главная

Батюшка

Вопросы прихожан

Воспоминания протоиерея митрофана чаркина

Сегодня, 17 июня 2009 года, в день памяти святителя Митрофана Константинопольского, старейший клирик Воронежской и Борисоглебской епархии протоиерей Митрофан Чаркин отмечает не только именины, но и день рождения. Отцу Митрофану восемьдесят три.

В этом году исполняется 50 лет служения батюшки в священном сане. Ровно сорок шесть из них прошли в Казанском храме. Он крестил, венчал не одно поколение воронежцев. В городе его так и зовут:

БАТЮШКА ИЗ КАЗАНСКОЙ


Накануне юбилея мы побывали у отца Митрофана в гостях. Батюшке нездоровилось. Калитку отворила его супруга – матушка Татьяна. Зайдя в гостиную, мы застали его за чтением. Он сидел у окна, разложив на столе увесистый фолиант черного цвета. «Что вы читаете?» – спросили мы. При этом, ничуть не сомневаясь в том, что перед ним Евангелие. Он молча показал обложку, и мы прочли: «Христианство». Знак вопроса застыл на наших лицах. «А я тебя помню», – прищурившись, произнес батюшка одному из нас.

С последней нашей встречи прошло более года. Тогда мы готовили материал о Казанском образе Пресвятой Богородицы, почитаемом в Воронеже как чудотворный, и хранящемся в одноименном Казанском храме. В храме, в котором митрофорный протоиерей Митрофан Чаркин служит вот уже сорок шестой год. Видимо, это отличительная черта священников, многие годы несущих подвиг духовничества, – запоминать лицо каждого человека, к тебе приходящего. Ведь за каждого из них нужно будет свидетельствовать перед Богом…


Святейший Патриарх Алексий (Симанский)
Фото с дарственной подписью Его Святейшества: «Благословение о. Митрофану,
18 VIII 1965 год».

Митрополит Херсонский и Одесский Борис (Вик)
Фото с дарственной подписью: «На добрую память. Митрополит Борис, 1959 год.»
 


«Мне не нравится говорить людям «Вы», – продолжил отец Митрофан. – У Господа есть только «Ты». И к Нему мы обращаемся: «Ты еси Бог мой. В руку Твоею жребии мои» (Пс.30, 15, 16). Эти слова он произнес протяжно и задумчиво. После чего окунулся в воспоминания о прожитых годах. Матушка Татьяна попросила сильно его не утомлять. Возраст давал о себе знать. В этом году ему исполнилось 83 года.

17 июня 1926 года, в день памяти святителя Митрофана, патриарха Константинопольского, в селе Пузево Воронежской области в семье крестьян родился сын. Мальчика назвали по святцам – Митрофаном. Его родители были глубоко верующими людьми. Крестить мальчика приехал иеромонах Феодор с Азова. В этом городе Ростовской области в разгар гонений на верующих находились две православные общины, так называемые потаенные монастыри, – мужская и женская. Отец Феодор был наместником мужской.

Батюшка Митрофан вспоминает, как его мама молилась по четкам. А когда она готовила еду в русской печи, то он громко читал Псалтирь в горнице. Так, чтобы было слышно в соседней комнате. Недалеко от их дома жили три старичка. В округе их любили за кротость и благочестие. Один из них, Тихон Алипиевич, по воскресеньям и праздникам всегда читал акафисты. А маленький Митрофан вместе со сверстниками во время чтения клал тысячу поклонов. Со временем он уже знал наизусть пять акафистов: Иисусу Сладчайшему, Пресвятой Богородице, Архистратигу Божию Михаилу, Николаю Чудотворцу и святителю Митрофану Воронежскому. Помнил наизусть многие псалмы.

Когда Митрофану исполнилось 11 лет, родители отпустили его в монастырь. К ним в хутор приехала монахиня с Азова и сказала, что отец Феодор, тот самый, что крестил мальчика, благословил ему пожить в его обители. Официально это была простая строительная артель. Братия работала столярами, плотниками. А по воскресеньям все собирались в храм на соборную молитву. Когда же церковный праздник выпадал на будни, то начинали служить Литургию ни свет ни заря, чтобы успеть воздать хвалу Богу до начала трудового дня. Отец Феодор нес старческое служение. Он часто приезжал в хутор, где жили родители будущего священника. Приезжал ночью. Служил, исповедовал, причащал. И до наступления рассвета уезжал в Бутурлиновку к поезду. И азовчан и воронежских хуторян духовно сроднило почитание тогда еще непрославленного протоиерея Иоанна Сергиева из града Кронштадта (ныне святого праведного Иоанна Кронштадтского).

