главная

Епархиальные

Городские

Благочиния Авторские

"ОБРАЗ"


СОБИРАНИЕ ДУХА

XVIII век для Церкви Христовой в России по тяжес­ти последствий сравним разве что с эпохой советских го­нений. Реформы Петра I и Екатерины II осуществили в полной мере стародавние притязания государственной вла­сти на свободу самоуправления и духовной независимости Церкви. Упразднение патриаршества, запрещение созыва соборов, жестокие гонения на монашество, изъятие церков­ной собственности, репрессии (вплоть до казней) духовен­ства, – вот средства, которыми императорская власть доби­лась внешнего ослабления и подчинения Церкви. «На бла­гочестие и веру православную наступили таким образом,– писал современник,– будто они не веру, но непотребное и вредное христианству суеверие искореняют». Для русско­го монашества XVIII век был временем распада и тяжелой борьбы за сохранение духовной традиции православного подвижничества. За это время скиты и монастыри подвер­гались гонениям со стороны императорской власти и пре­терпели сильное обмирщение. Строгий аскетизм с трудом мог существовать в монастырях, почти совсем он был вы­теснен из городов. Наступило время бродяжничества и в прямом, и в духовном смысле слова. В поисках серьезного духовного наставничества паломничали и просто бродили от обители к обители тысячи верующих, изголодавшихся по слову Божию. Церковь Христова в России того време­ни оказалась в духовном рассеянии и расслабленности. Православные были как «толпы народа..., что были изну­рены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря» (Мф. 9:36). И хотя Церковь страдала по грехам своим, Господь «сжалился над ними» (Мф. 9:36), и как в XIV в. Он сде­лал светочем для всех преподобного Сергия, так четыре века спу­стя Господь воздвиг преподобного Паисия Величковского.

"Бога имел себе наставником и учение Святых Отец"

В миру Паисий звался Петром Величковским. Родил­ся он 21 декабря 1722 г. в Полтаве. Отец его – Иоанн – принадлежал старому священническому роду. По мате­ринской линии Петр имел прадеда иудея. В 4 года он лишился отца и воспитывался матерью Ириной. Тихий и молчаливый, Петр был вдохновенный читатель Священ­ного Писания, причем всего Писания, ибо в те годы некото­рые книги Писания читать не дозволялось. На всю жизнь полюбилась Петру Песнь Песней – гимн любви Божией. Писание очищало сердце мальчика и «дарова бо ему Гос­подь еще в юности седину разума, мудрости и смиренно­мудрия».
В 13 лет мать отправила его учиться в Киевскую ака­демию. В академии юноша почувствовал противный пра­вославию дух тогдашнего образования: «слышав бо часто вспоминаемых богов еллинских и басни пиетические, возненавидех от души таковое учение». Петр упрекнул рек­тора Сильвестра Кулябку за то, что в православной акаде­мии совсем не изучают Отцов Церкви. Петр бросил лати­низированную школу и отправился искать духовного отца, который мог бы научить преданию Святых Отцов и подлинной жизни. Не от знания и учебы бежал Петр, но на поиски истинного знания. Петр дал себе два обета – обет бедности и обет не постригаться и не жить в монастырях, где «великое изобилие в пищи и питии, и всякое телесное продовольствие, слава и упокоение». Найти такую обитель оказалось нелегко. На поиски ушло 20 лет.

Петр отправился в долгое странствие (1739). После тяжких и долгих скитаний, уже иноком с именем Платон, юноша уходит в Молдавию. Молдавия в те времена зави­села от Турции, но на ее земле нашли приют многие право­славные подвижники, бежавшие от гонений в России. Пла­тон поселился в скиту св. Николая, называемый Трейстены. Впервые увидел Платон настоящих суровых и опыт­ных пустынножителей. До 1746 г. Платон оставался в этой обители, но, смиренно боясь рукоположения в священники, выпросил благословение посетить Афон, в надежде приоб­рести там больший духовный опыт.

Но стремление Платона найти здесь опытного духов­ного руководителя не осуществилось. Монашество на Афоне в то время переживало не лучшие времена. Тогда Платон решил подвизаться один. «Мне нигде не удалось предать себя в послушание какому-нибудь духовному отцу, я не был достоин». Но Бог, вопреки его воле, из него само­го воздвиг великого духовного отца. «Не обретши, за мно­гие вины, где бы повиноваться, вместо отца духовного Бога имел себе наставником и учение Святых Отец»,– вспоми­нал святой. «Он был наделен даром сердечной молитвы, минуя обычный путь, по особому Божьему Промыслу»,– свидетельствует святитель Игнатий Брянчанинов.

