главная

Епархиальные

Городские

Благочиния

Авторские

"ОБРАЗ"


КОЛЛИВАДЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ К СВЯТЫМ ОТЦАМ

Все православные знают книгу "Добротолюбие" (по-гречески она называется "Филокалия"). Для многих "Добротолюбие" - учебник истинной жизни, подчас заменяющий духовного отца. Но немно­гие могут сказать, особенно у нас в Рос­сии, кому мы навеки обязаны этим воп­лощенным в слове Преданием Отцов Церкви.

С переходом в XIV в. большей части Визан­тийского государства под турецкое господство, зна­чительно ускорился упадок во многих областях духовной и культурной жизни византийцев. Мо­нашество, давшее жизнь стольким шедеврам бого­словской мысли и церковного искусства, постепен­но отходило от идеалов молитвенного подвига исихастов. С сер. XV в. в Византии трудно найти богослова, уровень которого был бы сопоставим с уровнем св. Григория Паламы (1296-1359) или св. Николая Кавасилы (ок. 1320-ок. 1390).

Происходит искажение религиозного сознания у верующего народа. Грекам приходится защи­щать свою веру перед угрозой омусульманивания. С XVII в. добавились западные - католические и протестантские - влияния на греческое богосло­вие и культуру; высшие слои греческого обще­ства постепенно отчуждаются от своей духовной традиции. Почти полному забвению предано свя­тоотеческое наследие. Господствует поголовная безграмотность и религиозная необразованность народа.

В упадке оказалось не только высокое бого­словие, но и образование народа и духовенства. "Греческие клирики были едва способны читать богослужебные книги. Что же касается понима­ния читаемого - оно было совершенно вне их", -замечали иностранцы. Народ был в массе своей безграмотен и несведущ в собственной вере. Кри­зис поражает также монашескую жизнь - оскуде­ло духовничество и молитвенное делание. К XVIII b. сложилась ситуация "рабства и духовно­го маразма".

Именно в сер. XVIII в., как реакция на опас­ную ситуацию, на Афоне возникает движение по обновлению церковной жизни. Это движение было чрезвычайно многогранным; его целью было воз­вращение к святоотеческой традиции, а источни­ком - традиция умного делания. Оно известно как "движение колливадов" (kinema ton kollybadon). Название "колливады", "колливисты" (kollybades, kollybistai) происходит от "колива" (ta kollyba), которое благословлялось во время поминовения усопших. Поскольку колливады отказывались со­вершать или участвовать в поминовении усопших по воскресным дням, но настаивали на том, что это следует делать только по субботам, им было дано это прозвище, как злая кличка. Сейчас, когда гла­вы движения колливадов - Макарий Коринфский, Никодим Святогорец, Афанасий Парийский - про­славлены в лике святых, это прозвище звучит как почетный титул и похвала.

Современные исследователи отмечают прямую связь между исихастами XIV в. и колливадами XVIII в. Все сходятся в том, что движение было живительной силой в духовной жизни как Греции, так и всего Православия. "Филокалистическое движение, известное как "движение колливадов", является одним из наиболее выдающихся духов­ных явлений и одним из наиболее плодотворных движений в Православии времен турецкого гос­подства''.

Спор о коливе разгорелся, когда монахи афон­ского скита святой Анны перенесли еженедельно совершаемую панихиду с субботы - уставного по­минального дня - на воскресенье. Причиной тако­го нарушения устава стало начатое в 1754 г. стро­ительство нового скитского храма. Со всей Гре­ции вместе с пожертвованиями на него в скит по­ступало и множество имен, которые следовало по­минать на заупокойной службе. Поминовение та­кого количества имен (более 12 тысяч) стало зна­чительно удлинять службу. А в то время на Афо­не суббота отличалась от всех остальных дней недели тем, что была единственным "базарным" днем в афонской столице Карее, где монахи продавали свое рукоделие, производимое ими в течение не­дели. Теперь же монахи не успевали на базар и потому решили совершать службу над коливом в воскресенье. Это решение вызвало резкий протест тех, кого и прозвали колливадами: поминальная служба, справедливо говорили они, искажает ра­дость воскресного дня, в котором христиане видят образ жизни будущего века.

Спор о коливе разгорелся вдруг с неожидан­ной силой и продолжался в течение 60 лет. Пона­чалу, на колливадов обрушились гонения. Они были изгнаны с Афона, лишены священного сана. Много зла причинили им некоторые патриархи Константинополя. О колливадах разошлась такая слава, что, по словам преп. Афанасия, даже паром­щик отказывался переправлять их на своем паро­ме. Колливадов, например, обвинили в том, что они "франкмасоны". Как писал преп. Никодим Святогорец, "есть некоторые, которые, не зная, что оз­начает слово "колливад", а также не понимая при­чин, по которым мы обвиняемся и бесчестимся, но только потому, что слышат, как другие называют нас колливадами, еретиками, злочестивыми и тому подобно, сразу же и сами начинают повторять эти оскорбления".

