главная

СВЯТЫЕ

ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК УАР (ШМАРИН)
ЕПИСКОП ЛИПЕЦКИЙ


20 августа 2000 года Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви по рассмотрении Церковного Предания и мученических актов о подвигах новомучеников и исповедников Российских XX века причислил к лику святых 1154 подвижника, среди которых - архиереи, священники, монахи, миряне, претерпевшие скорби, но оставшиеся верными Христу. Среди них - наш земляк, епископ Липецкий Уар (Шмарин).

Память: 10 (23) сентября; в Соборе новомучеников и исповедников Российских - 25 января (7 февраля) в Соборе Воронежских святых - 4 (17) сентября

См. "Главное - прожить жизнь достойно" Беседа с дочерью священномученика Уара, епископа Липецкого
См. Ходатай за нас пред престолом Божиим
См. Святительское благословение

Священномученик Уар родился 11 октября 1880 года в селе Ново-Ситовка Тамбовской губернии в бедной крестьянской семье Алексея и Марфы Шмариных. У них было тринадцать детей, но до взрослого возраста дожили только Петр и его сестра. Отец умер рано, и Марфе Филатьевне одной пришлось растить и воспитывать детей. Петр с шести лет помогал матери по хозяйству.

В храме села Ново-Ситовка служил молодой священник. Настоятель стал присматриваться к сыну вдовы и, найдя мальчика не по возрасту развитым, посоветовал Марфе отдать его осенью в школу. При этом он взял все расходы по образованию мальчика на себя. Благодаря этому Петр успешно окончил четырехгодичную сельскую школу.

После батюшка призвал его к себе и сказал: «Петруша, если ты мне дашь слово, что ты будешь священником, я займусь твоим образованием. Я помогу тебе окончить гимназию и семинарию». Петр дал слово, и благодетельный пастырь, выступив усердным ходатаем за мальчика, определил его на казенный счет - сначала в гимназию в Тамбове, а затем в церковно-учительскую семинарию, находившуюся в селе Ново-Александровка Козловского уезда Тамбовской губернии.

По окончании семинарии Петр стал работать учителем. Чтобы исполнить данное священнику слово и быть рукоположенным в священнический сан, надо было сначала жениться, и он посватался к девице Клавдии, которая только что окончила гимназию. Они обвенчались, и вскоре вслед за этим, 21 марта 1904 года, он был рукоположен в сан диакона и направлен служить в Саратовскую епархию. Здесь у него родилось трое детей - две дочери, Мария и Клавдия, и сын Николай.

В феврале 1910 года священноначалие предложило диакону Петру отправиться для служения или в Америку, или в Финляндию. Он выбрал служение в Америке, но этому решению воспротивились его родственники. Отец Петр подчинился и сообщил священноначалию, что готов ехать служить в Финляндию.

28 октября 1910 года диакон Петр был рукоположен в сан священника ко храму, расположенному на острове Манчинсаари (ныне Республика Карелия) на Ладожском озере.

Одаренный пастырь всю жизнь занимался самообразованием. Он собрал дома большую библиотеку. У него были обширные познания в области медицины, и он сам никогда не обращался к помощи врачей. Своих детей лечил сам, за исключением случаев чрезвычайных, когда требовалось хирургическое вмешательство. К нему за медицинской помощью обращались крестьяне всех окрестных селений. Прихожане очень уважали и любили его, относились к нему как к народному пастырю.

Приход находился неподалеку от Валаамского монастыря, и к нему часто приезжали монахи монастыря. Отец Петр был человеком открытым, общительным и с каждым мог найти общий язык. В его доме всегда кто-нибудь жил, и за стол никогда не садились одной только своей семьей, всегда были гости.

Дом принадлежал приходу; он был вместительным, и места хватало для всех. В то время когда священник служил в Манчинсаари, у него родилось еще трое сыновей. Затем отца Петра перевели в храм неподалеку от Выборга.

Через некоторое время в Финляндию переехали родственники Клавдии: ее мать, сестра с мужем и брат, Николай Георгиевич, который стал директором гимназии в Выборге.

После революции Финляндия отделилась от России, и отец Петр с семьей и все их родственники выехали в Петроград. Из вещей взяли только самое необходимое для детей. Будущий священномученик отвез супругу с детьми в село Ново-Ситовка к своей матери, а сам остался в столице.

В 1918 году Клавдия заболела тифом. Болезнь развилась столь стремительно, что, несмотря на посланную в Петроград телеграмму о ее болезни, отец Петр добрался до Ново-Сиговки, когда супругу его уже похоронили. Горе усугублялось тем, что священник остался один с шестью сиротами и нужно было решать, что делать с ними. В Петрограде был голод и взять их к себе он не мог. Выручили родственники. Пятерых детей взяла к себе в Лебедянь бабушка Анна Иоанновна Стрельникова, а дочь Клавдию - родственники из Липецка.

В Лебедяни они поселились у брата Анны Иоанновны, бывшего купца. До революции у него был большой каменный дом, магазины и он вел довольно обширную торговлю. После революции часть дома и магазин отобрали, но у него еще оставалась в ту пору часть дома и при нем маленькая лавочка.

Вскоре к ним из Петрограда приехал и отец Петр. Ему дали приход в десяти километрах от города Лебедяни, в селе Тютчево. В состав прихода входили два больших селения - Куликово и Новодворское. Священномученик снял для себя и семьи квартиру в доме вдовы священника, который служил до него на этом приходе. Прихожане подарили семье священника корову, стали помогать продуктами. Семья в это время могла считать себя вполне обеспеченной. Однако пришло время принять исповеднический крест. Начались гонения. Священника Петра несколько раз арестовывали, но аресты были кратковременными - подержат несколько дней и отпустят. Главной темой бесед при арестах было требование снять сан, на что священник всегда мужественно отвечал категоричным отказом.

В 1922 году образовался обновленческий раскол: обновленцы при поддержке властей стали захватывать храмы. Церковное управление было нарушено, многие приходы утратили связь с епархиальными архиереями, которые или были арестованы, или находились из-за препятствий, чинимых властями, на значительном расстоянии, лишенные права покидать город. Собравшиеся на съезд представители духовенства и мирян Лебедянского уезда Тамбовской епархии постановили уполномочить священника Петра Шмарина подать прошение Патриарху Тихону, касающееся этого вопроса.

В своем прошении Патриарху от 2 августа 1923 года отец Петр писал: «Духовенство и жители Лебедянского уезда, оставшиеся верными историческим религиозно-нравственным началам и укладу Православной Церкви, не имеют фактически своего законного епископа и чувствуют себя в духовном отношении в настоящее время крайне сиротливо. Они не знают, как и куда им обращаться в своих неотложных церковноприходских нуждах. Является крайняя необходимость в своем епископе, который объединил и вдохновил бы разрозненных пастырей и успокоил бы мятущихся пасомых. Но до разрешения этого вопроса в законном порядке следовало бы теперь же временно подчинить в каноническом отношении Лебедянскую Церковь Елецкому епископу Николаю (Никольскому)... Об изложенном почтительнейше прошу письменной резолюции Вашего Святейшества, каковая и послужит нам исходным руководящим началом в предстоящей громадной созидательной работе на благо Святой Православной Русской Церкви».

В ответе Патриарх благословил духовенству Лебедянского уезда временно по всем вопросам обращаться к епископу Козловскому Димитрию (Доброседову).

В 1924 году священник Петр был заключен в тюрьму Лебедяни. На допросах сотрудники ОГПУ предлагали ему снять сан - это было самое главное для них. «У Вас большая семья, Вам будет очень трудно в новых условиях, - говорили они, - снимите сан. Вы человек высокообразованный, нам такие люди нужны. Мы строим сейчас новое государство, и нам нужны образованные люди. Мы Вам дадим хорошую, престижную работу, квартиру, обеспечим Вас всем, у Вас не будет никаких забот. Единственной помехой, чтобы все это Вы получили, является Ваш сан. Снимите его - и Вы все получите».

На все эти уговоры отец Петр всегда и неизменно отвечал: «Того, чего вы от меня добиваетесь, - этого вы никогда не добьетесь. Уж я такой человек: во что верую -тому никогда не изменю, так что напрасны все ваши усилия». Столкнувшись с непреклонной волей исповедника, власти и на этот раз освободили его.

20 августа 1926 года священник Петр Шмарин по предварительном пострижении в монашество с именем Уар был хиротонисан во епископа Липецкого.

Епархия в то время включала приходы Липецкого, Боринского, Нижне-Студенецкого, Краснинского, Лебедянского и Трубетчинского районов. Сначала он служил в городе Липецке в Христо-Рождественском соборе, а после его закрытия в 1931 году - в Успенском храме. Епископ Уар стал непоколебимым оплотом Православия в Липецком крае и непримиримым борцом с обновленчеством.

В 1932 году власти арестовали сына епископа, священника Николая Шмарина. В тюрьме ему предложили снять сан, но он отказался и был приговорен к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере в Сибири. Он писал оттуда, чтобы за него не беспокоились, его положение значительно лучше, чем у многих других, так как он работает не на общих работах, а счетоводом. Его семья в это время уехала в Борисоглебск, где был куплен маленький домик. Когда отец Николай вернулся из заключения, власти предупредили его, что, как только он начнет служить, они тут же его арестуют. Священник поехал к отцу и сказал ему, что священный сан он снимать не хочет, но и служить, ввиду всех угроз, не может.

Все три сына владыки Уара, жившие в Петрограде, заболели туберкулезом. Владыка забрал их к себе в Липецк и, будучи знаком с лучшими врачами того времени и сам обладая немалыми познаниями в области медицины, предпринял немалые усилия для излечения детей от болезни. Но Господу было угодно иное, и трое его сыновей один за другим умерли в Липецке.

Архипастырская деятельность епископа, его верность Православию, известность среди верующих все более беспокоили богоборческие власти, и они стали искать повод избавиться от него.

В первых числах апреля 1935 года, во время Великого поста, стало известно, что власти имеют намерение послать 10 апреля бригаду рабочих для снятия колоколов с Христо-Рождественского храма селе Студенки.

Это вызвало сопротивление верующих, после чего в течение месяца власти арестовали священника, диакона, старосту храма и наиболее активных прихожан. Все они были заключены в тюрьму Липецка. Оставшийся на свободе священник согласился лжесвидетельствовать против епископа Уара и арестованного собрата-священника. Под давлением следователей, сбитый с толку лжесвидетельствами, согласился давать показания против епископа и арестованный пастырь. На основании этих свидетельств 8 июня 1935 года владыка Уар был арестован и заключен в тюрьму.

Допросы продолжались в течение трех недель, затем были проведены очные ставки со лжесвидетелями.

11 сентября 1935 года в Липецке состоялось заседание выездной сессии специальной коллегии Воронежского областного суда. На суде владыка Уар сказал: «Виновным в предъявленном мне обвинении не признаю».

В тот же день епископу был прочитан приговор: восемь лет тюремного заключения.

После суда было разрешено свидание с родственниками, и к Владыке пришли его дети. За время мучительного тюремного заключения и следствия священномученик стал выглядеть значительно старше своих лет, но духом он был спокоен. «Не плачьте и не переживайте,- сказал он детям.-Живите, как жили. Живите честно. За меня не мстите. Главное - прожить жизнь достойно».

На следующий день владыку Уара этапом отправили в тюрьму в город Мичуринск Тамбовской области, где он пробыл до марта 1936 года, а затем был отправлен в Карагандинские лагеря, куда прибыл 8 февраля 1937 года. Из лагеря он слал письма родным. Писал, что живет - «слава Богу, жаловаться не на что. И физический труд на пользу. Что касается пищи, то это щи да каша, самая наша крестьянская пища».

В те же годы был арестован староста липецкого собора, который попал в тот же лагерь, что и Владыка. Он писал родным: «Владыке приходится сейчас очень тяжело. Он больной и немощный, а его заставляют тяжело работать. Но вы его все знаете, он никогда не унывает, сам крепится и нас всех поддерживает».

После проведения медицинского обследования у Владыки Уара были обнаружены миокардит. Из-за тяжелых болезней епископа перевели на должность счетовода. Все это время Владыка содержался в бараке, где в основном были осужденные по политическим статьям. Но в 1938 году его перевели на участок под названием Меркеле и поместили в барак, где были собраны уголовники. 23 сентября 1938 года они убили Владыку. Священномученик Уар (Шмарин) был погребен на кладбище Самарского отделения Карагандинского лагеря; ныне это село Самарка Мичуринского района Карагандинской области.

На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви епископ Уар прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.