Вскоре он принял постриг в малую схиму с наречени­ем имени Паисий. Еще 3-4 года Паисий оставался один, пока к нему не пришли иноки и просили Паисия принять их в послушники. Паисий ради братии был рукоположен в священники в 1758 г. В 1763 г. Паисий и его ученики переселились в Драгомирский монастырь в Молдавии. В последствии Паисий перебрался в монастырь Секул, а ког­да он стал мал, перешел в большой Нямецкий монастырь. Оба монастыря были под единым управлением Паисия. Земная жизнь преп. Паисия завершилась 15 ноября 1794г.

Послушание, бедность и молитва Иисусова

Паисий сыграл роль обновителя, к которой сам никог­да не стремился. Он не реформировал монашество, он его оживил. Духовная жизнь стала вновь желанным идеалом не только в среде монахов, но и во всей Церкви. В век духовной расслабленности проповедь собирания духа и трезвомыслия прозвучала как исцеляющее «встань и ходи!»

Паисий от Бога получил великие дары: сердечной мо­литвы, духовного руководства и дар соблюдать в единстве братьев разных национальностей (в Нямце жили русские, молдаване, румыны, греки, болгары, сербы, украинцы, нем­цы). Все в монастыре Паисия начиналось с послушания, причем святой требовал не столько послушания низших высшим, сколько взаимопослушания среди равных. Дру­гое требование Паисия – бедность и труд. Бедность – это свобода и охрана независимости общины от всех вмешательств извне. «Пусть монастырь избегает платить всяко­го рода взносы и налоги» и «пусть никто не работает в монастыре, кроме братии». Сам Паисий, уже будучи стар­цем и настоятелем, трудился с братьями и не имел у себя «даже сорочки, только один подрясник и ряску в запла­тах». Всякая собственность по слову святого – «путь Иуды предателя».

Послушание, бедность и труд – это средства для обре­тения глубины и подлинности сердечной молитвы и тиши­ны души. В обители Паисия совершалось ежедневное ис­поведание помыслов, и возродилась практика Иисусовой молитвы. В середине XVIII в. делание «умной молитвы» в Молдавии, Валахии и России было уже почти неизвестно. По­этому св. Паисий, вводя Иисусову молитву, иногда встре­чал сопротивление со стороны монахов. Паисий был вы­нужден написать сочинения в защиту духовной молитвы, еле-еле успокоив невежественных собратьев.

Читайте Отцов!

Исповедание помыслов и Иисусова молитва сливают­ся для него воедино в чтении со вниманием Писания и Отцов. Вчитывание в Писание и Отцов денно и нощно – вот ответ Паисия на отсутствие опытных духовных наставников. Изучение Святых Отцов вкупе с работой над их переводами на славянский и румынский языки стало одним из главных дел старца. Еще на Афоне он начал собирать славянские переводы Отцов, но вскоре с горечью убедился, что из-за низкого качества перевода и нерадиво­сти переписчиков славянские переводы совершенно негод­ны, в них нет даже «простого грамматического разума». Паисий понял, что нужны новые переводы и начал искать греческие рукописи. Это было нелегко. Православные гре­ки сами позабыли древнегреческий язык и совсем не раде­ли о сохранении и изучении творений Отцов, которые в XVIII в. «в всесовершенное забвение придоша». Но свя­той продолжал поиски и составил большое собрание руко­писей и переводов. На их основе он начал свою работу, не щадя себя. «Како же писаше, удивлятися подобает; немо­щен бо телом отнюдь бяше, и во всем правом боку бяху ему раны; на одре убо, идеже почиваше, окрест облагаше себе книгами: ту положени бяху словари разноязычии, кни­га из нея же перевод творяше, посреди же свещи; сам же аки малое отроча, седя согнувшеся всю нощь писаше, забы­вая немощь тела и тяжкие болезни и труд». Так Паисий перевел творения святых Исаака Сирина, Антония Великого, Феодора Студита, Иоанна Лествичника, Григория Синаита, Макария Египетского, Симеона Нового Богослова и др. Желал Паисий создать и «доподлинный перевод» Библии на русский язык. Издание же его перевода «Добротолюбия» (1793) было событием в истории всей русской куль­туры. Святой Паисий своими трудами положил начало воз­вращению русского духовного просвещения к святооте­ческой традиции. Но обращение к Отцам для Паисия зна­чило больше, чем просто душеполезное чтение.

Служение слова

Паисий считал, что духовный отец не имеет права ни­чему учить из своей головы, но только по Писанию и От­цам. Святой сам был исполнен доверия к святоотеческим текстам и внушал его ученикам. В его обители был заве­ден уникальный для того времени обычай. Своим глав­ным занятием Паисий считал «служение слова» – приго­товление вечерних чтений для общины на славянском и румынском, во время которых он читал и толковал тексты Писания и Отцов. Вся жизнь обители организовывалась вокруг изучения Святых Отцов, которое идет неразрывно с возрождением Иисусовой молитвы. Чтения происходи­ли зимой, когда братья по окончании полевых работ соби­рались все вместе. Они начинались Рождественским по­стом, 15(28) ноября, и заканчивались в канун Вербного воскресенья. Паисий внушал ученикам, что стоит только уменьшится жажде Слова Божьего, т.е. усердия в чтении Писания и Отцов, как уже входят раздоры, нерадение и охлаждение любви, искание собственной воли и выгоды. Чтение же Отцов просвещает разум и воспламеняет сердце к исполнению заповедей Христовых

Совершенство любви

Послушание, труд, молитва, чтение Отцов не принесет пользы, если не перерастет в любовь. Любовью, по слову Паисия, проверяется искренность всех дел и подвигов. Не­обходимо освободить свое сердце для любви к Богу и бра­тьям. «Если вы гневаетесь на братьев, то верите ли святому Евангелию?» Сам Паисий был образцом в делах любви. Однажды монах возмутился на старца за сделанное замечание. Паисий ответил: «Любезный брат, гнев противоположен жиз­ни по Евангелию, и всякий, кто ненавидит другого, сам себя превращает в развалины. Как мог я ненавидеть своего духовного сына?» «Терпение его всех побеждало»,– вспоминал его ученик св. Феофан (Соко­лов).

Конкретным знаком любви служило в монастыре попечение о больных. В Нямце была устроена лечебница для окрестных бед­няков и паломников. Во время русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791 гг. Па­исий предоставляет убежище беженцам, опу­стошая для них кладовые монастыря.

В обители Паисия никогда не поступа­лись личной судьбой даже малого из бра­тии. Святой по своему опыту знал, что зна­чит унижение. Поэтому его община – об­щина личностей, которая растет с ростом каждого. «Он предпочитал, чтобы монастырь обратился в развалины, или чтобы пропала другая какая ценность, тому, чтобы душа од­ного единственного брата заблудилась и впа­ла в согрешение»,– сообщал его ученик. Па­исий спешил передать братьям жажду ду­ховного возрастания во взаимном умалении друг перед другом единому Христу.

Ученики св. Паисия разошлись затем по всему православному миру, везде оживляя подлинно духовную жизнь. Именно Паисию обязано своим расцветом русское стар­чество и его центр – Оптина пустынь.

«Знаете ли, что Я сделал вам?» (Ин. 13:12)

О преп. Паисий Величковском написа­но много книг на румынском, итальянском, английском, немецком и других языках. Его духовный опыт и жизнь изучаются в Гре­ции и балканских странах. Даже в католи­ческом мире существует большой интерес к наследию и личности св. Паисия. В России почитание великого святого, одного из со­здателей православного Просвещения почти не заметно. «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме сво­ем» (Мф. 13:57). В судьбах святых испол­няются все евангельские слова, даже слова о забвении праведного. Только бы не услы­шать нам в свой адрес других слов: «народ Мой глуп, не знает Меня: неразумные они дети, и нет у них смысла...» (Иер. 4:22).

Преподобный Паисий скончался 15(28) ноября, в день начала Рождественского поста, в день, когда он обычно начинал свое «служение слова». В этот же день начал он и свое веч­ное служение Слову. Церковь прославила преподобного Паисия в 1988 г., в год Тысячелетия Крещения Руси, в год начала нового обнов­ления церковной жизни в России. Будем молиться и надеяться, что это обновление пойдет по пути истинного православного просвещения, по пути преподобного Паисия Величковского.

М.А. Прасолов
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии