главная

СВЯТЫЕ

ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ

Чудеса и знамения милостей Божиих, явленные
по молитвам Святителя Антония

Известны случаи прозорливости Преосвященного Архиепископа Воронежского и Задонского Антония (Смирницкого).

Бывало, приезжает священник ночью в Воронеж, никто из близких к Преосвященному Антонию его не видел и видеть не мог. Вдруг приходит служка от владыки и говорит: Вас владыка назначает с собою завтра служить.

Иногда он являлся в сонном видении - то утешая, то подавая мудрые советы, то предостерегая, то иногда наказывая. Протоиерей Патрицкий рассказывает, что в 1846 году, осенью, незадолго до своей смерти, около полуночи, явился ему Преосвященный Антоний: «"Ты смутился,- сказал он, - что на тебя подали просьбу, но не бойся, это все своим порядком устроится - Бог не оставит тебя. Вас двое на одном штате; ну, что делать? Потерпи; со временем ты останешься один и будешь один, а потом..."- и прервал речь. Затем сказал: «До сведения моего дошло, что у тестя твоего, который был протоиереем и благочинным, некоторые священники ведут себя не благоприлично, а тесть твой не доносит мне о них. Так скажи ему непременно, чтобы он доносил мне по-надлежащему. Впрочем, я и сам скоро напишу ему о том..." О делах тестя я не имел ни малейшего понятия, никогда о них не думал; между тем, на другой же день тесть получил от Преосвященного Антония бумагу, в которой было написано то же самое, что он мне говорил во сне. Предсказание его обо мне тоже сбылось: действительно, скоро дело уладилось, и после нескольких перемен я на прихо­де остался один и долго был один».

Фрейлина покойной государыни Александры Феодоровны девица Елисавета Францовна Барк для поправки расстроенного здоровья отправилась из Санкт-Петербурга в Крым на теплые воды. Владыка Антоний, как известно, пользовался особым благоволением царствующего дома. При отправлении из Санкт-Петербурга в Крым государыня императрица вменила в обязанность своей фрейлине заехать в Воронеж для поклонения угоднику Божию Святителю Митрофану, причем много говорила о владыке Антонии, как о человеке праведной жизни, а потому советовала навестить и его. Такая похвала породила в душе фрейлины сомнение. Приехавши в Воронеж, фрейлина остановилась в доме господ Елисеевых, где в разго­воре с домохозяевами коснулась жизни преосвященнейшего владыки Антония и тоже с сомнением отнеслась к рассказу господ Елисеевых о дивных делах местного архипастыря. Утомленная дальним путешествием, фрейлина Барк отправилась на ночной покой и в первой дремоте увидела перед собою стоящего монаха и вопрошающего ее: «Куда вы свой путь держите?» Та отвечает: «В Крым».- «Зачем?» - «На теплые воды, для поправления расстроенного здоровья».- «А доктора?» - «Доктора не понимают».- «Останьтесь тут: здесь живой источник - Святитель Митрофан, а там - воды мертвые. В четверть года ваше здоровье несколько поправится, во вторую четверть вам будет гораздо лучше, а в третью четверть вы будете совершенно здоровы». Услышав от незнакомого монаха такие приятные слова, фрейлина просила его повторить сказанное. По желанию ее, слова, слышанные ею, снова были повторены во сне. На следую­щий день она пошла к Святителю Митрофану, где, приложившись к мощам угодника Божия, отправилась к владыке Антонию для передачи поклона от государыни. При первом взгляде на явившегося перед нею преосвященнейшего Антония ее объял ужас от сходства владыки с виденным ею в прошлую ночь монахом. Обласканная фрейлина рассказала, куда она отправляется и по какой причине.

«Останьтесь тут,- говорит владыка,- здесь у нас живой источник - Святитель Митрофан, а там - куда вы едете, мертвые воды» и прочее. Не выдержала фрейлина, услышавши буквальное повторение слышанных ею слов в сонном видении от владыки Антония и тотчас же пала к его ногам, говоря: «Вы, святой отец, были у меня ныне ночью, и я слушаюсь Вас, а потому и остаюсь здесь». И действительно, фрейлина Барк отложила поездку в Крым и осталась в городе Воронеже до самой смерти. Тело ее погребено в Девичьем монастыре.

Воронежский помещик Алексей Иванович Китаев рассказывал следующее дивное происшествие, бывшее с его соседом, помещиком. Жена последнего, будучи одержима водяной болезнью, просила своего мужа поехать с ней в город Воронеж к Святителю Митрофану, а вместе принять благословение от Преосвященного Антония. Но муж не только не согласился ехать с больной, но даже дерзнул обругать преосвященного, что, однако, не прошло ему даром. Как-то ночью больная слышит необыкновенный крик в комнате, где спал ее муж, посылает туда девушку узнать причину этого крика. И что же? Посланная возвратилась и объявила, что там... все тихо и барин спит спокойно. Когда же он проснулся и встал, то вдруг сейчас же приказал готовить себе карету, а больной бричку (так как она не могла пройти в дверцы кареты), и - ехать в город Воронеж.

На пути они приехали в село Турово и на квартире, увидев образ святителя Митрофана, отслужили ему молебен. По молитвам святителя больная получила внезапно исцеление. Теперь она могла свободно сесть в одну карету с мужем и ехать дальше.

По приезде в Воронеж, по обычаю, они пошли к Преосвященному принять благословение. И что ж? Когда вышел к ним Преосвященный Антоний, муж не смог говорить с ним ни слова, а за него отвечала жена. По уходе от Преосвященного на вопрос жены, почему он не говорил с владыкой, муж объявил ей: «Потому я не мог говорить с ним, что он меня за мое неверие крепко бил во сне».

Иногда Преосвященный Антоний являлся в сонном видении не один, но вместе со святителями Митрофаном и Тихоном. Вскоре после открытия святых мощей угодника Божия Митрофана приезжала на поклонение к Святителю семья. В ней была семилетняя девочка, исцелившаяся от болезни после того, как увидела во сне трех монахов: двух она узнала по изображениям - одного на иконе Святителя Митрофана, другого по портрету Святителя Тихона. Когда это семейство пришло к Преосвященному Антонию принять его благословение, девочка заявила, что в лице Преосвященного Антония она узнает третьего монаха, являвшегося ей во сне. Об этом мать доложила Преосвященному Антонию, но он строго запретил говорить о сем (прот. Перцев).

Гробовой иеромонах Никодим рассказывал следующее. Девица, дочь одного неизвестного помещика, во время катанья случайно попала в овраг со всем своим экипажем и лошадью. Она потерпела сильные ушибы, так что приглашенные доктора нашли ее опасно больной и приказали положить в постель до утра. Поутру же мать вошла к страждущей и нашла ее совершенно здоровой.

Больная объяснила, что к ней являлись три Воронежских святителя, из коих два святителя благословили ее здесь же, а от третьего,- сказали,- получишь благословение там, в Воронеже. И действительно, когда она с матерью своею прибыла в Воронеж и по совершении молебна при мощах Святителя Митрофана зашла с нею в дом Преосвященного Антония для принятия благословения, то, увидев владыку, тотчас же объявила матери, что это тот самый святитель, который являлся ей во время ее болезни.

Тот же иеромонах рассказывал: одна помещица сильно заболела, так что все доктора отказывались лечить ее. Однажды видит она сон, будто явился ей Святитель Митрофан и сказал: «Отслужи мне молебен, по Святителю Тихону - панихиду, а по Преосвященном Антонии отслужишь после»- и затем она почувствовала себя совершенно здоровой. По получении исцеления она действительно приезжала в Воронеж, отслужила молебен при мощах Святителя Митрофана, а по кончине Преосвященного Антония снова приезжала в Воронеж и служила по нем панихиду.

Один воронежский помещик (фамилия его неизвестна) был одержим внутреннею болезнью. В сонном видении предстали ему три святителя: Митрофан, Тихон и Преосвященный Антоний, и все трое положили ему на живот свои руки. По пробуждении он получил полное выздоровление от своей болезни.

Пред открытием и освидетельствованием мощей Святителя Митрофана, когда собирались сведения о чудесах, совершавшихся при гробе угодника Божия, многие из получивших исцеления заявляли, что Святитель Митрофан исцелил их по молитвам Преосвященного Антония.

Когда же архиепископ Рязанский Евгений, свидетельствовавший, по поручению Святейшего Синода, святость мощей Святителя Митрофана, спрашивал у Преосвященного Антония: упоминать ли и его имя при описании чудес, бывших при гробе Святителя, то Преосвященный Антоний отвечал: «Не нужно, а пишите то, что касается Святителя Митрофана. Я только служка Святителя Митрофана». Это было сказано им публично за обедом.

Бесноватые даже публично заявляли, что их гонит «Жемчужник». Так они называли Антония. Так, когда отчитывали (всем известную) Софию Исидоровну Паринову, одержимую бесами, то она по наущению беса кричала на весь храм, называя Преосвященного Антония «Жемчужником», а родственников его, тут присутствовавших,- «жемчужниковым» отродьем.

Один помещик Симбирской губернии - Николай Александрович Мотовилов - за обедом, совершавшимся в сороковой день после смерти Преосвященного Антония, рассказал во всеуслышание о том, каким образом он получил исцеление от покойного. «Вам известно,- говорил он,- что я страдал ногами так сильно, что сам не мог ходить, а меня носили. Однажды я решился ехать в город Воронеж, надеясь получить исцеление. На пути я заехал в Саровскую пустынь к известному тогда подвижнику оной пустыни Серафиму, который, благословляя меня, сказал: "Ступай в Воронеж к старшему брату, то есть Преосвященному Антонию". И, действительно, по приезде в Воронеж я получил исцеление по молитве Преосвященного Антония, но Преосвященный запретил мне рассказывать об этом».

Еще он рассказывал видение: «Раз я был на утрене, после Пасхи, в Крестовой церкви в Воронеже. Преосвященный Антоний служил, и во время пения стихиры "Плотию уснув..." я заметил, что Преосвященный в это время изменился, тело его и все облачение на нем сделалось прозрачно, а у всех предстоящих видел свечи то ясные, то тусклые»[1].

В 1840 году была страшная засуха, несколько недель не было ни капли дождя. 21 июля Преосвященный Антоний после литургии в своем загородном доме совершил молебное пение о ниспослании дождя. И в этот же день Всеблагий Бог ниспослал обильный дождь, напоивший жаждущую землю, ожививший растения. Благодарные воронежцы приписывали ниспослание этого дождя силе молитвы своего архипастыря.

Одна странница, пришедшая за несколько сот верст для поклонения умершему владыке Антонию, рассказывала сле­дующее: «Лет 10 тому назад я была в городе Воронеже для поклонения мощам Святителя Митрофана и сильно здесь заболела. По принятии Святых Таин Христовых я, почему и сама не знаю, сильно возжелала принять благословение Преосвященного Антония. Окружавшие меня, тоже странники, решились исполнить мое желание, для чего на устроенных ими носилках поднесли меня к выходившему из церкви после Божественной литургии владыке, прося его благословения умирающей. Владыка остановился и трижды благословил меня. В ту же минуту я ощутила приток какой-то силы, и сама, поднявшись с носилок, имела возможность, поддерживаемая носильщиками, дойти до странноприимного дома, где через три дня сделалась совершенно здоровой. Приписывая свое выздоровление благословению, полученному от владыки Антония, я, узнавши, что он скончался, долгом сочла прийти опять в город Воронеж - собственно для того, чтобы отслужить панихиду на могиле моего отца и благодетеля».

Все сии чудеса совершены были еще при жизни преосвященного Антония, но их было более по благодатной его кончине.

Крестьянин села Левой Россоши Коротоякского уезда Иаков отправился со своим братом в лес за дровами. Нарубивши дров и наложивши их на сани, братья поехали обратно домой. Во время пути Иаков спохватился, что забыл в лесу и топор, и рукавицы. Остановили лошадей. Иаков побежал за забытыми вещами и по дороге внезапно его одержала ужасная болезнь: немота и безумие. В таком состоянии он пребывал более 10 лет.

Родные больного, узнав о кончине Высокопреосвященнейшего Антония и наслышавшись о его святой благочестивой жизни, решились привезти Иакова в Воронеж с тем, чтобы приложить его к умершему владыке, еще не погребенному. Большое сопротивление оказывал Иаков при введении его в монастырскую церковь. И только благодаря помощи, поданной сторонними людьми, больного ввели в храм и приложили к покойному архипастырю. Как бы очнувшись от долгого сна, больной потряс головой и, окинувши быстрым взором все окружающее, громко произнес: «Молитесь Богу, это ведь угодник Его. Смотрите, какой большой мешок с песком снял он с моей головы». С тех пор Иаков сделался совершенно здоровым, даже два раза путешествовал в Иерусалим.

Девица Александра Андреевна Чихачева, дочь богатого помещика, получила нервную болезнь (во время гадания на Святках в бане). По приезде в город Воронеж к Святителю Митрофану, обласканная владыкой Антонием, отдала она все свое состояние на монастырь с тем, чтобы владыка принял ее до смерти на полное свое содержание. С разрешения владыки отведено было ей помещение во флигеле на конном дворе, с прислугой от монастыря и трапезой.

По смерти Святителя Антония, госпоже Чихачевой приказали вдруг оставить квартиру. Пораженная таким неожиданным распоряжением, госпожа Чихачева потребовала возврата половины суммы, отданной ею в монастырь, а так как жертва была дана без всяких бумажных сделок, то в возврате требуемой суммы ей отказали, а об оставлении занятого ею монастырского помещения вновь было сделано подтверждение и уже со строгостью и с назначением срока. Увидевши себя гонимой, всеми брошенной и без всяких средств, госпожа Чихачева обратилась к висевшему у нее в квартире портрету владыки Антония со следующими словами: «Владыка! Что ты со мною сделал? На что ты меня оставил одинокой и без всяких средств? Зачем ты умер ранее меня? Возьми меня сейчас, возьми меня! Я не могу после таких напастей жить здесь!» И вдруг слышит она голос, исходящий от портрета: «Успокойся, скажи, что ты оставишь квартиру раньше назначенного тебе срока!» Воодушевленная таким чудом, девица Чихачева после некоторого забытья очнулась и послала в Девичий монастырь к игуменье Смарагде с просьбой, чтобы она прислала к ней двух монашек и не отказалась похоронить ее в своем монастыре. Явившиеся монашки в тот же день, через несколько часов по прибытии в квартиру Чихачевой были свидетельницами мирной кончины девицы Александры...

При высокопреосвященном Антонии в Митрофановом монастыре без принятия монашеского чина проживал глубокий старец П. С., который за кротость и смирение пользовался особенным расположением не только владыки Антония, но и всех монашествующих и мирских, лично его знавших. По смерти своего покровителя, архиепископа Антония, старец П. С. получил приказание немедленно оставить монастырь на том основании, что бельцы должны жить не в монастыре, а в миру. Пораженный таким неожиданным распоряжением, старец П. С. слезно умолял покойного владыку перед портретом, в его келье находящимся, чтобы он сам указал ему место, где бы провести остаток дней своей жизни. На следующий день помещица Пензенской губернии А. Д. Б., жившая в то время в Воронеже, пришла к старцу П. С. и предложила ему угол и содержание в своем имении, где старец и скончался. Все это сделалось по особому покровительству и ходатайству владыки Антония, явившегося помещице А. Д. Б. в сонном видении.

Кончина Преосвященного Антония нанесла величайшую скорбь семейству, пользовавшемуся особенным благоволением покойного. Скорбь эта увеличилась еще более от распространившихся по городу Воронежу слухов, что на место покойного владыки назначен архипастырь престрогий. Изнывавшему от таких скорбей семейству N. в сонном видении явился покойный Преосвященный и, утешая скорбящих, сказал: «Не беспокойтесь, я вас не оставлю, я вас просвещу!» Слова эти исполнились с приездом епископа Острогожского, викария Воронежской епархии Феогноста (Лебедева), который для семейства N сделался истинным отцом и благодетелем.

Во время расширения большой монастырской церкви, где почивают мощи Святителя Митрофана, одна благородная дама обратилась с просьбой к монастырскому начальству отслужить ей на могиле Преосвященного Антония панихиду. Но монастырское начальство, по причине уже устроенных лесов и множества разного мусора, там находящегося, отказало ей. Дама со слезами рассказала о полученном ею от Преосвященного Антония исцелении тяжкой и неизлечимой болезни ног. Выслушав со вниманием рассказ, монастырское начальство поспешило исполнить просьбу дамы, приказав наперед сделать доступным ход к усыпальнице владыки Антония. Панихиду совершал отец казначей монастыря, архимандрит Прокопий.

Священник N., пытаясь неоднократно перейти с занимаемого места на другое, ближайшее к родине, всегда получал отказ. Огорченному такой неудачей приснилось, что Воронежской кафедрой управляет архиепископ Антоний, к которому означенный священник обратился с просьбой о переводе его по желанию, и благостнейший архипастырь исполнил желание священника N. В непродолжительное время сон священника осуществился на деле.

Один сельский священник, лишенный места служения Преосвященным Антонием, при жизни владыки не мог получить прихода, обещанного ему Преосвященным. Когда же священник узнал, что Преосвященный скончался, то впал в уныние, доходящее почти до отчаяния. И в таком горестном своем состоянии он однажды лежал в своем доме на диване, против которого на стене висел портрет Преосвященного Антония. Священник посмотрел на портрет и сказал: «Вот, Преосвященный, ты обещался дать мне приход, и что же?.. Обещание твое не исполнилось - и теперь я несчастен». Едва он окончил свои слова, как вдруг предстал ему Преосвященный и с угрозой сказал: «Будешь на месте» - и скрылся. И действительно, священник получил скоро приход. После этого, как только он бывал в Воронеже, каждый раз служил панихиду по Преосвященному Антонию и со слезами благодарил его за оказанные ему милости.

В 1874 году приходят две женщины в Митрофанов монастырь и просят иеромонаха Флорентия отслужить панихиду по Преосвященном Антонии. По совершении панихиды, во время которой женщины плакали, иеромонах спросил: разве им знаком был Преосвященный? Они отвечали: «Нет, он нам не знаком. Вот это моя дочь (пожилая женщина указала на младшую) совершенно было ослепла, но Преосвященный Антоний исцелил ее. Явившись ей в сонном видении и укоряя ее за неисполнение ей раньше обещанного обратиться к его ходатайству, Преосвященный Антоний указал - как бы ткнул - в глаза. И после этого она стала видеть».

Покрово-Девичьего монастыря рясофорная послушница Анатолия Зубарева получила исцеление от Преосвященного Антония от зубной боли, которою она страдала года четыре. «Это было в Великий пост,- говорила она,- не помню года, месяца и числа. Я готовилась исповедоваться, но не могла по случаю сильной боли, поэтому послала свою послушницу в церковь к отцу Платону отслужить панихиду по Преосвященном Антонии. Вероятно, исполняя мою просьбу, мой духовник отец Платон помолился, и я на другой день почувствовала себя здоровой и сама своей рукой вынула зуб, не чувствуя боли; между тем, раньше боялась доверить зубному врачу. С той минуты я не чувствую зубной боли».

Жена инспектора классической прогимназии Е. С. И-я жестоко страдала от зубной боли. Никакие лекарства не помогали. Одна женщина, увидев ее, завязанную платком, сказала ей: «У вас зубы болят? Отслужите панихиду по Преосвященном Антонии. Он вас исцелит». Она пошла в Митрофанов монастырь, отслужила панихиду. Зубы тотчас перестали болеть.

Вдова статского советника, воспитательница женской про­гимназии М. А. П-ва также страдала от зубной боли. Увидев ее с подвязанной щекой в Митрофановском монастыре, одна женщина подошла к ней и сказала: «Если у вас зубы болят, отслужите панихиду по Преосвященном Антонии. Преосвященный Антоний сам во время земной жизни болел зубами, он всегда в таком случае просил Ильинского священника служить молебен святому Антипе, а теперь сам помогает всем молящимся за него и просящим у него помощи. Многие за 200 верст приезжают служить панихиду». П-ва отслужила панихиду, и зубы у ней перестали болеть.

Чудеса и знамения милостей Божиих, явленные по молитвам
Святителя Антония в 1914-1916 годах**

Вот еще несколько замечательных случаев чудесного вспоможения Святителя Антония Воронежского по молитвам к нему. Все они были опубликованы в «Воронежских епархиальных ведо­мостях» в 1914-1916 годах, когда Воронежская епархия гото­вилась к прославлению своего знаменитого архипастыря [2].

28 апреля 1914 года в Митрофановом монастыре, после поздней литургии, будущий священномученик, архиепископ Воронежский и Задонский Тихон (Никаноров) с братией служил панихиду в Благовещенском соборе на месте могилы блаженной памяти архиепископа Антония II (Смирницкого).После панихиды владыка освятил место для устройства входа к могиле.В числе богомольцев и чтителей почившего владыки была женщина, приехавшая из Петербурга, воронежская уроженка, Евгения Андреевна Соименова. Соименова имела парализованную руку, которой не владела с октября месяца 1913 года. Больная не могла под­нять руки вверх и без помощи других не могла одеться.Во время служения панихиды и освящения места для входа к могиле, Соименова молитвенно обращалась к Святителю Антонию и просила его об исцелении своей руки.Придя по окончании богослужения в соборе на свою квартиру, она сразу почувствовала себя здоровой, и сама разделась без помощи других.Убедившись в чудесном исцелении своей руки, Соименова поспешила в монастырь отслужить панихиду по архиепископе Антонии и со слезами радости сообщила о своем исцелении всем присутствовавшим в соборе при служении панихиды. Из собора она явилась ко мне (наместнику) и в присутствии бывшего в то время у меня доктора Павла Алексеевича Добрадина подробно рассказала о своей болезни и совершившемся исцелении, подтвердив свое словесное заявление собственноручной запиской.«Я, Евгения Андреевна Соименова, воронежская мещанка, 28 апреля 1914 года была в обедне, на панихиде и на молебне при закладке пещеры, молилась и просила Преосвященного Антония о больной левой руке, которая меня беспокоила с октября полгода, и, придя домой, я сразу получила выздоровление.Истину полученного мною исцеления по молитвам архиепископа Антония я готова подтвердить под присягой. Евгения Андреевна Соименова. Жительство: Петербург, 1-я Рождественская, дом № 12, кв.22.
Свидетелем этого заявления был я, Павел Добрадин (собственноручная подпись). Истинность заявления Евгении Андреевны Соименовой об ее исцелении свидетельствую: Наместник Митрофанова монастыря, архимандрит Александр, - причем присовокупляю, что подлинное заявление Соименовой было мною представлено, но при словесном докладе о событии исцеления Его Высокопреосвященству, архиепископу Тихону, - 1914 года, мая 10-го дня» [3]. Слава Богу, дивному во святых Своих!

1914 года, сентября 7-го дня, я, нижеподписавшаяся воронежская мещанка Мария Ивановна Акиндинова с благоговением сообщила своему духовному отцу, священнику Вознесенской церкви г. Воронежа Димитрию Казаневскому, что недели 2 тому назад, страдая от приступа боли зубной, соединенной с громадной опухолью всего лица, я обратилась с молитвой к почивающему в Митрофановском монастыре Преосвященному архиепископу Антонию, взяла кусочек доски от гроба его (мне дали его после переложения тела в новый гроб), потерла больные места, и боль моментально утихла. Я уснула, и с тех пор уж не страдаю этой болью.

К сему показанию подписалась Мария Акиндинова, а за нее, неграмотную, по ее личной просьбе подписалась Зинаида Казаневская. Показание сие лично выслушал и со слов подписавшейся записал и удостоверяю, что она была в самом нормальном со­стоянии духа. Вознесенской церкви г. Воронежа священник Дим. Казаневский. Благодарение и хвала Богу нашему во веки - аминь».
Сообщил наместник Митрофанова монастыря архимандрит Александр» [4].

... И по смерти дивны были дела его (Сир. 48,15)

1914 года, 17 октября, прихожанка Богородицкой на Ласку церкви, воронежская мещанка Евдокия Львовна Гладнева со­общила о следующем назидательном и чудесном случае.

«Летом сего года,- сообщила она,- вследствие различных житейских неудач душевное мое состояние было крайне подавлено. Особенно тяготил меня продолжительный судебный процесс по делу об ограблении меня злоумышленниками. Я желала, чтобы дело скорее кончилось, но оно все более и более затягивалось. По совету добрых людей я обратилась молитвенно за помощью к Святителю Воронежскому архиепископу Антонию. При этом дала обещание отслужить на его могиле панихиду. Вскоре дело назначили к слушанию, меня вызвали, но, к моему прискорбию, и на этот раз почему-то производством отложили. Придя домой, я подумала: "Вот я просила Святителя Антония, но просьбу мою он не мог исполнить, если бы он был святым, то непременно помог бы мне!" Панихиду на его могиле я не служила. Прошло недели две, и вот однажды в 8 часов вечера я сидела за работой. Вдруг почувствовала боль в ноге около ступни. Вначале слабая, боль эта в течение часа настолько усилилась, что не было возможности продолжать работу, - я принуждена была лечь в постель. С моей ногой сделалось что-то ужасное: около ступни болезненно вздулись жилы, образовав большое возвышение и выпирая наружу в виде клубка. Во всем теле чувствовалось такое состояние, как бы жилы отовсюду стягивались к больному месту. От боли я не могла повернуться, когда мои мучения достигли наивысшего напряжения, в порыве отчаяния я подумала: "Господи, за что же Ты меня наказываешь?".

В это время часы пробили 12 ударов. И вот, в моей голове быстро промелькнули воспоминания о недавно пережитых днях, и моя мысль с особенною ясностью остановилась на Святителе Антонии. Я вспомнила, что усомнилась в его святости, не исполнила обещания отслужить по нем панихиду. «Прости меня, угодник Божий,- со слезами воскликнула я, - помоги мне!» Тотчас же я почувствовала облегчение, через час могла подняться и ходить, а на следующий день уже была на могиле Святителя Антония, служила по нем панихиду и мысленно благодарила его за вразумление и чудесную помощь. Случай моей неожиданной болезни и быстрого выздоровления после молитвенного обращения к Святителю Антонию оставил во мне глубокое впечатление. Я верю, что как мучительная болезнь, так и чудесное выздоровление были посланы мне для вразумления в том, что Святитель Антоний есть действительно угодник Божий.

О случае вразумления и чудесной помощи по молитвам Святителя Антония Евдокия Львовна Гладнева сообщила в нашем присутствии, что и удостоверяем своею подписью: священник Павел Мануйлов, диакон Николай Попов, псаломщик Андрей Трофимов, Н. Боев.

Удостоверяю, что это сообщение точно записано с моих слов священником о. Павлом Мануйловым в присутствии вышеподписавшихся лиц, - Гладнева.

Изложенное в этом сообщении передано было мне лично Евдокией Львовной Гладневой, что я могу свидетельствовать. Наместник, архимандрит Александр» [5].

«1 ноября 1914 года ко мне, наместнику Митрофанова монастыря, пришла живущая в Воронеже дворянка Мария Николаевна Попова и заявила мне, что она получила исцеление от архиепископа Антония.По словам Поповой, у нее 18 лет болел бок и мучил ее, не переставая, сильный кашель. Она лечилась у нескольких докторов, но пользы ни от кого не получила. От продолжитель­ной болезни она пришла в такое изнеможение, что с трудом могла пройти по комнате.

В июле месяце сего года Попова прослышала, что строится усыпальница на месте могилы архиепископа Антония и что открыт склеп, где покоится праведной жизни Святитель [6]. Она нарочно прибыла в Митрофанов монастырь и, отслуживши по святителю панихиду, спустилась вместе с другими богомольцами вниз к склепу и взяла оттуда щепотку земли. Приехавши домой, она взятую у склепа землю развела в стакане воды, помазала себе этой жидкостью бок и отпила несколько глотков воды, и с того же дня у нее совершенно прекратилась боль в животе и утих мучивший ее кашель. С этой поры прошло четыре месяца. Попова даже легких приступов прежней болезни не ощущает. Силы ее окрепли, и она чувствует себя совершенно здоровой. Свое выздоровление Попова всецело приписывает благодатной помощи Святителя Антония, что она готова подтвердить под присягой. Выслушав заявление дворянки Марии Николаевны Поповой о ее исцелении от тяжелой болезни по молитвам архиепископа Антония, я предложил ей заявить о том своему приходскому священнику; что она исполнила и принесла мне от него нижеследующую записку.
“4 ноября 1914 года прибыла в мою квартиру жена дворянина Мария Николаевна Попова, 49 лет от роду, православного вероисповедания, живущая в доме № 34 Перелыгина по большой Богоявленской улице, и объяснила следующее. Около 18 лет она страдала от болезни в правом боку, сопровождавшейся сильным мучительным кашлем; все время она по совету врачей употребляла лекарства против болезни, особенно аккуратно она лечилась последние десять лет, когда поселилась на постоянное жительство в г. Воронеже: пользовалась она здесь советами врачей г. г. Силина и де-Ноткина, но лечение не помогало, и боли и кашель не прекращались. Когда происходили работы в соборной Благовещенской церкви Митрофановского монастыря по устройству открытого входа к погребальному склепу Преосвященного архиепископа Антония, она в июле месяце, числа точно не помнит, настоящего 1914 года, бывши в Митрофановском монастыре, вошла вместе с другими богомольцами чрез отверстие в стене Благовещенского храма к месту погребения Преосвященного Антония, и с могилы его взяла щепотку песку, завернувши его в платок, принесла домой к себе и здесь размешала песок в воде, которую выпила, с того времени она освободилась от своей болезни. Веруя, что это исцеление от болезни она получила по молитвам Святителя Антония, она считает грехом умолчать об этой явленной над нею милостью Божией.
Настоящее заявление со слов Марии Николаевны Поповой записал по ее просьбе настоятель Иоанно-Богословской церкви г. Воронежа протоиерей Иоанн Путилин.
Что все изложенное записано и согласно с моим рассказом, то удостоверяю собственноручным подписанием - Мария Попова”.
Сообщил наместник Митрофанова монастыря архимандрит Александр» [7].

«Священник Троицкой церкви слободы Лисок, Острогожского уезда, Симеон Григорьевский в письме своем ко мне (на­местнику Митрофанова монастыря) сообщил следующее.
“1914 года, декабря 29-го дня,- пишет отец Григорьевский,- пришла ко мне женщина моего прихода в слоб. Лисках Параскева Никитина Воронина и рассказала, что осенью прошлого года, во время уборки картофеля у нее сильно заболела рука, так что нельзя было никак работать. Месяца три она лечилась своими средствами, но пользы никакой не было, а боль в руке усиливалась. За неделю до праздника Рождества Христова Воронина, по совету некоторых слобожан, собралась идти в больницу, чтобы обратиться за помощью к врачу, но в ту же ночь во сне к ней явился старец, который сказал ей, чтобы она в больницу не шла, а обратилась бы за помощью к архиепископу Антонию, почивающему в Воронеже. После этого она проснулась, перекрестилась и в ту же минуту почувствовала облегчение в руке; боль же в руке совсем не проходила, на второй день праздника Рождества Христова Воронина отправилась в Воронеж, чтобы там приложиться к святым мощам Святителя Митрофана и отслужить панихиду по архиепископе Антонии. Когда она вошла в пещеру, то у гробницы архиепископа Антония долго плакала и просила его об исцелении руки. В ту же ночь ей опять явился старец, в том виде, как он изображен на портрете у гробницы архиепископа Антония, и велел отслужить панихиду, что она на другой день исполнила. С тех пор боль в руке прекратилась”.
Об исцелении Ворониной подтверждает ее муж и за нее, неграмотную, по ее просьбе, расписался Павел Воронин.
Означенное происшествие и я свидетельствую своей подписью: священник Троицкой церкви, слободы Лисок Симеон Григорьевский».
«По поводу письма о. Симеона Григорьевского считаю нужным со своей стороны заявить следующее.
Прихожанка о. Григорьевского, Параскева Никитина Воронина действительно была 27 и 28 декабря прошлого года в Воронеже. Два раза видели ее в усыпальнице архиепископа Антония. В первый раз, 27 декабря, подойдя к гробнице архиепископа Антония, она вдруг громко закричала и, склонившись к гробнице, долго плакала, на вопрос иеромонаха отца Феофилакта, находившегося при гробнице для служения панихид, почему она плачет, Воронина, взглянув на портрет архиепископа Антония, сказала, что она больная, и ей во сне являлся Святитель - старец точно в таком виде, как он изображен на портрете, велел ей идти в Воронеж к архиепископу Антонию отслужить по нем панихиду и обещал ее исцелить. Воронина просила отца Феофилакта немедленно отслужить панихиду, во время служения которой она усердно молилась и не переставала плакать. На другой день Воронина опять пришла в усыпальницу с радостной вестью, что она получила полное исцеление своей больной руки, которой не владела несколько месяцев, и просила отслужить по архиепископе Антонии, в благодарность за свое исцеление, еще панихиду. Из усыпальницы Воронину препроводили ко мне. Она со слезами рассказывала мне о своей болезни и чудесном исцелении ее по молитвам архиепископа Антония. Сообщил наместник Митрофанова монастыря архимандрит Александр. 1915 года, марта 13 дня» [8].

«Я, г. Воронежа купеческая вдова София Ивановна Вяхирева, страдала полгода ревматизмом в обеих руках, так что не могла свободно владеть ими; лечилась у врачей, которые прописывали мне всевозможные средства, но безуспешно.

В ночь под 15-е число июля месяца прошлого, 1914 года, потеряв всякую надежду на помощь врачей, я молитвенно обратилась к Святителю Антонию, обещаясь на другой день отслужить панихиду на его могиле, и к моей радости на другой день утром почувствовала себя совершенно здоровой. О своем исцелении я готова подтвердить под присягой, в чем собственноручно подписываюсь: София Ивановна Вяхирева.

О чудесном исцелении Софии Ивановны Вяхиревой свидетельствую: г. Воронежа мещанка Варвара Ивановна Сидельникова. О чудесном исцелении Софии Ивановны Вяхиревой заявлено было мне 18 июля 1914 года. В декабре я наводил справки о состоянии здоровья Софии Ивановны Вяхиревой, и она мне ответила, что ревматические боли ее никак не беспокоят. Наместник Митрофанова монастыря архимандрит Алек­сандр» [9].

«29 августа сего, 1916 года в Благовещенском соборе Митрофанова монастыря совершилось великое знамение милости Божией. До начала поздней литургии, около 8 часов утра, в собор пришли богомолки, неся на своих руках больную. Богомолки были Тамбовской губернии, Усманского уезда, села Завального крестьянки: пожилая женщина, вдова, Евдокия Соколова, ее дочь, больная девица Пелагия 19 лет, прочие же пять - родственницы и соседки Соколовых. Девица Пелагия была расслабленная. В таком положении она находилась 7 лет, и сама, без посторонней помощи, не могла двинуться с места. Всю дорогу спутницы вносили ее в вагон и выносили. Когда они прибыли в собор, Пелагию понесла приложиться к святым мощам Святителя Митрофана одна из ее спутниц, Анна Нартова. Когда Нартова несла больную, она показалась ей, Нартовой, легкой, как малый ребенок; когда же приложила ее к угоднику, с ней вдруг сделалась перемена: стала вялой и так отяжелела, что Нартова не могла удержать ее на руках и спустила на пол у самой раки угодника. Отсюда больную Нартова поволокла к кануннице и положила на месте могилы архиепископа Антония. Полежав здесь несколько минут, больная вдруг почувствовала легкость и силы в себе, как будто тяжелые цепи спали с нее, и, когда Нартова отнесла ее на другое место, чтобы не мешать богомольцам подходить к кануннице ставить свечи, больная сама, без посторонней помощи поднялась и пошла к святым мощам Святителя Митрофана приложиться. Чудо исцеления расслабленной произвело на всех присутствовавших в соборе потрясающее впечатление: все заволновались, обступили исцеленную, и многие не могли удержаться от слез. Особенно взволнована была мать Пелагии: видя дочь свою на ногах и идущею к угоднику, она сначала не верила своим глазам - точно ли это ее дочь. Убедившись в исцелении дочери, она плакала от радости, и обе стали просить гробового иеромонаха отслужить Святителю Митрофану благодарственный молебен. Отстояв молебен и приложившись к святым мощам великого угодника Божия и чудотворца Святителя Митрофана, все богомолки, в сопровождении толпы народа, направились в пещеру, где почивает архиепископ Антоний, чтобы отслужить по нем панихиду. После поздней обедни исцеленная Пелагия, ее мать и их спутницы пришли ко мне (наместнику Митрофанова монастыря) и поведали мне, орошая свои лица слезами, о дивной милости Божией, дарованной семилетней страдалице по молитвам Святителя Митрофана и архиепископа Антония.Отпуская богомолок, я просил их передать своему приходскому священнику, чтобы он с своей стороны засвидетельствовал о чуде исцеления его прихожанки Пелагии Соколовой, и тот - священник Константин Романовский прислал на имя Его Высокопреосвященства архиепископа Тихона рапорт и при нем акт о произведенном им, священником, дознании о совершившемся чуде, каковые документы при сем прилагаются. Сообщил наместник Митрофанова монастыря архиманд­рит Александр.1916 года октября 14-го дня».

«Я - Пелагия Николаевна Соколова, 19 лет, православная, каждый год и часто приобщаюсь Святых Таин и показую по совести и во славу Божию следующее. Помню я себя резвой девочкой, веселой. Певала песни, плясала и вообще думала о себе много, как будто я взрослая, и за это, должно быть, Гос­подь и наказал меня 7 лет тому назад. Под первый Спас послала меня мама к тетке Елизавете. Когда я шла туда, мне было как-то особенно радостно, как будто ожидало меня какое-то счастье, а когда пошла от тетки, то дорогой меня как будто ударило в голову, в ноги, в поясницу, в живот - я ослабела, и хоть впору ложиться около дороги - да совестно: в это время ехали мужики. Кое-как я дошла до сводного, живущего от нас в отделе, звать его Иван. Иван и говорит: "Полька какая румяная; должно быть, нарумянилась",- а я ему на это ничего не сказала и, как пришла в свою избу, легла на заднюю лавку. Мама и спрашивает: "Что с тобой?" А я и говорю: "У меня все отнялось". Так с той поры я и не поднималась, мама меня перевертывала, одевала и переменяла одежду все 7 лет, часто меня возили в церковь приобщаться Святых Таин, носили на руках, а сама я никак не могла ходить. Пробовали меня лечить, один только раз ездили за город Усмань к доктору, но его не застали, так в другой раз и не поехали, думали было положить в больницу, но я сама не пожелала. Правда, первый год мне было скучно, я завидовала своим подругам, их веселью, а потом стерпелась, привыкла и даже стала думать, что похворать полезно для души. От скуки я нашла средство: 4 года тому назад, когда сестра моя Анна стала ходить в школу, я от нее научилась читать. Читала я Евангелие, Закон Божий, которые брала у сестры Анны, потом выучилась читать Псалтирь. Мне понравились молитвы царя Давида, на все случаи жизни и к моей жизни подходящие. Недели за 2 до нашей поездки в Воронеж я видела во сне, будто я где-то прикладывалась к святым мощам, и этот святой (не знаю какой) благословил меня. И захотелось мне выздороветь, потому что мама моя стареет и некому будет за мной ухаживать. И стала я просить мать поехать со мной в Воронеж. Мать говорит: "Денег нет", - а я говорю: "А нам Бог поможет". Тут пришла ко мне Пелагия Нартова, и ей я сказала, что мне хочется съездить к святителям в Воронеж. Потом Пелагия привела с собой Анну Нартову, и тут мы уговорились ехать. А потом Бог послал и еще троих, пожелавших провожать меня. Они-то и вносили меня в вагон и выносили на станцию. На извозчике я ехала с мамой, лежала у нее на коленах. Приехали в монастырь. Мама пронесла меня одна в собор, Господь ей силу дал для этого; а потом пришли наши провожатые, они шли пешком. Подошли ко мне Пелагия и Анна и сговариваются нести меня приложить к мощам Святителя Митрофана. Анна подняла меня на свои руки, донесла до Святителя, и когда я приложилась к ручке Святителя, то загорелось у меня все тело и голова, но память не отошла, и я помню, как я ослабела совсем, и выпала из рук Анны, и долго лежала у раки Святителя.

А потом меня Анна опять подняла и положила около плиты Святителя Антония. Тут я мешала людям подходить к кануннице и класть земные поклоны над могилой святого, поэтому Анна оттащила меня на правую сторону от могилы. Жар у меня пропал, только лоб, чувствую, в жару. И вдруг я почувствовала, что у меня из рук как будто что-то потянуло, как будто с меня свалились оковы, и я учуяла в себе силу подняться. Сначала поднялась на колена, перекрестилась, поклонилась в землю, а потом говорю Анне: "Я встану и пойду сама приложиться к мощам". Встала и пошла. Взошла сама на ступеньки, положила земной поклон, поднялась прикладываться, и Господь удостоил меня приложиться к голове Святителя, потому что отец иеромонах открыл с головы святителя пелену. А когда я прикладывалась, то накрыл мою голову этой пеленой. Потом я просила маму отслужить молебен Святителю Митрофану. И так я выздоровела по молитвам великих угодников Божиих святителей Митрофана и Антония Воронежских. Что я показала, то готова подтвердить под присягой, в чем иду на своих ногах к столу подписаться. Расписалась - во славу Божию исцеленная Пелагия Соколова».

«<...> Не могу со своей стороны умолчать и о том, что если и дарована болящей Пелагии великая милость Божия, то дарована по вере ее и сопровождавших ее. Это восприятие благодати Божией, как я сам знаю и как показало дознание, предварялось великим терпением Пелагии и ее матери, невыразимым смирением их, кротостью и всем их благочестным житием, так что невольно припоминаются слова Спасителя при исцелении слепорожденного: ни сей согреши, ни родители его, но да явятся дела Божии. Дерзновенно помышляю, что настоящий случай дарован и нам для явления промыслительного и спасительного действия Божия в нынешнем грешном, забывшем Бога мире, для возгреяния, поддержания и укрепления в нас самих веры в Бога, Его чудодействующую силу и заступничество Его великих угодников, в лике которых предстоят пред Его Престолом и Воронежские святители Митрофан и почивающий под спудом Антоний. Недостойный иерей, служащий при Архангельской церкви села Завального Усманского уезда Тамбовской епархии Константин Романовский. 1916 года 6 сентября» [10].

«20 сентября сего 1916 года священник Казанской церкви села Залужного, Острогожского уезда Феофил Глаголев письменно заявил мне (наместнику Митрофанова монастыря, архимандриту Александру), что в 1914 году, 1 сентября, он тяжко заболел. Старший врач 4-го Запасного кавалерийского полка (на ст. Лиски Ю.-В. ж.д.) Данилов, к которому о. Феофил обратился за помощью, по исследовании болезни определил, что «о. Феофил страдает общей эритемой всех покровов тела с зудом, шелушением, отеками ног и проч. По состоянию своего здоровья он не может делать больших передвижений и нуждается в постельном содержании не менее двух месяцев».

Такое заключение врача произвело на о. Феофила гнетущее впечатление и отразилось на ухудшении его здоровья: он стал не в силах исполнять свои пастырские обязанности, особенно в домах прихожан, и решил пригласить к себе до своего выздоровления какого-либо заштатного священника. С этой целью 26 октября того же, 1914 года он, превозмогая себя, поехал в Воронеж. Здесь прежде, чем начать дело по консистории о приискании себе заместителя, о. Феофил отправился в Митрофанов монастырь поклониться чудотворной иконе Божией Матери «Одигитрии» и угоднику Божию Святителю Митрофану. Узнав в монастыре об освящении вновь устроенной усыпальницы на месте могилы архиепископа Антония, он направился туда отслужить по Святителю панихиду. “Совершая панихиду,- пишет о. Феофил,- я слезно просил Святителя Антония об исцелении меня от болезненного состояния. И глубоко верую, что, по молитвам Святителя Антония, я в усыпальнице почувствовал облегчение - бодро стал ходить, и исполнять пастырские обязанности”.Прилагаю при сем письмо о. Феофила Глаголева и медицин­ское свидетельство врача Данилова.Наместник Митрофанова монастыря архимандрит Алек­сандр [11]».

«1916 года, июля 10-го дня, ко мне, священнику Троицкой церкви ел. Чижевки Иоанну Семенову, явилась прихожанка моя, вдова крестьянка сей же сл. Чижевки Анна Семеновна Попова и заявила мне о нижеследующем. “В 1913 году сын мой, двадцатишестилетний Александр Попов, впал в страшный недуг пьянства. Все, что зарабатывал, получая 35 р. в месяц, пропивал, оставляя меня и осиротевшую семью мою без куска хлеба. Случайно в это время взяла я у соседа книгу жизнеописания Святителя Антония, архиепископа Воронежского, принесла домой в свою семью, где она была прочитана. Наслышавшись о святой жизни и добродетелях Святителя Антония, возгорела душой к сему Святителю, отправилась на могилу его, приклонилась к железной доске, вделанной в полу над могилой, поцеловала ее и обратилась к Святителю со словами: "Святитель Христов, угодник Антоний, обрати сына моего ко мне, хоть бы он давал мне по десять рублей на прокормление семьи". После сего возвратилась домой. В тот же вечер приходит ко мне мастер, сослуживец моего сына, приносит мне 10 рублей и говорит: "Получай, сын твой прислал тебе 10 рублей". С этого же времени сын мой перестал пить и стал почтительным и внимательным ко мне; весь заработок приносил мне на содержание осиротевшей семьи. Это чудо совершилось Великим постом 1913 года. В том же году, в мае месяце, меня постигла болезнь, так что я не могла ни ходить, ни поворачиваться. По свидетельству местного врача, у меня была в полном развитии болезнь печени. Я пламенно молилась Святителю Антонию. Вдруг засыпаю. Вижу себя в воронежском Смоленском соборе, где подаю на обедню поминанье за упокой моего мужа, умершего без покаяния от пьянства. После службы ищу поминанье и не могу найти. Загоревалась и пошла от алтаря к выходу. Вдруг около колонны встречаю Святителя Антония. У него в руках мое поминанье и часть просфоры. Святитель обратился ко мне со словами: «Здравствуй, матушка! По ком ты все панихиды служишь?» Я отвечаю: «По мужу, ведь он у меня умер без покаяния». Святитель говорит: «Поминай так, как поминаешь, будет ему покаяние», - отломил часть просфоры, подал мне, а также подал и поминанье и сказал: «Съешь моей просфорки!» Я в свою очередь подала ему своей просфорки и хотела поблагодарить его, но Святителя уже не было. Проснувшись, я почувствовала себя совершенно здоровой. Настоящее заявление написано со слов моих и есть истина, в чем и подписуюсь - крестьянка Анна Семеновна Попова”.
За нее, неграмотную, по личной просьбе расписался крестьянин Алексей Иванович Васильев.
Настоящее заявление записано со слов крестьянки с. Чижевки Анны Семеновны Поповой, каковое и свидетельствую - священник Троицкой церкви с. Чижевки Иоанн Семе­нов. 1916 года 10 июля.
Сообщил наместник Митрофанова монастыря архимандрит Александр [12]».

«Сего 1916 года, 31 октября, ко мне (наместнику Митрофанова монастыря) приходила крестьянка села Ендовища Землянского уезда Анна Флоровна Малюгина и заявила мне следующее. “Еще около двух лет тому назад,- говорила она, - я тяжко страдала: меня мучила тоска. Жизни своей была не рада, опротивело мне хозяйство, тащила, что попадется, со двора, опротивели мне родные, не милы стали мои дети. Временами чувствовала боль в животе. Пробовали меня лечить, но пользы не получала никакой. Почти пятнадцать лет я таким образом страдала. Добрые люди посоветовали обратиться к угодникам Божиим. На 4-й день праздника Рождества в запрошлом году я была в часовне Святителя Антония. Отслужила по нем панихиду - и с того дня я как будто переродилась. Мне красен стал Божий мир, милы стали мои дети, сама стала - мужа взяли в солдаты - управляться с хозяйством, прекратились и боли в животе. Благодарение Господу Богу, я теперь совершенно здорова, по молитвам Святителя Антония. Он мне, грешнице явил свою милость”.
Окончив рассказ о своем исцелении, Малюгина, передала мне записку от своего приходского священника, при сем прилагаемую.
“Крестьянка моего прихода Анна Флоровна Малюгина страдала лет 15, в тяжелой форме, душевной болезнью. Постоянно угнетало ее тоскливое состояние, все ей было противно, не милы ей были даже родные дети. Работать ничего не могла и последний достаток свой несла из дома; часто, несмотря на хорошие условия жизни, плакала, на всякие голоса кричала, казалось ей, что она стоит над пропастью, окруженная неведомыми страшными лицами. С тех пор, как в 1914 году, 28 декабря, отслужила панихиду по Святителю Воронежскому Антонию, чувствует себя хорошо и, за неимением в доме правоспособного работника, справляется одна со всеми домашними делами. Свое облегчение и вполне нормальное состояние Анна Малюгина объясняет молитвами Святителя Антония за нее, грешную, перед Богом, а посему и усердно просила написать эти строки.
Покровской церкви села Ендовища Землянского уезда, священник Петр Милоградский. 1916 г., октября 29-го дня”.
Сообщил наместник Митрофанова монастыря архимандрит Александр»[13].

--------------------------

1 В разделе «Воспоминания...» книги «Серафимово послушание: Жизнь и труды Н. А. Мотовилова» (М., 1996) подробно рассказывается о чудесных вспоможениях Святителя Антония и преподобного Серафима Са­ровского симбирскому помещику Николаю Александровичу Мотовилову.

2 Все эти случаи были обнародованы благоговейным почи­тателем архиепископа Антония - архимандритом Митрофанова монастыря Александром (Кременецким), автором книг о Святителе, вышедших в 1910-е годы. Архимандрит Александр вел специальные записи о современных ему случаях знамений и милостей Божиих по молитвам Преосвященного Антония. Материалы должны были споспешествовать канонизации угодника Божия. Для публикации в «Воронежских епархиаль­ных ведомостях» отбирались наиболее яркие случаи, подтвер­жденные свидетельскими показаниями..

3 Воронежские епархиальные ведомости. 1914. № 20. С.563-564.

4 Там же. № 42. С. 1154.

5 Там же. № 45-46.16 ноября. С. 1180-1181.

5 Часовня-усыпальница с мраморным надгробием над мо­гилой Святителя Антония была устроена в 1914 году благодаря усердию архимандрита Александра (Кременецкого), А. А. По­лянского и пожертвованиям от многочисленных почитателей незабвенной памяти великого архипастыря.

7 Воронежские епархиальные ведомости. 1914. № 45-46.16 ноября. С. 1182-1183.

8 Там же. 1915. № 12.22 марта. С. 310-312.

9 Там же. С. 312-313.

10 Там же. 1916. № 44. 30 октября. С. 1187-1189,1194-1197,1200-1201.

11 Там же. № 46. С. 1239-1240.

12 Там же. С. 1241-1243.

13 Там же. № 47. С. 1275-1276.