главная

СВЯТЫЕ

ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ

По страницам «Воронежских епархиальных ведомостей»


23 ноября 1903 года исполнится 200 лет со дня кончины Воронежского первопрестольника Святителя Митрофана. Отметить это 200-летие - священный долг не только Воронежской епархии, но и всей Русской Церкви, так как Святитель Митрофан «всея России чудотворец». Конечно, торжество, прежде всего будет носить церковный характер. Как ни кратки были до сих пор известия о жизни Святителя Митрофана, однако они рисовали образ христианского пастыря, ревнителя православной веры, в своей жизни исполнявшего ее заветы. В самое последнее время этот образ сделался гораздо ярче, благодаря некоторым новым историческим материалам. Мы знаем теперь, что Воронежский первосвятитель был определенною величиною, историческим деятелем, вложившим свой труд в созидание Донской Украины. Разнородное и в значительной степени неблагонадежное население края нуждалось в администраторе с твердою волей, с ясным сознанием необходимости государственного строя и с любовью к подчиненным. Такого архипастыря наш край и получил в лице Святителя Митрофана. Великорус по происхождению, он в течение своей жизни в центральных областях России не только привык, но и полюбил устои старой русской жизни и, явившись в свою неустроенную епархию, приложил все усилия к водворению в ней определенного «чина» или уклада жизни. Трудно доставалось ему это водворение, и не один раз он жаловался на «место украинское», которого «управить невозможно». Но двадцатилетний труд не пропал даром. Конечно, параллельно с церковною здесь действовала власть гражданская; но прочность Московской политики в значительной мере обусловливалась тем, что она имела здесь такого представителя, как Святитель Митрофан.

Привести на память себе все факты, характеризующие первого Воронежского епископа, благовременно и полезно для каждого православного воронежца, а особенно для каждого пастыря. Эта «память» укажет, что Святитель Митрофан приступил к своей архипастырской деятельности при условиях гораздо более тяжелых, чем современные нам, начал работать в такое время, перед которым наши беспорядки покажутся благочинием. С другой стороны, эта «память» и сообщит большую энергию пастырю и наложит на него сознание большей ответственности за свое служение. Если Воронежский первосвятитель сумел сделаться светочем края при самых тяжелых условиях, то еще большего нужно бы ждать от церковных деятелей при более благоприятных условиях. Уже такое размышление обращает юбилейный праздник в серьезное дело, повышая нравственное самосознание местного духовенства.

Но юбилейная «память» не должна ограничиваться одними только воспоминаниями и думами. Православному духовенству прилично праздновать юбилей в том духе, как он праздновался по Божественному установлению. Давно прошло то время, когда праздновался библейский юбилей, но как еще далеко мы отстаем от той высокой благотворительности. Да, там был настоящий праздник, не пир богачей, но помощь беднякам, свобода рабам и отдых земле. «И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее; да будет это у вас юбилей...… не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных лоз ее. Ибо это юбилей; священным да будет он для вас...… Если будешь продавать что ближнему твоему, или будешь покупать что у ближнего твоего, не обижайте друг друга... И будет земля давать плод свой, и будете есть досыта, и будете жить спокойно на ней. Если скажете: «что же нам есть в седьмый год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать произведений наших?» Я пошлю благословение Мое на вас в шестый год, и он принесет произведений на три года». В случае крайней бедности, когда бедняк продает и свой земельный надел, он получает его обратно в юбилейный год, хотя бы и не имел средств выкупить его; то же постановление дано и относительно проданного бедняком дома. Если по крайней бедности еврей сам продан в рабство, то он получает свободу в юбилейный год, «потому что, - говорит Господь, - сыны Израилевы - Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской» (Лев. 25).

Но припомните заветы более близкие к нам по времени и потому более осуществимые в настоящее время. Собираясь праздновать юбилей Святителя Митрофана, не найдем ли мы у него наставления, каким добрым делом можно ознаменовать этот юбилей.

Вся его жизнь была добрым делом, и это теперь уже известно не по преданию только, а и документально. Он устраивает столы для нищих, он раздает им свитки, рубахи, идет в тюрьму и помогает тюремным «сидельцам» и пастырским увещанием и милостынею. На жалование «ратным» он отдает свои сбережения. И за всех молится. Святитель Митрофан особенно выделялся благотворительностью при погребении бедняков: покупка саванов покойникам и особенно покупка им гробов, иногда большими партиями, составляла обычную статью его расходов, за что один местный исследователь сравнивает его с праведным Товитом.

Святитель своим милосердием облегчал тяжелое настроение населения, обремененного и трудом и лишениями. Поэтому и празднование его юбилея должно быть прежде всего делом милосердия.

Но как обнаружить его? Личною милостыней? Она хороша, потому что прямо выходит из сердца. Но она не так производительна, как милостыня коллективная и хорошо организованная.

Прежде всего милостыня общенародная. Давно пора вывести профессиональное нищенство. А это возможно сделать при следующих условиях. Необходимо священнику знать всех бедняков своего прихода, и это вполне возможно в сельских приходах. В таком случае вместо раздавания кусочков хлеба, грошей и яиц не лучше ли организовать приходскую благотворительность, поставивши так деятельность церковно-приходских попечительств, чтобы они наблюдали за бедняками и прибегали к ним с своею помощью. Труднее дело обстоит в городах, особенно в Воронеже, где приходы разбросаны, почему священник не может знать своих прихожан-нищих. Но и при настоящем положении борьба с нищенством возможна хотя бы отчасти. Для этого прежде всего необходимо объединение всего воронежского духовенства хотя бы на этой почве. Ведь только подумать о том, сколько у нас сил разрозненных и что бы они сделали общими усилиями! Все это хлопотливо, особенно на первых порах; но за то от какого назойливого и грязного явления освободился бы город и какое горячее спасибо сказали бы священникам те бедняки, которые надрывают свои последние силы, но стыдятся протягивать руку!

Юбилейный год мог бы ознаменоваться и делами благотворительности сословного характера. Святитель не только благотворил на месте своего жительства, в Воронеже, - он брал с собою значительные суммы, когда отправлялся обозревать епархию, чтобы раздавать эти деньги бедным и неимущим клирикам, монахам и мирянам. Для юбилейного года было бы особенно утешительно видеть успокоенными бедных и неимущих членов приходского духовенства.

Лучше всего дать ход тем предложениям, которые намечены и частью осуществлены ранее. Первое из них - это устройство дома для престарелых лиц духовного звания, на что уже собраны солидные суммы Попечительством о бедных духовного звания. Теперь, кажется, пора купить, по крайней мере, усадьбу. Второе - намеченное дело - устройство профессиональной школы на капитал, завещанный протоиереем Е.Г. Светозаровым. Оба эти начинания вполне обеспечены материально, и потому осуществить их теперь не представляет никакого риска.

Мы не думаем исчислять всех мер, которые могли бы быть осуществлены или хотя бы намечены в достопамятный для Воронежской епархии год. Назревших епархиальных нужд весьма много, и, следовательно, приходится не выдумывать способы для увековечения юбилея, а только выбрать наиболее подходящие к событию меры и довести их теперь же до благополучного конца.