Три летних месяца провел мальчик рядом со старцем. Во время богослужений помогал иеромонаху в алтаре, подавал кадило. Бывал он и в соседней женской обители. Там встретился Митрофан с инокиней Марией. Повзрослев, он назовет ее своей духовной матерью. По словам отца Митрофана, она была высокой духовной жизни, за которую Господь сподобил ее многих даров Духа Святого, и люди притекали к ней за молитвенной помощью так же часто, как и к старцу Феодору.


За чтением Евангелия

У главной святыни Казанского храма

День Победы, как он был от нас далек…


Это было лето 1937-го. Время страшных массовых расстрелов исповедников веры Христовой. Но над азовскими обителями простиралось особое Божие смотрение. «Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит» (Пс.22), – стихословия псалмов не сходили с уст монашествующих. Хотя для посторонних глаз это были две обычных трудовых артели.
Воспоминания о лете, проведенном в монастыре, навсегда запечатлелись в памяти юного Митрофана. Общение со старицей Марией, само пребывание рядом с ней наполнили его душу стремлением к святости и желанием стать священнослужителем.

Но впереди была война. В семнадцать лет отец Митрофан поступил в учебный автополк города Боброва. А через год, когда исполнилось восемнадцать, был направлен на фронт – Третий Белорусский. На американском «студебекере» (наподобие наших «Уралов») возил на передовую снаряды и горючее. Знание наизусть псалмов, опыт внутренней молитвы на войне пригодились как никогда. «Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни … Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится» (Пс.90, 5,7), – твердил рядовой Митрофан, доставляя на фронт под грохот обстрелов очередную партию снарядов. А вечером в казарме на верху двухъярусной кровати по памяти, почти шепотом исполнял вечернее правило.

И так год на передовой в самом горниле войны. Трижды был ранен. Перенес несколько операций. С войны вернулся инвалидом. Врачи дали вторую военную группу. Но самое главное, вернулся живым. Живым, как прежде горящим любовью к Богу, желанием Ему служить. Как признается теперь батюшка, чаще всего на войне он твердил два псалма: «Живый в помощи Вышняго … » и «Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит … » Любит отец Митрофан вспоминать и об утешениях от Господа в страшное военное время верным своим чадам. В госпитале Вильнюса застала батюшку радостная весть о явлении Казанского образа Пресвятой Богородицы в небе над Кенигсбергом, во время которого немцы неожиданно прекратили атаку и уступили высоту без боя. Эта новость, пришедшая с передовой, тогда придала раненому Митрофану и силы к выздоровлению, и укрепила веру в скорейшую победу.

В послевоенное время последовала очередная волна гонений, репрессий на верующих. Азовские монастыри-артели упразднили. Инокиня Мария переехала жить на Донбасс. К своей духовной матери устремился и отец Митрофан. Он поселился в том же домике, что и старица. Устроился работать на шахту. К инокине притекало огромное количество верующих людей в поисках утешения, духовного совета, молитвенной поддержки. Матушка была уже слаба. Она просила Митрофана почитать вслух молитвенное правило, тот или иной акафист. Все свое свободное время будущий священник проводил рядом со старицей, а потом в свою смену отправлялся на шахты. Работать в шахтах после перенесенных ранений было нелегко, но молитвы матушки Марии придавали ему сил. Так, находясь у нее в послушании и являясь, по сути, ее келейником, отец Митрофан провел около года. Это был последний год жизни матушки. После ее кончины отца Митрофана взяли псаломщиком в храм, а затем и регентом.

Летом 1957 года начальник стройцеха шахтоуправления Митрофан Иванович Чаркин получил путевку в одесский санаторий. В этом городе ноги сами привели его к стенам Одесской духовной семинарии. Осенью 1957-го Митрофан Иванович на тридцать первом году своей жизни стал семинаристом. Выдержать вступительные экзамены для него не составило труда. В среде сокурсников его отличали спокойный невозмутимый нрав, благодушие, прилежание в учебе, сосредоточенность на духовной жизни, опыт внутренней молитвы. Никто из преподавательского корпуса не сомневался в том, что их воспитанник примет монашество. Но на втором курсе семинарист Митрофан женился. На сестре иеромонаха Алексия (Чистова), настоятеля храма, в котором до поступления в духовную школу нес послушание псаломщика. «Уж больно хорошо она читала Шестопсалмие, без единой ошибочки», – с улыбкой на лице вспоминает батюшка. Он с благодарностью и со смирением принял ниспосланную от Господа любовь и никогда не пожалел о своем решении вступить в брак. Ибо помнил наставление инокини Марии о том, что не угоден Богу тот, кто не тверд на путях своих. У отца Митрофана с матушкой Татьяной пятеро детей: Лариса, Александр, Лидия, Любовь и Иоанн. Десять внуков и один правнук. Все они непременно собираются на Рождество и на Пасху в родительском доме, в зале которого висит большой портрет инокини Марии.


Семья Чаркиных. Рождество


В 1959 году исполнилось желание маленького Митрофана. Спустя многие годы он принял священный сан. На Воздвижение Креста Господня митрополит Херсонский и Одесский Борис (Вик) рукоположил его во диакона. А через три недели на праздник святителей Московских – во иерея. На приходах не хватало священников, поэтому хиротонии последовали одна за другой.

Через год священник Митрофан приехал в Воронежскую область, в родное Пузево. Господь призвал его совершить богослужение в храме, в котором батюшка молился с первых лет своей жизни. В Одессу пришла телеграмма от сестры, в которой та сообщала, что больна и просила приехать причастить и пособоровать ее. В пузевском храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделами Иоанна Богослова и Иоанна Крестителя было все, как в детстве. Отец Митрофан отслужил всенощную и Литургию. Совершать богослужение ему выпало на память великомученика и целителя Пантелеимона. Сестра выздоровела и, слава Богу, жива до сих пор.

В 1961 году иерей Митрофан окончил Одесскую семинарию, и был принят в штат Покровского кафедрального собора города Воронежа. В Воронеже его ждала встреча со старицей Ксенией Феодоровной. И отца Митрофана, и матушку Ксению духовно сроднило все тоже давнее почитание протоиерея Иоанна Сергиева, «батюшки дорогого», как они называли его между собою. В ее лице отец Митрофан снова обрел духовную опору и уже непрестанно почерпал из явленного ему Господом кладезя духовной мудрости и рассудительности. За святость жизни старицу Ксению чтил сам Патриарх Алексий (Симанский). Он был лично знаком с ней со времени служения в Великом Новгороде, в котором тогда жила Ксения Феодоровна. Святейший лично просил молитв старицы через отца Митрофана в стенах Московской духовной академии, в которую батюшка поступил в 1964 году. На память об этом событии он хранит фотографию Святейшего с Его личной дарственной подписью на обратной стороне.

«Ты еси Бог мой. В руку Твоею жребии мои» (Пс.30, 15, 16), – снова задумчиво протянул отец Митрофан. И действительно, удивительно складывалась судьба священнослужителя в атеистические годы XX века. Божие смотрение простиралось над ним. Молитвенный покров глубоко почитаемого им святого праведного Иоанна Кронштадтского, иеромонаха Феодора, стариц Марии и Ксении неотступно пребывал с ним, ограждая и защищая от всех тех бед, которые выпали на долю священников в прошлом веке.

Не коснулась отца Митрофана череда переводов с прихода на приход. Только один перевод был в его жизни. Через два года служения в Кафедральном соборе, батюшку направили в Казанский храм, перед престолом которого он молится до сих пор. О предстоящем переводе его известили в день Ангела – 17 июня 1963 года. «Я уходил из Собора со слезами на глазах», – признается потом батюшка.

В шестидесятые годы на весь Воронеж было только три действующих храма: Покровский, Никольский и Казанский в Отрожке. В штате собора четыре священника: протоиерей Михаил Орфеев – настоятель, отцы Димитрий Образцов, Александр Шоколо, отец Митрофан – четвертый. Великим постом им приходилось исповедовать по полторы тысячи верующих за службу. Большая богослужебная нагрузка сплотила воедино клир собора. По словам отца Митрофана, они стали одной семьей, покидать которую не хотелось. Но нужно было идти на Казанский приход. Отец Николай, служивший в этом храме, вынужден был уехать, так как власти в течение нескольких лет ему так и не дали прописки.
Но на новом месте иерея Митрофана вновь ждало утешения от Господа. В храм уже была возвращена его главная святыня – Казанская икона Пресвятой Богородицы, писаная на Афоне. Батюшка особо почитал «Казанскую» со времен Великой Отечественной. К тому же уполномоченный по делам религий при Левобережном райисполкоме отличался лояльным отношением к Православной Церкви. За время служения в Отрожке отец Митрофан у него побывал всего три раза. Факт сам по себе уникальный. Правда, однажды в бытность настоятелем Казанской церкви, священнику пришлось выступить на заседании райисполкома в защиту верующего человека. В ту пору представители райисполкомов часто посещали приходы и выписывали из церковных книг фамилии тех, кто крестил своих детей. На этот раз внимание чиновников Левобережного исполкома пало на одного комсомольца, который не так давно крестил своего новорожденного ребенка. По этому факту зампредседателя исполнительного комитета товарищ Андреев организовал слушание дела с участием судей, прокурора, следователя, адвокатов, фининспекторов. Пригласили и настоятеля храма, в котором было совершено крещение. Отцу Митрофану предоставили слово последним. «Мне Господь дал такое дерзновение, что я никого не побоялся, – говорит батюшка. – Я сказал так, как должен сказать священник. Сказал, что Господь сотворил мир и человеку дал свободу. А человек должен не только быть верным чадом Божиим, но и, живя в обществе, исполнять свои гражданские обязанности. Мы же не имеем права никому отказать, и особенно гражданам нашей страны, в желании окрестить своих чад, воспрепятствовать тому, чтобы наши с вами дети в Таинствах Церкви восприняли частицу благодати Божией…» По итогам заседания в адрес комсомольца не последовало никаких прещений.


Клир Покровского собора. Начало 60-х XX века
В центре: епископ Воронежский и Липецкий Сергий (Петров) (1961-1963), слева направо: прот. Аверкий Осадчий, иеромонах Власий (Болотов), прот. Михаил Орфеев, архим. Исаакий (Виноградов), прот. Димитрий Образцов, прот. Александр Шоколо


В начале 90-х двадцатого века в Воронеже стали возвращать храмы один за другим православным. Священников не хватало. И, на тот момент уже удостоенный протоиерейства, отец Митрофан совершал, помимо Казанской церкви, богослужения в Боровом, Репном, Новой Усмани, в Воскресенском храме Воронежа, в возрождающемся женском монастыре. Игумения Алексиево-Акатовой обители матушка Варвара (Сажнева) просила отца Митрофана остаться служить в монастыре, духовно окормлять сестер. Но батюшка не смог расстаться с родным приходом. «Казанская – мой дом», – ответил он.

В 2005 году митрофорного протоиерея Митрофана Чаркина удостоили патриаршей награды – служения Божественной Литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни.

«Когда молишься искренне, то бывает с Господом духовное единение. В этом духовном единении Господь посылает божественные мысли о том, как нужно дальше себя вести» – произнес напоследок отец Митрофан. Благословив, протянул каждому по три яблока. Одевшись в прихожей, мы посмотрели в сторону гостиной, в которой проходила беседа. Батюшки там уже не было. Он стоял в соседней комнате перед иконами. По всему его виду было понятно, что он пребывает в молитве.

Без любви христианин ничто

Печатное слово – лишь тень благодатной живой речи. Наставления отца Митрофана кратки, просты и неподдельно искренни. Вынесенные из глубин сердца, горящего любовью к Богу, они рассекают греховную пелену и проникают в душу. Наполняют ее духовной радостью, спокойствием, светлой тишиной, вытесняя собой растерянность, суету и тревогу. Сообщают душе все то, что трудно выразимо, но ясно и понятно каждому верующему человеку.

Но батюшка всегда напоминает о том, что утолять духовный глад только лишь поучениями духовника неразумно. А нужно при этом непрестанно самим читать Слово Божие и писания святых отцов. Вникать и врастать в суть духовных слов, которые пишут люди Божии о том, как нужно проводить христианскую жизнь.

Свою задачу он понимает в том, чтобы научить каждого, приходящего к нему, самостоятельно предстоять Богу. Ощущать присутствие Божие всегда и везде. Не только в храме, не только во время совершения молитвенного правила, но каждую минуту. «В духовной жизни нельзя постоянно младенчествовать, а нужно возрастать, крепчать и идти вперед. Падая, но тут же ставая, чтобы продолжить путь», – говорит отец Митрофан.

Основополагающее значение в деле возрождения духовности соотечественников видит в возрождении малой Церкви – православной семьи. «Будет устроять каждый из нас семейную жизнь согласно этому высокому званию, будет стремиться к личной святости, будет воспитывать детей в благочестии и страхе Божием – возродится духовно Россия. Это зависит от каждого из нас. Не надо много об этом рассуждать, надо просто жить с чистой совестью. Ни в чем не оправдывая себя, не укоряя никого, довольствуясь тем, что имеешь. Созидайте, творите. Наполняйте радостью свою жизнь, – призывает пастырь. – Явите своим детям образец благочестия. С раннего детства водите их в церковь, прививайте любовь к богослужению. Учите искренне исповедоваться и с верою Причащаться. Чувствовать сердцем каждый момент Литургии. Учите их с детства пребывать всегда с Богом, во всех нуждах молитвенно обращаться к Нему и благодарить Его за все. И тогда благодать Божия будет пребывать на ваших детях неотступно. А вашим внукам и правнукам будет к кому в монастыри ездить за утешением. Возродится малая Церковь – возродится и монашеское делание. Будут и духовно опытные наставники».

С большой ответственностью советует отец Митрофан молодым подходить к выбору своей второй половины:
– Супружеская жизнь должна проводиться в свете Божием. Выбирая себе жену, должно думать, прежде всего, об исполнении воли Божией. Так как жена посылается от Господа. А мы чаще думаем о нашем телесном сопребывании, забывая о необходимости родства душ. А это фундамент домашней Церкви.

«Я должна быть красивой, хорошей, прекрасной во всем», – рассуждает современная девушка. И в этом видит залог благополучия будущей семейной жизни. Но это не так. В подобных рассуждениях, навязываемых молодым сегодня, нет благоразумия. Они построены на обмане. Не может человек следовать по стопам Божиим, усвоив ложь.

Можно и приняв схиму, не спастись. А можно и в браке спастись. Многое зависит от отношения к дарам Божиим. Сумеем ли мы сохранить воспринятую благодать, будь то в Таинстве брака или же во время монашеского пострига. Спасительно вести себя так, как нам предписывает Святая Церковь, в каком бы звании не находился христианин: монах ли ты, мирянин ли или в священном сане.

Главное для христианина, быть всегда с Богом. Чем чаще мы причащаемся, тем чаще соединяемся со Христом. А это самое главное единение в нашей жизни. Господь никогда не оставляет нас. «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ея» (Мф. 16, 18) – заверяет нас Спаситель. Не отлучайте себя от Церкви.

Как часто причащаться? Лучше чаще. Только нужно готовиться хорошо. Проверяя себя, в вере ли ты, испытывая свое внутреннее устроение. С усердием исполняя посильное молитвенное Правило ко причащению. Искренне принося покаяние в Таинстве исповеди. Для нас немощных даны эти Таинства, чтобы мы очищались и соединялись с Господом. Когда исповедуетесь, помните: «Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое» (Из чинопоследования о исповедании). Это значит, что Сам Господь принимает исповедь. А Он знает наперед все наши грехи. И не стоит стыдиться исповедовать грех. Постыдно Господа обманывать, умалчивая о содеянном. Стыдно грешить, а в покаянии нет ничего позорного. Наоборот, в нем радость соединения с Богом и Церковью. «Примири, и соедини его (кающегося) Святей Твоей Церкви», – молится священник, прежде чем прочитать разрешительную молитву.

Подходя к исповедальному аналою, просите Господа, чтобы он помиловал, даровал осмысление, видение грехов, сподобил покаяться от всего сердца, ничего не утаивая, укрепил бы и подал силы на исправление.

Только Господь знает до конца нас самих, поэтому молитесь вместе с псалмопевцем Давидом: «От тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною» (Пс. 18, 13-14). И Он непременно очистит, остепенит, управит, исправит и направит. Укажет, как правильно выстраивать свою жизнь.

Никогда не унывайте. Если это спасительно, то Господь всегда пошлет по сердцу нашему. А если это не полезно или не своевременно, тогда наше прошение не исполняется. Но это вовсе не значит, что Бог нас не слышит. Господь каждому человеку посылает Свое просветительное действие для укрепления, поддержания на пути духовного делания. Чудо Божие есть в жизни каждого христианина.

Обращайтесь к Владычице нашей Пресвятой Богородице во всяком обстоянии. Она главная Предстательница перед Богом за род человеческий. Она и В скорбех и печалех Утешение, и Нечаянная Радость, и Споручница грешных, и Взыскание погибших.

Молитесь друг за друга. Тогда и врагов своих научитесь любить. А без любви христианин ничто.

Записала Людмила Киндиренко (Фото из личного архива прот. Митрофана)