СЕГОДНЯ

ИСТОРИЯ

ОТДЕЛЫ СЕМИНАРИЯ СПРАВОЧНИК

ВОРОНЕЖСКАЯ ЕПАРХИЯ В 1945-1954 ГОДАХ

15 сентября 1945г. в Воронеж прибыл новый архиерей, епископ Иосиф, 9 сентября того же года рукоположенный в сан епископа Воронежского и Острогожского. Трудами его предшественников, епископов Ионы и Питирима епархия была вполне благоустроена. Он, продолжая дело епископа Ионы и используя все возможности того времени, привел ее к достойному состоянию.

С первых же дней своей святительской деятельности епископ Иосиф приступил к активной работе. До конца 1945г. во всех храмах было введено в действие "Положение об управлении РПЦ", проведены две епархиальные ревизии (в Алексеевке и Богучаре). Был образован новый благочинный округ √ Буденовский, и открыты четыре новых прихода. В связи с окончанием войны появилась возможность оставлять больше средств на церковные нужды. При этом делались специальные отчисления на восстановление городов и сел, на лечение раненых и инвалидов войны, детям сиротам и детским учреждениям.

Сбылось давнее желание иметь в Липецке и Воронеже по два храма. В Липецке начала действовать Преображенская церковь. В Воронеже в октябре 1946г. открылась Отроженская Казанская церковь, закрытая в 1936г. после ареста священника. После неоднократных настойчивых требований верующих в мае 1948г. был возвращен верующим Покровский храм. Трапезная часть храма была срочно отремонтирована и 14 октября того же года при большом стечении народа был освящен придел в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы. В этот храм тогда же была перенесена из Никольского собора архиерейская кафедра. С тех пор Покровский собор является кафедральным собором Воронежской епархии. В начале октября 1951г. были закончены все строительные работы по восстановлению собора. 7 октября владыкой Иосифом в сослужении 14 священников было совершено его освящение. 26 ноября 1946г. в епархии с благословения Патриарха прошли торжественные богослужения по случаю пятидесятилетнего юбилея пастырского служения владыки Иосифа. 4 сентября 1946г. епархиальным управлением было возбуждено ходатайство к гражданским властям через Святейшего Патриарха о возвращении верующим, находящихся в музее, мощей Св. Митрофана, первого епископа Воронежского. 17 июня 1947г. ходатайство было повторено, но разрешения властей на возвращение Великой Святыни не было дано. При всем этом 6 лет спустя в декабре 1953г. в епархии по благословению Патриарха Алексия торжественно отмечался 250-летний юбилей Святителя Митрофана (почил в Бозе 23 ноября 1703г.). В 1946г. произошло еще одно важное событие епархиальной жизни. Впервые за долгие годы епархия издала книжку. Это была брошюра для церквей епархии "Инструкция по учету церковных средств", тиражом в 300 экземпляров.

В 1946г. были открыты 22 новых прихода. Таким образом, число действующих храмов в епархии достигло 125. Был образован еще один благочинный округ √ Липецкий. 28 декабря 1946г. указанием Патриархии была определена форма епархиального годового отчета. Вся епархиальная жизнь с тех пор строго учитывалась: количество приходов, духовенства, их финансовое состояние, хозяйственная деятельность и т.п. Указанием было определено, что отчеты обязательно заслушиваются на собрании благочинных. В 1947г. было проведено два съезда благочинных: 16 февраля и 17 июля. На первом был заслушан отчет за 1946г., на втором √ полугодовой отчет 1947г. В последствии съезды благочинных проводились достаточно регулярно. В течении 1947г. епископ Иосиф посетил 26 церквей епархии: в Борисоглебске, Боброве, Острогожске и других населенных пунктах. В неурожайный 1947г. было открыто всего лишь 6 новых храмов. Доходность церквей заметно снизилась. Но, по словам епископа Иосифа, необходимость открытия церквей чувствовалась, и штат духовенства не остался бы без дела и доходов. В 1947г. был образован Бутурлиновский благочинный округ. Храмы по благочиниям распределялись следующим образом. В Алексеевском благочинии √ 16 храмов, Буденовском √ 14, Бутурлиновсокм √ 10, Борисоглебском √ 16, Воронежском √ 18, Землянском √ 14, Липецком √ 8, Острогожском √ 20, Россошанском √ 15, всего 131 храм. В 1948г. в епархии было открыто еще два храма. Самым важным событием в жизни епархии в 1948г. была уже упомянутая передача верующим здания Покровского храма. Основной причиной для возвращения этой церкви послужила "перегруженность" Никольского собора. В дни Святой Пасхи, в праздник Крещения и другие наблюдалось большое скопление народа: храм, вся близлежащая территория, улицы на прилегающих к церкви холмах были переполнены молящимися. Дабы впредь не допускать такого "не порядка", власти передали верующим вместительный Покровский храм.

В 1949г. в епархии была закрыта первая церковь, но ненадолго. В церкви г.Бутурлиновки сменился состав "двадцатки". Новую "двадцатку" горсовет не зарегистрировал, из-за, якобы, имевшего место нарушения договора √ не полного объема произведенного ремонта. 27 мая 1949г. церковь была закрыта. Открылась она 26 декабря того же года после обращения верующих к Председателю Совета по делам РПЦ при СМ СССР Г.Г. Карпову при посредничестве Святейшего Патриарха. В сентябре 1949г. облисполком обратился к общинам верующих некоторых сел с просьбой временно уступить здание храма или часть его под засыпку зерна, по договору до 1 января 1950г. зерном были засыпаны 17 храмов епархии.

21 декабря 1949г. во всех церквах епархии были отслужены торжественные литургии и благодарственные молебны с провозглашением многолетия по случаю 70-летнего юбилея вождя Иосифа Виссарионовича Сталина. В конце того же года закрыли церковь в хуторе Осьмакове Алексеевского района "ввиду крайней ветхости". В 1950г. была закрыта еще одна церковь √ в селе Алейниково Алексеевского района. В следующем году закрыта церковь села Верхняя Сосна Буденовского района, по причине "маломощности".

В 1950г. в Центрально-Черноземных областях распространились слухи о "ближайшей кончине мира■. В связи с этим 8 сентября 1950г. по епархии было дано указание священникам "... вследствие слухов о кончине мира, смущающих покой верующих и отрывающих их от повседневных работ... срочно принять меры воздействия, путем проведения в храме бесед с верующими, дабы в корне пресечь это нездоровое явление в церковной жизни." Необходимо отметить, что к 1950г. относится некоторое "похолодание" в отношениях органов местной власти и Церкви. Новые храмы уже не открывались, наоборот, их число медленно начало уменьшаться. Появилось больше проблем с организацией Крестных ходов, служб священников на дому. Всякая деятельность вне церковных стен, исключая кладбище, стала запрещаться. Власти стали бороться с "излишним" проявлением религиозности населения. Так в Спасской пещерной церкви села Костомарова в послевоенные годы жил некий юродивый, называемы в народе Андрюша. Выполнял он при церкви всякую "черную" работу и состоял сторожем. Был он, по отзывам очевидцев, "трудолюбив, чрезвычайно религиозен, совершенно бескорыстен и не стяжателен: радел для церковного благолепия, не просил зарплаты, питался подаяниями прихожан. Избытки пищи и одежды он безвозмездно передавал нуждающимся верующим. Андрюша, как считали, провидел скрытое и многое возвещал приходящим людям. Летом 1951г. он стал рыть колодец на высокой меловой горе. В народе распространился слух, что вода этого колодца будет живоносной и чудодейственной. Власти, прознавшие о происходящем в церкви с. Костомарова, решили такие "безобразия" пресечь. Но наряд милиции, посланный для ареста Андрюши, его не обнаружил. Он ушел из Костомарова неизвестно куда. "За связь с юродивым Андрюшей" был лишен регистрации священник Грищенко. Верующие села Костомарова и соседнего с ним Юдина подали в облисполком заявление за подписью 202 человек с просьбой вернуть им батюшку. После некоторого перерыва в Костомарово был назначен другой священник.

Был наказан за "потворство к нецерковной деятельности верующих" и настоятель церкви Рождества Богородицы села Новой Ольшанки протоиерей Михаил Николаевич Тростянский. В июне 1953г. в километре от села обвалилась часть песчаной горы и из этого места потекла чистая и на вкус приятная вода. Жители, близкие к этому метсу, стали брать воду и вскоре заметили, что вода эта имеет чудодейственную целительную силу. Несколько недель спустя, на источнике была явлена икона Божией Матери. Одна 12-летняя девочка, отправившаяся со своей бабушкой на источник, обнаружила неожиданно появившуюся в воде "картонку", взяла ее и показала бабушке. На "картонке" оказалось изображение Владимирской иконы Божией Матери. Икона была старая, но лик Богородицы хорошо сохранился. Икона эта была принесена в храм, где был отслужен молебен. О произошедшем узнали прибывшие на Новоольшанский рынок жители Нижнедевицка и с. Орехова Курской области. С того времени стал регулярно прибывать народ, даже из отдаленных мест, не менее 100 человек каждый день. Исцеление получали, главным образом, кликуши, т.н. "порченные". Многие из них, привозимые к источнику родственниками не могли самостоятельно выпить воды из-за начинавшихся припадков. После купания в озерце живительной воды и ее употребления, беснование проходило и больные переставали кричать. Верующие, приходящие на источник заходили в храм помолиться, поставить свечу перед явленной Иконой. Эта активность не понравилась властям. Они удалил с прихода священника и хотели зарыть источник. Но до сих пор живительная родниковая вода исцеляет страждущих. Эти события происходили летом 1953г уже после смерти И.В. Сталина. 5 марта 1953г. во все храмы епархии было передано указание Патриархии о проведении "молебствий о здравии дорого для всех болящего Иосифа Виссарионовича". Но известие о его болезни поступило слишком поздно. Вечером того же дня И.В. Сталин скончался.

Заметным событием епархиальной жизни 1953г. были богослужения в день Благовещения и под Пасху в Никольском храме совершенные, с благословения Патриарха и разрешения архиепископа Иосифа, епископом Паисием, бывшим настоятелем Никольского собора Алексеем Павловичем Образцовым. Епископ Паисий по болезни ушел на покой и поселился в г.Воронеже.

Летом 1953г. началась расчистка местности и рытье котлованов для постройки здания Университета, на территории бывшего Митрофановского монастыря. Епархиальное управление ходатайствовало перед властями о перезахоронении покоившихся там останков владык, "в прежние времена трудившихся на Воронежской кафедре". 16 июня того же года в облисполком обратилась Лариса Иосифовна Смирницкая со следующим заявлением: "В 1846г. скончался брат моего дедушки архиепископ Антоний Смирницкий, похороненный в бывшем Митрофановском монастыре, ... в связи с началом работ по постройке здания университета... прошу поддержать ходатайство епархии о перезахоронении гроба с останками моего дедушки в ограду Покровского кафедрального собора". Останки почитаемого верующими владыки Антония были перенесены на Коминтерновское кладбище г.Воронежа, а в 1993г. захоронены в Алексеевском Акатовом монастыре.

Журнал Московской Патриархии в разделе "Хроника" иногда помещал сообщения из Воронежской епархии тех лет. Например, сообщалось, что "в селе Давыдовка, после капитального ремонта Казанской церкви, при котором были сооружены новый престол и иконостас, в воскресенье 26 октября 1952г. Преосвященным Иосифом, архиепископом Воронежским и Острогожским, было совершено освящение престола и храма. Невзирая на дождь и осеннюю распутицу, храм был полон молящимися."

В 1954г. изменились внешние границы Воронежской области. Из 85 административных районов 35 перешли во вновь образованные Белгородскую, Балашовскую, Липецкую и Каменскую области. В силу этого резко сократилось число храмов в Воронежской области, их стало 89. Но в ведение Воронежской епархии перешла Липецкая область со старинными духовными центрами Задонском, Ельцом и Лебедянью. С 1954г. Воронежские архиереи стали носить титул "епископ Воронежский и Липецкий".
  

Н.САПЕЛКИН