главная

СВЯТЫЕ

ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ

ПРЕПОДОБНЫЙ СИЛУАН АФОНСКИЙ

Тропарь, глас 2
Серафимския любве ко Господу пламенный ревнителю и Иеремии, о народе плачущему, усердный подражателю, всеблаженне отче Силуане, ты, зову Матере Господа Сил внемляй, змия греховнаго мужемудренно изрыгнул еси и в Гору Афонскую от суеты мира удалился еси, идеже в трудех и молитвах со слезами благодать Святаго Духа обильно стяжа. Ею же сердца наша воспламени и с тобою умильно взывати укрепи: Господи мой, Жизнь моя и Радосте Святая, спаси мир и нас от всяких лютых

Кондак, глас 2
Смиренномудрия исповедниче предивный и человеколюбия Духом Святым согреваемая доброто, Богу возлюбленне Силуане, о подвизе твоем Церковь Российская радуется, иноцы же Горы Афонския и вси христианстии людие, веселящеся, сыновнею любовию к Богу устремляются. Егоже моли о нас, равноангельне боговедче, во еже спастися нам, в горении любве тебе подражающим.

О предивный угодниче Божий отче Силуане! По благодати, тебе от Бога данной, слезно молитися о всей вселенней — мертвых, живых и грядущих — не премолчи за нас ко Господу, к тебе усердно припадающих и твоего предстательства умильно просящих. Подвигни, о всеблаженне, на молитву Усердную Заступницу рода христианскаго, Преблагословенную Богородицу и Приснодеву Марию, чудно призвавшую тя быти верным делателем в Ея земном вертограде, идеже избранницы Божии о гресех наших милостива и долготерпелива быти Бога умоляют, во еже не помянути неправд и беззаконий наших, но по неизреченной благости Господа нашего Иисуса Христа ущедрити и спасти нас по велицей Его милости. Ей, угодниче Божий, с Преблагословенною Владычицею мира — Святейшею Игумениею Афона и святыми подвижниками Ея земнаго жребия испроси у святых Святейшаго Слова Святей Горе Афонстей и боголюбивым пустынножителем ея от всех бед и наветов вражиих в мире сохранитися. Да Ангелы святыми от зол избавляеми и Духом Святым в вере и братолюбии укрепляемы, до скончания века о Единей, Святей, Соборней и апостольстей Церкви молитвы творят и всем спасительный путь указуют, да Церковь Земная и Небесная непрестанно славословит Творца и Отца Светов, просвещающи и освящающи мир в вечней правде и благости Божией. Народам земли всей испроси благоденственное и мирное житие, дух смиренномудрия и братолюбия, добронравия и спасения, дух страха Божия. Да не злоба и беззаконие ожесточают сердца людския, могущия истребит любовь Божию в человецех и низвергнуть их в богопротивныя вражду и братоубийства, но в силе Божественныя любве и правды, якоже на небеси и на земли да святится имя Божие, да будет воля Его святая в человецех, и да воцарятся мир и Царствие Божие на земли. Такожде и земному Отечеству твоему — земли Российстей испроси, угодниче Божий, вожделенный мир и небесное благословение, во еже, всемощным омофором Матере Божия покрываемому, избавитися ему от глада, губительства, труса, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани и от всех враг видимых и невидимых, и тако святейшим домом Преблагословенныя Богородицы до скончания века ему пребыти Креста Животворящаго силою и в любви Божией; неоскудеваему утвердитися. Нам же всем, во тьму грехов погружаемым и покаяния тепла, ниже страха Божия не имущим и сице безмерно любящаго нас Господа непрестанно оскорбляющим, испроси, о всеблаженне, у Всещедраго Бога нашего, да Своею Всесильною благодатию божественне посетит и оживотворит души наша, и всяку злобу и гордость житейскую, уныние и нерадение в сердцах наших да упразднит. Еще молимся, о еже и нам, благодатию Всесвятаго Духа укрепляемым и любовию Божиею согреваемым, в человеколюбии и братолюбии, смиренномудрии и молитвенном сраспинании друг за друга и за всех, в правде Божией утвердитися и в благодатней любви Божией благонравно укрепитися, и сынолюбие Тому приближитися. Да тако, творяще Его всесвятую волю, во всяком благочестии н чистоте временнаго жития путь непостыдно прейдем и со всеми святыми Небеснаго Царствия и Его Агнчаго брака сподобимся. Ему же от всех земных и небесных да будет слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, Пресвятым и Благим, и Животворящим Его Духом,
ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

В формуляре Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне о преподобном Силуане говорится следующее: «Схимонах Силуан; мирское имя — Симеон Иванович Антонов, крестьянин Тамбовской губернии, Лебедянского уезда, Шовской волости и села (ныне территория Воронежско-Липецкой епархии). Родился в 1866году; на Афон приехал в 1892 году; в мантию пострижен в 1896 году; в схиму — в 1911. Послушания проходил: на мельнице, в Старом Нагорном Русике, в Экономии. Скончался 11 сентября 1938 года». От «родился» до «скончался» — все бедно, не о чем рассказать. Его жизнь осталась незамеченной для внешнего мира. А между тем старец Силуан — один из величайших святых XX века.
Родился святой старец в благочестивой крестьянской семье. Отец его был строгий постник и нищелюбец. В доме часто гостили странники, велись душеспасительные беседы. Однажды, когда Симеону было года четыре, к ним в дом пришел некий книгоноша и, беседуя с отцом, стал убеждать его, что Христос не Бог и что вообще Бога нет. Мальчика особенно поразили слова: «Где Он, Бог-то?», и он подумал: «Когда вырасту большой, то по всей земле пойду искать Бога». Позже, в отрочестве, он узнал о святой жизни воронежского подвижника — Иоанна, Сезеновского затворника, о чудесах на его могиле и решил: «Если он — святой, то, значит, Бог с нами, и незачем мне ходить по всей земле искать Его». При этой мысли юное сердце загорелось любовью к Господу, ум его переменился к памяти Божией, и он много молился с плачем. Тогда же он ощутил в себе влечение к монашеству. Он просил отца отпустить его в Киево-Печерскую Лавру, но отец строго повелел закончить сначала военную службу.
Постепенно Симеон охладел духовно. Обладая огромной физической силой, юноша был захвачен обычной жизнью и увлекался грубыми сельскими забавами. Но милующий всех Господь напомнил ему о его избрании. Так, после падения Симеона отец тихо укорил его: «Сынок, где ты был вчера, болело сердце мое». И тот подумал: «Я в меру отца моего не пришел», и он вступил в духовную брань со своим внутренним врагом. Много переживал Симеон и когда чуть не забил насмерть односельчанина. Но вот однажды, после нецеломудренно проведенного времени, будущий подвижник задремал и в состоянии легкого сна увидел, как внутрь него проникла через рот змея. Он ощутил сильнейшее омерзение и, проснувшись, ясно услышал: «Ты проглотил змею во сне и тебе противно; так Мне нехорошо смотреть, что ты делаешь». По глубокому убеждению старца, этот тихий и сладкий голос принадлежал Божией Матери. Симеон ощутил глубокий стыд за свою жизнь, сжигаемую страстями, и начал горячо каяться перед Богом. Решение уйти в монастырь вновь вернулось к нему.
На военной службе не забывал Симеон о Боге, о посте и молитве. Армейские товарищи вспоминали: «Мы в трактире пьем водку и веселимся, а он умом на Афоне и на Страшном суде».
После службы, осенью 1892 года, будущий преподобный становится послушником Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне. В духовный подвиг он вводится многовековым укладом афонской монашеской жизни. Молитва в келье наедине, длительные богослужения в храме, посты и бдения, частая исповедь и причащение, труд и послушание... Уже на первом году монастырской жизни подвижник сподобился дара непрестанной Иисусовой молитвы. Моление за весь мир становится главным деланием монаха.
Однако молодому иноку не удалось сохранить дар непрестанной чистой молитвы. К нему стали приходить помыслы: «Ты живешь свято, грехи тебе прощены, ты все делаешь хорошо». Тревога проникала в сердце послушника, но по неопытности он не понимал, что с ним происходит. Однажды келья Симеона наполнилась странным светом. «Прими, это благодать», — говорил помысл, и душа послушника смутилась. Потом ему открыто стали являться бесы, с которыми он по наивности разговаривал. Иногда они говорили: «Ты теперь — святой», а иногда: «Ты не спасешься». На вопрос Симеона — почему они говорят по-разному, бес насмешливо ответил: «А мы никогда правды не говорим». Мучительность демонических нападений все возрастала, и в душе молодого послушника росли страх гибели и отчаяние.
И вот однажды, когда Симеон в отчаянии подумал: «Бога умолить невозможно», Господь непостижимо явился ему — он увидел в храме у Царских врат Христа. По словам старца, его осиял великий Божественный Свет и он был возведен духом на небо. Там узрел он Бога в Духе Святом и познал Его в Духе Святом. Этот случай еще раз напоминает, что Бог являет Свою помощь всегда, когда человеку кажется, что спасение уже невозможно.
Через много лет после этого, когда подвижник был уже пострижен в схиму с именем Силуан, бесы в очередной раз не давали ему молиться. С болью в сердце монах стал взывать к Богу: «Господи, Ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы не дают мне. Научи меня, что должен я делать, чтобы они не мешали мне?» В его душе прозвучал ответ: «Гордые всегда так страдают от бесов». «Господи, — сказал Силуан, — научи меня, что я должен делать, чтобы смирилась моя душа.» И снова в сердце он получил ответ: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся».
Старец всех любил и жалел, никто ни разу не слышал от него слова осуждения, со всеми он был приветлив. Сокрушался, «напрасно» убив муху: «Иной раз жалко и зеленый лист без нужды сорвать».
Постриженный в схиму в 1911 году, преподобный Силуан нес послушание монастырского эконома. Тогда же он пишет свои записки, опубликованные в 1952 году его учеником архимандритом Софронием (Сахаровым; † 1993). Многие называют их новым Добротолюбием.
Подвижник вел очень строгий образ жизни: вкушал очень мало, спал по два-три часа в сутки, и то полусидя, занимался тяжелым физическим трудом.
Преподобный Силуан скончался, не прерывая молитвы, 11 сентября 1932 года, поболев перед смертью чуть больше недели.
Подвижник с плачем молился о всем мире тогда, когда мир был охвачен братоубийственной войной, когда Россию раздирала гражданская война, когда множество людей становилось жертвами массового террора и Русская Церковь шла путем мученичества.
Духом проживая трагедию человечества, старец Силуан в молитве сораспинался кроткому, любящему Христу и «мог умолить Его о неисчетном множестве людей». На иконе предстоящий Христу преподобный Силуан держит свиток со словами этой молитвы: «Молю Тебя, Милостивый Господи, да познают Тебя Духом Святым все народы земли».