главная

СВЯТЫЕ

ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК СЕРГИЙ КРОТКОВ


Священномученик Сергий родился в 1876 году в селе Подлесная слобода Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье священника Михаила Кроткова. Когда мальчику исполнилось три года, отец его умер, и с этого времени Сергей стал жить у родственников. Люди они были состоятельные, однако воспоминания о годах детства, проведенных у них, остались у будущего священномученика тяжелыми и безрадостными. Сергей был отдан для обучения в Рязанскую Духовную семинарию. Как сирота, он учился на казенный счет. По окончании семинарии Сергей Михайлович был определен преподавателем Закона Божия в церковную приходскую школу. Вскоре он сочетался браком с девицей Марией, дочерью протоиерея Палладия Орлова, служившего в городе Луховицы Рязанской епархии. В 1903 году Сергий был рукоположен и назначен к служению на место своего тестя.
Когда началась Первая мировая война, его направили полковым священником в 139-й Моршанский полк, который воевал на Австрийском фронте. Он прошел всю войну вместе с частью, занимавшей позиции на передовой. За безупречное пастырское служение во время военных действий отец Сергий был награжден орденом Анны 3-й степени, Георгиевским крестом и возведен в сан протоиерея. Он прослужил полковым священником до большевистского переворота в 1917 году. И лишь после того как полк был расформирован, исповедник переехал в Воронежскую губернию, где получил место настоятеля в храме села Валуйчик Валуйского уезда. Перед отъездом с фронта епископ Кременецкий Дионисий (Валединский) предложил священнику не возвращаться в Россию, где в то время начинала бушевать революция, и поселиться в Западной Европе, но тот отказался.
В 1922 году протоиерея Сергия назначили настоятелем Никольского храма села Царево Пушкинского района Московской области, где он прослужил до 1930 года. В столь тяжелое для православных время священник проявил себя как истинный воин Христов в своем исповедническом пастырском служении. Даже внешняя, бытовая сторона жизни была нелегка: голод, нищета, нехватка самого необходимого. Чтобы истопить печь, отец Сергий шел на реку Талицу, нырял в холодную воду и вылавливал тяжелое, мокрое бревно. И ныряя, бывало, говорил: «Благодать-то какая!»
Прихожане любили своего пастыря за благочестие, за строгое уставное богослужение, которое всех присутствующих в храме настраивало на сосредоточенную молитву. Ко всем, и к верующим и к неверующим, протоиерей Сергий относился с истинной христианской любовью и приветливостью. Будучи нестяжателен сам, он старался помочь всем нуждающимся, иногда отдавая последние деньги.
Храм во имя святителя Николая был одним из самых посещаемых в округе. Здесь всегда было много молящихся, что и послужило причиной серьезного искушения для отца Сергия. Неподалеку, в селе Нагорном, служил священником Николай Веселовский, который часто бывал в Цареве. Враг спасения нашего внушил ему мысль стать настоятелем Никольского храма. Вскоре ему удалось выхлопотать желаемое назначение, а протоиерея Сергия перевели в храм Покрова Божией Матери в селе Покровское Московской епархии, рядом с Царицыно (ныне в черте города Москвы). Отец Сергий с семьей остался жить в своем доме в селе Царево, и добираться до нового места служения ему было крайне неудобно: cначало следовало доехать по железной дороге от Красноармейска до станции Софрино, от Софрино — до Москвы, от Москвы — до станции Царицыно, а затем пешком до села Покровского. Отец Сергий вместе с другими пассажирами ехал на открытой платформе, нахлобучив шапку-ушанку, срок носки которой давным-давно кончился, прижав к груди сплетенную из камыша сумку. Ехать было небезопасно из-за «лихих людей».
В Покровском храме отец Сергий прослужил более семи лет. Одна из прихожанок, знавшая его в то время, вспоминала: «Мы знали о материальных трудностях батюшки и старались ему помочь, предлагали деньги, но батюшка говорил, что ему ничего не нужно, а деньги просил опустить в кружку, висящую на стене. На исповеди хотелось все рассказать отцу Сергию, хотя он никогда не настаивал, чтобы мы были откровенны. Совершая требы, никогда не просил денег, и если видел, что человеку трудно заплатить, совершал требы бесплатно. Так мы и остались ему должны за крестины, венчания и отпевания».
В конце 1937 года власти приняли решение закрыть храм. Один из жителей села по распоряжению сельсовета стал собирать подписи под заявлением о закрытии храма, но ему это не удалось. В конце февраля 1938 года протоиерея Сергия вызвали в НКВД, где предупредили о готовящемся закрытии храма, а также намекнули на то, что и его собственное положение представляется в данный момент угрожающим. Несмотря на предупреждение о грозящем ему аресте, исповедник Божий не оставил служения. «Что же, — сказал он своим домашним, — прихожане придут молиться, а я окажусь дезертиром, предавшим Бога и паству». Пастырь решил нести свой крест до конца, не страшась угроз мучений и смерти.
2 марта 1938 года, отслужив Литургию, отец Сергий вышел из храма. На улице его ждал извозчик, который отвез священника в районное отделение НКВД, а затем в Таганскую тюрьму.
— Следствие располагает данными, что вы активно вели среди населения контрреволюционную деятельность.
— Вся моя контрреволюция заключалась в церковной службе. В религиозной вере я воспитан с малых лет, вера вошла в мою плоть и кровь. Открыто контрреволюции среди населения я не вел, но недовольство свое советской властью я высказывал среди некоторых верующих. Говорил о тяжелой жизни, о налогах, которые на меня и на других налагают. Другой политики я не касался.
14 июня 1938 года «тройка» НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу, который был приведен в исполнение 1июля 1938 года. Христов воин протоиерей Сергий Кротков погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Но Господь не оставил безвестным подвига своего верного угодника. На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года протоиерей Сергий Кротков причислен к сонму святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.