главная

Епархиальные

Городские

Благочиния Авторские

"ОБРАЗ"


СВЯТОЙ ДЛЯ XXI ВЕКА

1 ноября в Москве состоялись V Силуановские чтения, кото­рые ежегодно организует российское отделение международ­ной Ассоциации преподобного Силуана, Эта организация была создана в 1993 г. по благословению архимандрита Софрония (Сахарова), автора книги «Старец Силуан». Российское от­деление Ассоциации открыто в 1998 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Духовным попечителем рос­сийской организации стал игумен Иларион (Алфеев).
Заседание Пятых Силуановских чтений состоялось в Религиозном центре Всероссийской Государствен­ной Библиотеки Иностранной Лите­ратуры под председательством Алек­сандра Гуревича, российского пред­ставителя Ассоциации преподобного Силуана. Изначально заданная тема конференции – «Преподобный Силу­ан Афонский и традиция право­славной святос­ти» – в большин­стве докладов связывалась с мыслью об акту­альности и важ­ности свидетель­ства преподобного Силу­ана для совре­менного христи­анина. Конференция началась с общей молит­вы и благословения епископа Сергиевского Василия (Осборна), викария Сурожской епархии. Вла­дыка Василий и сделал первый доклад. «Препо­добный Сера­фим Саровский, живший в XIX веке, стал свя­тым для XX века. И я чувствую,– сказал епископ Василий, – что препо­добный Силуан, живший в XX веке, станет святым для века наступивше­го». Владыка Василий отметил три особенности учения старца Силуана. Во-первых, это великое откровение «держи ум твой во аде и не отчаи­вайся», полученное Силуаном от Хри­ста – оружие в борьбе с гордостью и со всяким другим искушением. Во-вторых, молитва обо всем мире, свя­занная с видением всего человечества как единой семьи. В-третьих, молит­ва за врагов – центральный момент Христова учения, то, что поможет нам победить искушение искать и созда­вать себе врагов.

В конференции приняли участие насельники Московского подворья Афонского Русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Настоятель подворья игумен Никон (Смирнов) ука­зал на параллель между нашим временем и первым веком христианства – в такие времена главной становится проповедь любви. Иеромонах Клеопа произнес слово о трезвении преподобного Силуана, которое свя­той явил не только в отношении к своим мистическим опытам (мы зна­ем, что в таких случаях Силуан, «не входя в восторги ложные», сразу от­крывал свои видения духовнику или старцам обители), но и в любви к врагам. «Если мы ищем, за что бы побо­роться и против кого бы, то мы не Христовы»,– сказал отец Клеопа.

Диакон Георгий Завершинский в своем докладе «О нетварном свете в писаниях старца Силуана и архи­мандрита Софрония (Сахарова)» процитировал о. Софрония: «И вера есть свет, но малый; и надежда есть свет, но несовершенный; и любовь есть свет, но уже совершенный».

Свидетельству преподобного Си­луана о мученической благодати по­святила свое выступление Вера Ми­хайловна Еремина – секретарь Свя­то-Троицкой Сергиевой лавры: «Бла­годать была как у мучеников, и само тело жаждало страдать за Христа»,– писал о себе старец.

Проф. Валерий Лепахин (Вен­грия), рассматривая писания старца Силуана в контексте поэтической традиции в богословии, берущей на­чало в библейских текстах, сравнил их с таким великим примером поэти­ческого богословия, как гимны преп. Симеона Нового Богослова. По мне­нию одного из современных литера­турных критиков, на которое сослал­ся докладчик, теперь серьезная антология русской литературы немыс­лима без «Адамова плача».

В заключение конференции был показан телефильм «Силуан, старец Афонский» (режиссер Б.М. Конухов, автор сценария Ю.М. Лощиц).

Наследие преп. Силуана важно для всей Церкви. У нас, христиан, живущих в епархии, на территории которой находится родина преподоб­ного Силуана – село Шовское – есть причина отнестись к нему с особым вниманием.

С.Л.Царев
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии