главная

СВЯТЫЕ

ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ

ПРОЗОРЛИВОСТЬ СТАРЦА ИЛАРИОНА

Богомудрые советы затворника Илариона

Содержание

Чудеса исцелений по молитвам Илариона

Имея великие духовные дарования от Господа, преподобный Иларион Троекуровский особенно прославился своей прозорливостью. Старец предсказывал своим посетителям многие грядущие события в их жизни или, видя гнев Божий на людях нечестивых, старался их предостеречь от неразумных поступков и помыслов.

В начале июля 1848 г. некая помещица В. А. Ш., близко знавшая старца Илариона и купившая по его совету небольшой дом близ Трое­курова, собралась ехать домой в Рязанскую губернию и по своему обык­новению заехала к старцу просить его напутственного наставления и благословения. Но тот через келейника передал ей, что не сможет при­нять ее до субботы. Она дважды после этого посылала к старцу сказать, что ждать три дня никак не может - ждут срочные дела, и просила при­нять тотчас же. И всякий раз получала ответ, что до субботы Иларион принять ее не сможет. Она дождалась субботы и вновь приехала в Тро­екурово. При встрече со старцем откровенно сказала ему, что сильно роптала на него за отказ принять ее ранее. На что старец с улыбкой отве­тил: «Теперь, пожалуй, ступай с Богом». С радостью В. А. Ш. поехала домой, но в дороге встретила посланца с известием, что в ее деревне открылась холера, и это заставило ее вернуться назад.

В жизни игуменьи Флоровского Киевского женского монастыря схимонахини Елеазары был опыт дивной прозорливости старца Ила­риона. Она в молодости своей была замужем за полицмейстером Курска Губертом. Приезжает она раз к Илариону, а тот с утра сказал келейнику: «Ко мне сегодня придет игуменья. Ты смотри, встреть её». Тот весь день прождал, и никакая игуменья не приезжала. Уже к вечеру подкатил экипаж с двумя барынями. Это и была г-жа Губерт с гувернанткой. Келейник пошел докладывать: «Батюшка, какая-то барыня приехала». - «Какая барыня? Это игуменья Киевская». Когда она вошла, затворник её встретил словами: «А! Игуменья ко мне при­ехала». Г-жа Губерт удивилась, к чему это он её так назвал, и за­помнила эти слова. Довольно много времени спустя после этого по­сещения Пелагия Андреевна Уварова собралась в Киев и пришла проститься к Илариону. Он дает ей просфору девятичинную, завер­нутую в исчерченную крестами бумажку, ладану и свечей и приказы­вает передать это г-же Губерт. Та заплакала, принявши от матушки этот дар старца, считая его намеком на предстоящие ей скорби. На возвратном пути из Киева Уварова опять зашла к ним и узнала, что у них померли дети. Но еще большее испытание ожидало их впереди. Муж г-жи Губерт попал под суд, и ему грозило самое тяжкое наказа­ние, которого он избежал только по Высочайшей милости. После этого они оба решили поступить в монастырь. Муж лет восемь жил в Киевской Лавре, где и скончался, а она до его смерти пожила в од­ном девичьем монастыре верст за 30 от Киева, а потом её перевели в Киевский Флоровский монастырь, В этом монастыре она умерла - игу­меньей в 1902 году 96 лет от роду. До самой кончины своей она име­ла большую любовь и веру в троекуровского затворника.

Лебедянский помещик Александр Ильич Лукин приехал к Илари­ону со своей родственницей, желавшей получить у старца благослове­ние на спорное дело с родной сестрой. Причем она сама была неправа в этом судебном деле. После обычных поклонов Иларион подошел прямо к ней и спросил: «Как твое имя?» - «Любовь», - отвечала она. «А, - воскликнул как бы удивленный старец, - Любовь! Да ведь лю­бовь покрывает множество грехов». И повторил это несколько раз. После этого посетительница не решилась просить благословения на судебную тяжбу с сестрой. Лишь после смерти Илариона она начала это дело и, потратив множество денег, проиграла суд.

Друг затворника - благочестивый священник с. Губина о. Никандр благословлялся у него перенести свой дом поближе к строившейся тогда в Троекурове каменной церкви. «Напрасно ты хочешь строить­ся, – сказал ему старец, – построишься, а монашки тебя сгонят». В другой раз о. Никандр задумал перейти на место своего умершего отца в г. Усмань. «В Усмань переходить не надо, — сказал Илларион, – Погоди. Вот здесь у меня будет монастырь, тогда и перейдешь в Троекурово». И действительно, лет через 15 после этого, когда в Троекурове уже была открыта законным порядком женская община, о. Никандра перевели в Троекурово.

Богатые купцы Морозовы из г. Ряжска Рязанской губернии – муж с женой, не совсем здоровые – решились по совету врачей съездить на Кавказ подлечиться. Но сперва приехали к Илариону просить бла­гословения на дальний путь. Тот не одобрил их намерения и посове­товал вернуться домой и, положившись на волю Божию, не беспоко­иться о своем здоровье: «Бог даст, и дома поправитесь». Но Морозо­вы не послушались старца и отправились на Кавказ. Доехав до Став­рополя, они друг за другом заболели холерой и вскоре там умерли.

В один из приездов Евфимии Григорьевны Поповой в Троекуро­во старец заставил ее вскопать гряды на своем огороде. До самого вечера трудилась она и ничего не ела целый день. Вечером Иларион пригласил ее пообедать с ним. На стол подан был один-единствен­ный соленый груздь, разрезанный на три части, да небольшой лом­тик хлеба. Проголодавшаяся Евфимия Григорьевна с огорчением подумала: чего ж тут есть-то? Но, съевши самую малую часть гриба с хлебом, почувствовала, что уже так сыта, что более и есть не мо­жет. «Ты, кажется, хотела много у меня покушать, Евфимьюшка, –сказал ей старец, – а и половины груздика не скушала». «Не могу, Батюшка, очень сыта». После этой трапезы ей очень долго не хоте­лось есть. А то, бывало, пошлет ее старец зимою ночевать в нетопле­ную баню. «Иди, – скажет, – с Богом, Евфимьюшка, тебе и там будет тепло». И точно, по молитвам Угодника Божия она не ощущала холо­да. Другой раз приехала Евфимия Григорьевна зимой. Погостила у Илариона дня три и стала собираться домой. Он уговаривал её ос­таться еще дня на три, потому что сделался паводок. Она не слуша­лась. Собралась и пришла прощаться. Батюшка снял с себя шерстя­ные чулки и подал ей. «Они, – говорит, – хоть и старенькие, да ты их дорогою вымоешь». – «Где ж мне это дорогою чулки мыть?» – поду­мала Евфимия Григорьевна и поехала. С ней были любимый затвор­ником послушник Задонского монастыря Михаил и кучер. Дорогой пришлось переезжать глубокий полный водою лог. Возок опроки­нулся, и Евфимию Григорьевну еле вытащили из воды. Так она и вымыла чулочки старца Илариона.

С этим же самым Михаилом, когда он уже стал иеромонахом Зосимой (впоследствии наместник Задонского Богородицкого монас­тыря), был подобный случай. Приехал он в Троекурово на второй неделе Великого поста; побыл неделю и пришел к старцу благосло­виться в обратный путь. «Ну, Бог тебя благословит, – сказал Илари­он, – ступай. Да погоди. На-ка вот тебе на дорогу чаю, сахарцу – да вот возьми еще сорочку, фуфайку и чулки». И дает ему эти вещи; дал еще пеклеванный ситный. Отец Зосима подумал про себя: «На что все это? Ведь ехать недалеко, да еще черный ситный!» А Батюшка, как бы читая его мысли, сказал: «Возьми, возьми - бывает, и ситный годится в дороге». О. Зосима покорно взял все и поехал. И какой же ужас ожидал его! Пришлось ему вдвоем с кучером переезжать Дон ночью по льду. Взъехали на середину реки, и вдруг лошади провали­лись в лед. О. Зосима с кучером кое-как мокрые выскочили оттуда, а лошади бились в воде. Кучер пошел за помощью в село. А о. Зосима, оставшись один среди реки, весь мокрый и обледеневший, начал со слезами просить Господа и старца Илариона, чтобы спасли его от опасности, угрожавшей ему смертью. Вдруг подходит кто-то неизве­стный и говорит: «Иди на берег, а я твоих лошадей выведу». С тру­дом, утопая в сугробах, выбрался о. Зосима на берег. Он не видал, каким образом неизвестный вытащил лошадей из полыньи, только помнил, что, как вышел на берег, так и лошади с санями выехали следом и стали рядом с ним, а незнакомец молча оправлял сбрую. Оба стояли, как будто в ожидании кучера с людьми из села. Сам о. Зосима был в каком-то забвении и относился к происходившему как к чему-то обыкновенному, и только громкие изумленные восклица­ния подошедшей толпы крестьян привели его в себя. «Кто же тебе, Батюшка, вывел лошадей-то?» – спрашивали они. – «Да я и сам не знаю. Я думал, кто-нибудь из вашего села. Вот он сейчас тут стоял, оправлял лошадей». Но никого не было. Все приписали это к чуде­сам Божиим, так как невозможно было одному человеку справиться с этим делом. А о. Зосима уверился, что спасителем его был Троекуровский затворник, и со слезами возблагодарил Господа и о. Илариона. Вот тут-то, как приехали в село все обмерзлые, а на лошадях даже шлеи обледеневшие, тут-то и пригодились о. Зосиме и батюшкина сорочка, и фуфайка, и теплые чулки; кучеру же очень кстати показался пеклеванный ситный с горячим чаем, потому что ужина; хозяев не нашлось. А Иларион рано утром послал за Голдобиными. Они приезжают. «Подите отслужите молебен о здравии иеромонаха Зосимы. Ты знаешь, Александра, он нынче ночью в одиннадцатом часу ведь оборвался в лед. Я молился о нем, и Господь его спас. На­пиши ему, чтобы не скорбел и не боялся: поболит немножко, и Гос­подь исцелит. Весною еще к нам приедет».

Елецкой помещице Кожуховой старец как-то сказал: «Видишь, как у меня на креслах изветшала подушка-то. Пойдешь в свою деревню, привези мне оттуда новую; а покойнее бы тебе продать это беспокой­ное имение, и деньги отдать на Задонский собор за упокой души тво­ей». - «По приезде оттуда я исполню Ваш совет», - отвечала она. — «Не езди, а продай здесь, я купца найду, и деньги употребим на уст­ройство собора», - сказал Иларион. «Нельзя же, Батюшка, не быть мне в деревне, и для распоряжения, и в последний раз посмотреть на имение», - отвечала Анастасия Петровна и отправилась. Вскоре по приезде в деревню нашли её в постели мертвую, задушенную по­душками.

Однажды старец Иларион послал со своим келейником казначею Лебедянского Троицкого монастыря о. Филарету просфору и черное полотенце. Вскоре после этого настали для о. Филарета черные дни - по наветам недругов он был оклеветан перед начальством, лишен должности и долго переводился из одного монастыря в другой.

Богомудрые советы затворника Илариона

Содержание

Чудеса исцелений по молитвам Илариона