, понял, что у Иоанна мно­го врагов и ловко извратил положение – из обвиняемого превратился в обвинителя. Он созвал «промежуточный собор» и тот сместил Иоанна Златоуста. Сам Златоуст на соборе не присутствовал, трижды отклонив при­глашение явиться. Император подписал бумагу, и патриарха отправили в изгнание. Это вызвало негодование некоторых епископов и простого на­рода, в столице начались уличные волнения. Во избежание беспорядков, он решил добровольно отправиться в место своей ссылки. Но изгнание оказалось коротким, едва Иоанн отбыл в ссылку, как в столице произошло землетрясение, затем выкидыш у императрицы. Евдоксия увидела в этом знамение гнева небесного на гонение, кото­рому подвергли праведника, и Иоанн получил при­глашение вернуться в Константинополь. Но на­учиться дипломатическому такту он не умел и не хотел. Как и прежде, в своих проповедях он об­личал пороки общества, обрушивался на роскошь двора и на распущенность нравов. Поэтому при­мирение с императорским двором продлилось не­долго. Евдоксия решила, наконец, избавиться от несговорчивого проповедника. Патриарха арес­товали в его же соборе во время пасхального праз­днества. Произнеся прощальное слово, Иоанн покинул свою церковь и уже не вернулся в нее ни­когда.

Новое изгнание было тяжким, Иоанна сосла­ли в местечко Кукуз на границе с Арменией. Здешний климат для него оказался неподходя­щим. К этому времени относится большинство его писем, до нас их дошло 236. Человек глубоко исстрадавшийся, он до последних дней предпочи­тал утешать, а не быть утешаемым. Испытания побуждали его сострадать другим. Он умер, так и не увидев Черного моря. Последнее, что он ска­зал: «Слава Богу за все». Это было 14 сентября 407 года.

Память об Иоанне Златоусте живо хранилась среди любившего его народа. Его популярность была настолько велика, что уже в 417 году его имя восстановили в диптихах, а в 438 его мощи были перенесены в Константинополь и по­ложены в храме Святых Апостолов.
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии