СЕГОДНЯ

ИСТОРИЯ

ОТДЕЛЫ СЕМИНАРИЯ СПРАВОЧНИК

КАДРЫ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ ЕПАРХИИ

Изучая положение РПЦ в Воронежской области, нельзя ограничиться одними лишь вопросами восстановления внешней церковной жизни - возобновление епархии, открытие приходов, налаживание хозяйственной деятельности - без рассмотрения вопроса о священнослужителях. За каждым делом, каждым событием епархиальной жизни стояли люди, получившие благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой. Они управляли церковными делами и наставляли прихожан в истинах христианской веры и благочестии. Священнослужители разделяются на три чина: епископов, священников и диаконов.

Епископы составляют высший чин в Церкви. Их называют еще архиереями, то есть начальниками иереев (священников). Все архиереи по степени священства равны между собой. Однако разделяются они на епископов, архиепископов и митрополитов. Епископ - глава церковно-административной единицы епархии. Титул архиепископа присваивается епископам в качестве награды за заслуги перед Церковью. Митрополит - высший церковный титул в православной иерархии, второй после Патриарха. Светом архиерейского достоинства Воронежский край озарился в 1682г., когда на учрежденную Воронежскую кафедру был поставлен Святитель Митрофан. За истекшие три века внешняя обстановка епископского служения была разнообразной. До 1917г. епископы были в почете, богатстве, пользовались обширными гражданскими правами. В первые десятилетия советской власти они находились в полном бесправии, нищете и гонениях. Но внешние причины не изменили сути епископского служения √ "отречение от себя, от своих привычек и удобств, от своего самолюбия, готовность пожертвовать собой, своей жизнью ради Церкви Христовой, ради духовного благополучия ее стада". Удел архипастырского служения в советское время был очень тяжел, многие приняли мученический венец за неповедание веры. Подкрепим эти слова примерами из жизни Воронежских владык.

Архиепископ Тихон (Никаноров) был повешен революционными бандитами, во время совершения богослужения на Царских вратах в храме Митрофановского монастыря, на третий день Рождества Христова 1920г. Его приемник архиепископ Тихон, бывший Курский, уклонился в обновленческий раскол. В 1923г. по благословению Патриарха Тихона Православную Церковь епархии возглавил епископ Острогожский Владимир, викарий Воронежской епархии. Престарелого и немощного Владыку Владимира (в 1923г. ему исполнилось 83 года) власти держали под домашним арестом. После смерти Владыки в январе 1926г., в управление епархией вступил архиепископ Петр (Зайцев), но не надолго. В ноябре 1926г. владыку арестовали за "антисоветскую агитацию и контрреволюционную деятельность" и некоторое время спустя отправляют в Соловецкое заточение. Епархией в это время временно управляли: с ноября 1926г. по март 1927г. митрополит Харьковский Нафанаил, с марта 1927г. по январь 1928г. епископ Уразовский Алексей (Буй) - в 1929г. арестованный и препровожденный на Соловки, с февраля по октябрь 1928г. епископ Егорьевский Павел (Гальковский) и с октября1928г. по апрель 1929г. епископ Макарий, также арестованный и осужденный. Когда стало известно, что в Соловецком заточении скончался владыка Петр (Зверев) (25 января 1929г.), на самостоятельную Воронежскую кафедру был поставлен Архиепископ Захария (Лобов). Шесть лет длилось святительское служение владыки Захария в епархии. В мае 1935г. он был арестован и осужден "за антисоветскую деятельность" на пять лет лагерей. Следующий архиерей - Петр (Соколов) - пробыл на кафедре ровно год. После его ареста в октябре 1936г. Воронежская кафедра оставалась "вдовствующей", то есть не замещенной до марта 1944г. 19 марта 1944г. Патриархом Московским и всея Руси Сергием в епископа Воронежского и Острогожского был рукоположен Иона (Орлов).

9 апреля того же года новый владыка прибыл к месту своего служения в г.Воронеж. На плечи епископа Ионы легли заботы по восстановлению церковно-административного устройства епархии, наведению канонического порядка. За труды на ниве церковной Владыка Иона был награжден в феврале 1945г. саном архиепископа. С сентября 1945г., в течении пятнадцати лет, епархией управлял епископ Иосиф (Орехов).

Священники (иереи) составляют второй священный чин после епископа. Они самостоятельно проводят богослужения и совершают все таинства (кроме священства). Диаконы - низший священный чин. Они прислуживают священникам при богослужении и совершении таинств, но сами совершать их не могут.

На кануне революции в епархии было 1275 действующих священников и 295 диаконов. Мы располагаем сведениями о числе священнослужителей епархии начиная с 1 октября 1944г. На это время насчитывалось 99 священников и 17 диаконов. В последующие годы число священнослужителей увеличивалось. Откуда же брались священники? Ведь духовных учебных заведений в епархии не было. Прежде всего к служению возвращались те, кто не по своей воле оставил его в 30-е годы. Совершались новые рукоположения. Наиболее достойные и способные псаломщики производились в диаконы. Из диаконов шло пополнение священников. Для наглядности мы свели данные о церковном стаже священнослужителей епархии за 1946г. в таблицу 1, из которой хорошо видно движение кадров священнослужителей:

Из таблицы видно, что со времени назначения на Воронежскую кафедру епископа Ионы, с апреля 1944г по октябрь 1946г. произведено было 33 рукоположения в священники и диаконы. Больше других в числе священнослужителей было лиц со стажем церковной службы 20-30 лет. Большое их число объясняется тем, что в 1917-1918гг. состоялись ускоренные выпуски в двух семинариях и двух духовных училищах епархии. Наиболее достойные из 1500 учащихся были произведены в священники и диаконы. Эта же таблица свидетельствует, что не менее 45 священнослужителей были с дореволюционным рукоположением, т.е. в 1946г. им было 60 лет и более. По возрасту священнослужители разделялись так: старше 70 лет - 13% от общего числа священнослужителей, от 60 до 70 лет - 35%, до 60 лет - 52% (данные на октябрь 1946г). По данным на январь 1947г. о времени рукоположения одних только священников получается такая картина:

Таким образом, не менее половины священников имели специальное богословское образование. С 1919г., как известно, духовных учебных заведений в епархии не было. Данные об уровне образования священников выглядят следующим образом:

На вопрос, откуда брались кадры священнослужителей, мы ответили. Но возникает еще один: куда исчезла остальная часть духовенства. До революции, как уже упоминалось, их было 1570 человек. В 20-30-е годы рукоположения в священнослужителей совершались. А к 1947г. действовавших священнослужителей было только около 200 человек. Объяснения этому могут быть следующие. Прежде всего естественная смерть, т.к. все они были людьми в возрасте; какая-то их часть сложила с себя священный сан, под натиском атеистической пропаганды и судебного преследования. Иные не признали Патриаршей церкви и перешли в разряд "неофициальных" т.е. исполнителей. В годы репрессий 114 православных пастырей было растреляно. Многие священнослужители вынуждены были искать гражданскую работу, т.к. храмы были закрыты. Вот несколько примеров. Протоиерей М.Овечкин в 1937г. оставил пастырское служение из-за отсутствия действующих храмов. Перед самой войной устроился на должность бухгалтера подсобного хозяйства 7 инфекционной больницы г.Воронежа. В 1943г. возобновил служение в церкви. Протоиерей И.Брусов перед войной работал бухгалтером поликлиники г.Россошь. С 1942г. вернулся к исполнению пастырских обязанностей. Священник А.Кесаревский перед войной работал бухгалтером, жил в г.Воронеже. В 1942г. вернулся к священнослужению. Это были те священники, которые в 40-е годы вернулись к службе в церкви. Но и были и такие, кто остался на гражданской работе, несмотря на предложения епархиального руководства вернуться к священнослужению. Остались на гражданской работе три священника в г.Борисоглебске, двое из них работали почтальонами, один вальщиком. В г.Усмань два священника работали статистами. Многие священнослужители не могли вернуться к своим обязанностям по немощи и преклонному возрасту, они оставались за штатом.

Священнослужители епархии, в целом, соответствовали своему назначению пастырей "стада Христова". Но, к сожалению, среди них иногда находились нарушители дисциплины и благочестия. Основными бедами здесь были злоупотребление спиртным и курение табака. Епископ Иона видел причины нарушения в следующем: "Истекшие годы церковного нестроения оставили некоторый отпечаток - поколебалась этика, пошатнулось религиозно-нравственное поведение их, некоторые из священнослужителей допускают нетрезвое поведение с вытекающими отсюда последствиями. За 1944г. за нетрезвое поведение были удалены с приходов два священника." В 1945г. определением архиепископа Питирима, священник церкви с.Давыдовка, вступивший во второй брак, "согласно 17 правилу Святых Апостолов исторгнут из священного сана". В том же году был подвергнут наказанию диакон Успенской церкви г.Усмань, который "на требы ходил по выбору, преимущественно в дома, где приготовлено угощение с возлияниями... После литургии уходил для табакокурения." За оскорбление личности благочинного в присутствии епископа на священника Никольской церкви г.Землянска была наложена епитимья - двухнедельное клиросное послушание при Кафедральном соборе. Других случаев нарушения дисциплины в 1945г. не было. И в последующие годы эти случаи были единичными. В целом, дисциплина священнослужителей епархии стояла на должной высоте.

Вопрос с кадрами священнослужителей в 40-50-е годы стоял остро. Его остроту могли бы снять богословско-пастырские курсы, но открыть их не представлялось возможным из-за отсутствия необходимых помещений в г.Воронеже, разрушенном оккупантами. Да и власти не приветствовали их открытие. В 1947г. епархиальное управление планировало открыть духовную семинарию, разместив ее в епархиальном доме по ул.Бехтерева, 38. Однако, разрешения властей на открытие учебного заведения не последовало и у самой Церкви не хватало сил и средств на содержание и обучение семинаристов. В феврале 1947г. учреждена была стипендия от Воронежской епархии в Московской духовной академии размером 8400р. в год, с тем, чтобы впоследствии стипендиаты прибывали на служение в Воронежскую епархию. Некоторые священнослужители проходили заочное обучение в духовных учебных заведениях Московской Патриархии.

Кадровый вопрос каким-то образом решался, однако молодых священнослужителей приходило мало. Средний возраст духовенства епархии составлял 50-60 лет. Возраст и физические немощи составляли определенную трудность в служении. Сказывался и не всегда налаженный быт, лишения послевоенного времени и необходимость регулирования своего положения в обществе.
  

Н.САПЕЛКИН