Но нашлись на Святой Горе и такие монахи, которые поддерживали изгнанных и сами стано­вились колливадами. Среди них - преп. Никодим Святогорец, свт. Макарий Коринфский, преп. Афа­насий Парийский и др.

В 1774 году антиколливадами в монастыре Кутлумусиу был созван собор, на котором председа­тельствовал бывший патриарх Константинополь­ский Кирилл V и бывший патриарх Александрий­ский Матфей. Присутствовало также около 10 мит­рополитов, и свыше 200 монахов. Результатом со­бора стало осуждение колливадов, но они не под­чинились решению Кутлумусийского собора.

Тем временем осужденный преп. Афанасий уехал со Святой Горы в Фессалоники, приняв дол­жность ректора единственной в городе греческой школы "Эллиномусион". Он не прекращал под­держивать связь с колливадами, оставшимися на Афоне, особенно со св. Никодимом Святогорцем. С целью добиться, чтобы дело о колливадах было пересмотрено, он едет в Константинополь, где до­казывает свою собственную невиновность и безос­новательность всех обвинений, возводимых про­тив колливадов. Однако осуждение - и только с него - было снято лишь в 1781 г.

Вместе со св. Афанасием Афон постепенно по­кинули и остальные колливады, но их идеи рас­пространились уже по всей Греции.

С новой силой споры вспыхнули в нач. XIX в., и главной их причиной стал вопрос о частом при­чащении Тайн Христовых. Наиболее значимым представителем колливадов на Святой Горе в это время был св. Никодим Святогорец.

Повод к возникновению споров возник в 1804 году, когда было незаконно вскрыто и искажено письмо преп. Никодима к духовнику Святой Горы иеромонаху Иерофею, касавшееся вопроса о час­том причащении. Это послужило поводом к но­вым возмущениям, направленным против колли­вадов и, главным образом, против самого святого, который, в отличие от первых колливадов, имел на Афоне уже и славу и авторитет. Чтобы прекра­тить волнения, в Кареях 19 мая 1807 года был созван собор из представителей всех 20 монасты­рей Святой Горы, который благосклонно отнесся к колливадам и осудил их новых наветчиков. 13 июня 1807 г. преп. Никодим предложил на рас­смотрение Св. Кинота Св. Горы свое "Исповеда­ние Веры", где по порядку опровергал все обвине­ния, выдвинутые против него.

Однако ситуация изменилась, когда в 1808 году на патриарший престол взошел Калинник (1808-1809) - ревностный борец с колливадами. Проти­востояние на Афоне ослабилось лишь в третье пат­риаршество свщмч. Григория V (1818-1821). Тог­да, в августе 1818 г., он издал патриаршее письмо, в котором поддержал колливадов и попытался примирить враждующие стороны. Таким образом, борьба колливадов и их противников на Святой Горе к концу первой четверти XIX в. ослабла, а к середине века практически полностью затихла. Та­кова, вкратце, была историческая картина зарож­дения и развития движения колливадов.

При оценке движения колливадов необходи­мо учитывать, что оно не ограничивалось лишь спорами о дне совершения поминовения усопших или о том, насколько часто нужно причащаться. На самом деле колливады переросли все эти про­блемы и превратились во всеохватывающее дви­жение за обновление духовной жизни и возвра­щение к подлинно святоотеческим традициям. Спор о поминовении был лишь предлогом, от­правной точкой на пути к обновлению монаше­ства, богословия, церковного пения и иконописи. Это движение было по своей природе "непротес­тантским", то есть таким, которое только облича­ло пороки современности. Но, в то же время, оно дало положительный импульс, достигло вершин подлинной православной духовности. Вообще, по­лемический элемент второстепенен в движении, основная его задача - раскрыть и воплотить в жизнь сокровища святоотеческой духовности. Именно поэтому главной книгой, порожденной колливадами, стала составленная преподобным Никодимом и святым Макарием "Филокалия" ("Добротолюбие").

Без сомнения, "Добротолюбие", как "обожения орган", по справедливому слову преп. Никодима Святогорца, является подлинным непосредствен­ным или косвенным источником почти всех поло­жительных духовных всплесков и богословских течений в Православии с кон. XVIII века до сего дня. Поэтому движение колливадов не может быть отождествлено со спором "о поминовении" или "коливе". И правильнее было бы назвать их дея­тельность в истории Православия "филокалистическим возрождением".

Никак нельзя считать колливадов неким ви­дом "секты" в Православии. Им был чужд дух сектантства. Наоборот, их целью было возвраще­ние к подлинной вселенскости и кафоличности цер­ковного сознания, выхода из замкнутости и само­достаточности, которыми жила в то время Гречес­кая Церковь.

И, наконец, неверно было бы не замечать отри­цательных сторон движения. Нельзя идеализиро­вать всех колливадов, считать, что все они жили духом "Добротолюбия". Среди них было доста­точно людей случайных или фанатиков.

Однако несомненно одно: движение коллива­дов является еще одним доказательством, что Пра­вославное Просвещение возможно только на пу­тях подлинного вживания в Предание Святых От­цов Церкви. Другого пути у нас быть не должно.

М.А. Прасолов
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии