главная

Епархиальные

Городские

Благочиния Авторские

"ОБРАЗ"


"ВОСПОЙТЕ ГОСПОДЕВИ ПЕСНЬ НОВУ..."

Радостный момент Боговоплошения с древнейших времен христианства воспевался в святых песнопениях Церкви. Многие Святые Отцы в воспоминание об этом событии слагали свои гимнографические труды. Достаточно назвать авторов самых из­вестных песнопений – святого Ефрема Сирина (IV в.) и его 27 рождественских гим­нов, святого Кирилла Александрийского (V в.) и его гимн "Богородице, Дево, радуйся", св. Софрония, патриарха Александрийского (VII в.), составившего тропари великих часов на Рождество Хри­стово и многих других песнорачителей, становится очевидной та трепетность, с которой святые столпы Цер­кви относились к певческо­му наполнению Рождествен­ской службы. Это отношение было не случайным.

Традиция мелодического спосо­ба оглашения людей в Новозаветной церкви ведет свое начало от торже­ственного гимна, воспетого ангельс­ким воинством в ночь Боговоплощения (Лк.2.13). Но праздник Рожде­ства Христова учит нас не только механическому воспроизведению ка­ких-то любимых мелодий, которые "ласкают слух и лечат душу". Преж­де всего, это святое событие раскрывает значе­ние пения и напоминает об условиях, способству­ющих его появлению.

"Само же Воплощение Христа обнаруживает предельное Его смирение и самоограничение",– пишет епископ Александр (Семенов - Тян-Шанский). Пение – есть воплощение наших душев­ных движений, почему оно и может возникнуть только в условиях усиленной духовной работы. Эта "работа" сосредотачивает внимание на Не­бесном, Божественном, освобождает от влияний мира. "Подобная отрешенность и сосредоточен­ность немыслимы без особой душевной тишины, рождающейся из тишины физической, когда смол­кают все мирское и материальное и все внутрен­ние силы устремлены к Богу", – рассуждает ком­позитор и исследователь богослужебного пения В.И Мартынов. Для разъяснения этого положе­ния необходимо обратиться к житийной литера­туре и, прежде всего, к житиям отцов-гимнографов. Одно из центральных мест в Рождественской службе занимают кондак "Дева днесь Пресущественнаго раждает", который принадлежит преподобному Ро­ману Сладкопевцу (V в.) и канон "Христос раждается, славите", который составил пр.Иоанн Дамаскин (VIII в.). Данные гимны очень показа­тельны, т.к. они явились следствием "смирения и самоограничения" их творцов.

Преподобный Роман был служителем Констан­тинопольской церкви. Не имея голоса, будучи безграмотным святой не мог исполнять клиросное послушание, что вызывало недовольство со стороны других служащих храма. Издеватель­ства и поношение, которое преп. Роман перено­сил от братии, только усиливали его рвение в молитве. Житие повествует о том, как подвиж­ник уходил на всю ночь в никогда не закрывав­шийся храм Божией Матери во Влахернах и там слезно молился. Но, однажды, издевательства над ним превзошли все границы. Во время соверше­ния Царских часов в навечерии праздника Рождества Христова хулители насильно вывели преподобного на ам­вон со словами: "Получаешь равное с нами жа­лование, неси и равную с нами службу". И вот в тот самый момент, когда издевательства достиг­ли вершины, случилось чудо. В ночь перед самой службой празднику в сонном видении ему яви­лась Божия Матерь. Она дала съесть святому маленький свиток. Восстав от сна преподобный Роман почувствовал, что неграмотность и необразован­ность совершенно исчезли, а по дороге в храм его сердце сложило прекрасный гимн "Дева днесь".

Святой Иоанн Дамаскин составил свои луч­шие гимны, как и преп. Роман Сладкопевец, прой­дя путь позора и отвержения.

Иоанн занимал высокое положение – был гра­доначальником Дамасским и первым министром калифа. После ложного обвинения в неверности правителю, ему отрубили руку. Оправдание вер­нуло преподобному должность, но он не захотел оставаться при дворе, тем самым отвергнув земную славу, почести и богатства. Уйдя в монастырь, духовник запретил Иоанну заниматься лю­бым видом литературной деятельности, что было чрезвычайно трудным подвигом для человека любившим это искусство. Житие свидетельству­ет о большой любви святого к ближнему, которая побудила его нарушить послушание и соста­вить заупокойное песнопение для одного из бра­тьев монастыря. Наставник за ослушание отправ­ляет святого убирать нечистоты. Но в ту же ночь старца в видении посещает Божия Матерь, кото­рая заступается за преподобного Иоанна и бла­гословляет его гимнографическое творчество. Именно после этого события появляются песнопения в число которых входит и Рождественс­кий канон, в основе гимна лежит "Слово на Рождество Христово" св. Григория Богослова.

Своей жизнью подвижники раскрыли внут­ренний смысл пения. Оно благословляется Бо­жьей Благодатью и, только от ощущения этой Бла­годати, рождается. Это пение человеческого сер­дца, которое радуется общению с Богом. Это сми­ренная ангельская хвала внутреннего человека, который в восхищении вторит воинству: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех бла­говоление!"

С.В. Минченко
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии