главная

СВЯТЫЕ

ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ

Святые новомученики - небесные покровители наши


К установлению праздника Всех святых, в земле Воронежской просиявших

Поистине великое и радостное событие совершилось в жизни Воронежской епархии: 17 сентября 2002 года (по новому стилю) впервые молитвенно отмечалась память Всех святых, в земле Воронежской просиявших. Праздник установлен по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II в ответ на ходатайство митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия.

При стечении богомольцев, в Покровском кафедральном соборе города Воронежа, митрополит Мефодий в сослужении епархиального духовенства совершил Божественную литургию, по завершении которой был отслужен торжественный молебен. «Вси святии земли Воронежския, молите Бога о нас!» - взывал православный люд к своим молитвенникам и заступникам у Престола Божия. Небесная слава святых угодников воссияла в мире земном, чтобы «скорбящия утешати, бесы отгоняти, недуги врачевати...».

Святые примеры подвижничества

Чтение Житий святых издревле было любимым чтением в христианских семьях. Сердца взрослых умилялись, а души детей воспитывались, взирая на святые примеры подвижничества. Новый праздник святых воронежской земли зовет нас вглядеться в постепенно удаляющиеся от нас пласты времен, чтобы увидеть невечернее сияние святыни: увидеть, умилиться, воспрянуть духом и поспешить к подражанию...

Почти ничего неизвестно нам о древнейших временах истории воронежской земли. Лишь народное предание доносит скудные сведения о посещении этих мест апостолом Андреем Первозванным, путешествовавшим по водам Танаиса (Дона). Возможно, что именно им были основаны первые христианские общины и положено начало устройству пещерных храмов в меловых горах. Есть предположения и о возможной проповеди здесь равноапостольных просветителей славян братьев Кирилла и Мефодия. Возможно, стояли здесь и монастыри и храмы... Дым пожарищ татаро-монгольских нашествий навсегда сокрыл от нашего взора образы тех далеких наших соотечественников и славные дела их эпохи.

Новый, исторически доступный нам период истории воронежского края, открывается светозарным лучом просиявшей жизнью Святителя Митрофана, первого правящего архиерея Воронежской кафедры. Придерживаясь пути евангельского милосердия, преосвященный Митрофан достиг обителей нетленной славы, скопил себе «сокровище на Небеси неветшающее». Почтенный от государя Петра немалыми дарами, в том числе и богатыми землевладениями, Святитель не считал своими получаемые доходы, памятуя древнюю истину, изреченную еще святителем Василием Великим: «Церковное богатство - нищих богатство».

Весьма щедр был Владыка в милостыни: регулярно посылал средства для раздачи в тюрьмах, в богадельнях; помогал ссыльным и иноземцам; прощал оброки.

Протекли над воронежской землей столетия мирного стояния, в которые украсилась она небесными светильниками веры: подвижничали во славу Божию Святитель Тихон Задонский со многими святыми учениками и последователями; старцы Раненбургской Петропавловской пустыни; Богучарский протоиерей Александр Бунин; Белогорская Мария пещерокопательница; иные, миру ведомые и неведомые ... Многие теперь почитаются в народе как местночтимые святые.

И вот - новое лихолетье, немногим легче татаро-монгольской беды пришло на русскую землю. Как некогда Святителю Божию Митрофану привел Бог - не устрашиться встать за веру Христову перед лицом смерти, - так теперь выявлялись среди мира подлинные духовные дети Воронежского Святителя. Среди голода и разрухи, в хаосе гражданской войны был воскрешен демонический клич эпохи Нерона: «Христиан - ко львам!». Только вместо четвероногих чудовищ терзали их теперь своими руками те, кого еще вчера именовали «братьями и сестрами». Те, кого Святитель Митрофан именовал не иначе, как «враги Божии, ругатели церковные, злословящие святую веру нашу», - теперь сделались кормчими государственного корабля некогда Святой Руси. Тогда-то и вошло вновь в житейский обиход слово, которое, казалось, давно уже стало достоянием истории, - слово «мученик».

БЕССТРАШИЕ
в исповедании христа

Пришедший к нам с принятием христианства церковно-греческий лексикон в процессе перевода на славянский язык претерпел некоторые изменения. Греческое слово «мартирос», переведенное как «мученик», точнее было бы перевести словом «свидетель». То есть мученик, это человек, самой смертью своей засвидетельствовавший твердость веры и любви к Богу. Бесстрашие в исповедании Христа - особый дар Божий. Его сподоблялись не только древние подвижники, но и современные.

Беспощадность мучителей XX века была беспримерна. Вдумайтесь: не в Риме эпохи Нерона, а в большевистском «рае на земле» в 1918 году погиб юноша Сергий Конев. Он спроста рассказал своим сверстникам в школе, что его дедушку арестовали только за то, что он в Бога верит. Дети закричали:

- Он про Бога говорит; он про Бога говорит!

Мальчика схватили, и, по недолгом времени, зверски замучили. Его засекли шашками; уже мертвого, палачи продолжали сечь его, потому что им все казалось, что отрок шевелится...

Кто сможет поименно исчислить вас, новые мученики земли Воронежской? Один Бог ведает слова предсмертной молитвы архимандрита Димитрия, с головы которого перед убиением содрали кожу. Выстрелом в затылок «следователи» расправились с ревностным священником села Плотава Репьевского уезда Иаковом Владимировым; тут же выстрелом в упор были убиты его жена и сын Алексий, у которого перед казнью отобрали с ног сапоги. А ведь по воспоминаниям очевидцев, иерей Иаков к своим прихожанам относился как отец к детям, учил их не только тому, как обустроить свою духовную жизнь, но и как совершенствовать культуру хозяйства и заводить пасеки. Крестьяне слушались его советов и были заметно зажиточнее, чем в соседних селах.

В 1919 году, когда красные отступили, и в Воронеж вошла Добровольческая армия, иеромонахи Нектарий (Иванов) (был преподавателем Воронежской семинарии), Спиридон, Пимен, Феодорит и Серафим служили литургию, так как была их седмица. За это они были расстреляны красными, когда белые снова отступили. Перед смертью отца Нектария таскали за ноги, переломили ему руки и ноги, забивали под ногти деревянные гвозди и «причащали» оловом. Вся кожа с рук у него была содрана.

В 1919 году в был замучен священник больничной церкви иконы Божией Матери «Знамение» в Воронеже Георгий Снесарев. Ему было нанесено 63 раны; снят скальп. Палачи загоняли ему под ногти гвозди и булавки...

Воронежский Преосвященный епископ Петр (Зверев) отошел ко Господу на нарах тифозного барака концлагеря, устроенного в Соловецком монастыре, в 1929 году. Его виной было лишь истовое, неленостное служение, искренность в вере, смирение и открытость для всех.

2 августа 1930 года по сфабрикованному обвинению был расстрелян священник Иоанн Стеблин-Каменский. Подлинная его «вина» состояла в том, что он «объединил вокруг себя православных, и они стали собираться не только в храме, но и в квартирах, где читались акафисты, служились молебны, а после священник объяснял одну-две главы из апостольских посланий». В списке пострадавших с отцом Иоанном - священномученики: архимандрит Алексиево-Акатова монастыря Тихон (Кречков), иеромонахи Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников), священники Сергий Гортинский, Феодор Яковлев, Александр Архангельский... Когда читаешь этот страшный список, он кажется бесконечным...

«ты укажешь мне путь жизни...»

Cвятые угодники Божии, благодаря своей святой жизни среди людей, уже на земле ясно чувствовали живущую в них благодать Божию, так ясно ощущали Его живое присутствие. Так знал Бога святой царь Давид, когда восклицал: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой, ибо Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление; Ты укажешь мне путь жизни...» (Пс. 15, 8). Живого Христа перед собой видели их духовные очи; сердца их уже на земле вкушали радость Царства Небесного. Скажите, какие угрозы или какие льстивые обещания могли заставить их отречься от Бога под тихим взглядом Самого Спасителя?..

Как же, как достигали подвижники этого вожделенного мира души, который мы не в состоянии найти при всех радостях жизни? Исполнились слова Иисуса, сказанные Им в прощальной беседе у ворот Гефсимании: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33). Безоружные и беззащитные, подчас престарелые архиереи и священники, монахи и монахини, миряне и даже малые дети подлинно стали победителями в духовном испытании от «князя мира сего», восставшего против них с огнем и мечом.

Нам, наследникам земли Воронежской, освященной жизнью многих святых, а теперь - и пролитием страдальческой крови новомучеников, - нам выбирать, чьим делам подражать, какому духу последовать. Пусть жития святых земли нашей снова станут всенародным чтением. Пусть пример веры их озарит и наши сердца отблеском той Небесной славы, которой прославляет Бог наш любящих Его.

Молитвами всех святых, в земле Воронежской просиявших, Господи, Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
 

Протоиерей Михаил Терпугов