СЕГОДНЯ

ИСТОРИЯ

ОТДЕЛЫ СЕМИНАРИЯ СПРАВОЧНИК

ПЛАМЯ ЦЕРКОВНОЙ СМУТЫ

Истоки течения, получившего позднее название обновленчества, исходят из предреволюционных лет, когда некоторые представители интеллигенции всерьез вознамерились приспособить христианство к своим собственным вкусам и потребностям, принялись "улучшать" Православие, делать его более "привлекательным". Подобные стремления были сочувственно встречены некоторой частью духовенства. После февральской революции это течение организованно оформилось во Всероссийский союз демократического духовенства и мирян. Это была весьма малочисленная группа. Однако после октября 1917 г. она получила широкую известность в стране благодаря большевистской поддержке. Сегодня в распоряжении историков имеются документы ГПУ и ЦК ВКП (б), подтверждающие организационную и руководящую роль этих учреждений в инициировании и осуществлении обновленческого раскола.

Обновленцы пошли на открытый раскол в мае 1922г., сразу же после ареста Патриарха Тихона. При содействии властей заправилы "церковной оппозиции" пытались "похитить" высшую Церковную власть у законных канонических иерархов. Они объявили себя высшим церковным управлением и поспешили извергнуть из сана сразу восемьдесят архиереев, активно стоящих на стороне Патриарха.

С 1921года чекисты вели систематическую "обработку" воронежского архипастыря, с тем, чтобы он поддержал группу "прогрессивного столичного" духовенства.

Большую "помощь" им оказали известные воронежские протоиреи Петр Сергеев и Тихон Попов, без их советов владыка Тихон не принимал ни одного решения. Являясь противниками Патриаршей власти в Церкви, они подтолкнули архиепископа Тихона к осуждению Патриарха, после ареста последнего. Большевики тогда объявили, что Патриарх Тихон сложил с себя сан и что в церкви теперь устанавливается коллегиальное руководство. В атмосфере всеобщей растерянности, при отсутствии истинной информации о Патриархе, попасть в умело расставленные работниками ГПУ и группой "прогрессивного духовенства" сети было несложно. В июне 1922 года воронежские чекисты рапортовали губернскому комитету партии: "В связи с последними директивами ОГПУ в области духовенства мы обратили энергичное внимание на эту область нашей работы... Мы решили взять быка за рога и к работе привлечь архиепископа Тихона. Главная задача возлагалась на наших двух осведомов.... На собрании духовенства наш осведом председательствовал и благодаря ловкому и дипломатичному поведению отлично сглаживал все острые вопросы.... В непродолжительном времени надеемся получить богатые результаты нашей работы". На упоминаемом собрании духовенства, состоявшемся 22 мая, было принято решение: "... приостановить возглашение при богослужении имени Патриарха, как оставившего свою должность; принять неотложные меры для работы по созыву собора".

Пока Предстоятель Русской Церкви в ожидании суда находился под арестом, обновленцы созвали "церковный собор". "Собор" пропел "многие лета" советскому правительству, направил приветствие Ленину - "борцу за великую социальную истину" и, в отсутствие Патриарха, учинил над ним судилище, "лишив" его сана и монашеского чина. Другими своими решениями псевдо - собор санкционировал принцип брачности епископа и возможность второбрачия для священнослужителей, не признал святости мощей и одобрил ликвидацию монастырей.

Эти решения открыли подлинное лицо новой "церковной власти". Однако Тихоном Василевским идеи обновленцев были поддержаны. В марте 1923 года он был пожалован от них титулом Митрополита Киевского. А на Воронежскую обновленческую кафедру был возведен брачный епископ Петр Сергеев. Основная масса верующих не приняла лжеепископа и стала объединяться вокруг викарного архиерея Владимира (Шимковича). Церковная дисциплина не позволяла епископу Владимиру прямо заявить о своем неповиновении епархиальному архиерею. Последовавшее вскоре освобождение Патриарха Тихона позволило наконец то уяснить, кто в Русской Церкви обладает высшей властью. В своем послании от 15 июля 1923 года Патриарх разъяснил всю лживость и не каноничность обновленческих деяний.

В августе 1923 года по благословению Патриарха Тихона православные приходы Воронежской епархии возглавил епископ Владимир (Шимкович). Под его омофор стали переходить избавившиеся от обновленческого наваждения духовенство и миряне. Видя, что лжеепископ Петр почитается среди верующих "как злохитрый отступник", лидеры обновленцев возвращают в Воронеж Тихона Василевского. Тогда же органы ГПУ принимают решение об аресте владыки Владимира - "дряхлого старика и отъявленного монархиста". Из-за преклонного возраста, а ему тогда шел 85-год, епископа Владимира содержат под домашним арестом. Бескомпромиссная борьба владыки Владимира с обновленцами приносила свои плоды - один за другим приходы возвращались в лоно Православной церкви. За большие труды по установлению церковного мира владыка Владимир в августе 1925 года был возведен в сан митрополита. Но великие труды на ниве церковной сократили дни земной жизни маститого старца - он скончался в канун праздника Рождества Христова 1926 года в возрасте 86 лет. Сменивший его на Воронежской кафедре архиепископ Петр (Зверев), глубоко уважавший почившего владыку дал очень точную характеристику ему: "Слабый телом, но крепкий духом, твердый и непоколебимый столп Православной нашей веры".

Православное духовенство и верующие обратились к архиепископу Петру (Звереву), прибывшему в Воронеж на похороны владыки Владимира с просьбой "занять вакантную ныне кафедру архиепископа Воронежского и Задонского". "Видя в единодушном избрании меня глас Божий, не дерзаю отказаться и изъявляю свое полное согласие на занятие Воронежской кафедры" - таков был ответ владыки Петра, такова была воля Священноначалия Русской Церкви.

Своего нового архиерея воронежцы очень любили. Во время его богослужений храмы всегда были переполнены молящимися. Он всегда был в окружении верующих, толпы народа сопровождали его по пути из храма, группа рабочих охраняла покой владыки, дежуря возле дома. За короткий период святительской деятельности, архиепископа Петра около семисот приходов епархии были воссоединены с Православной Церковью. Священники, по недоразумению или "страха ради иудейска" попавшие к обновленцам, после понесенного покаяния принимались в лоно Церкви. Возмущенные его деятельность обновленцы клеветали на архипастыря. Воронежское ГПУ также было обеспокоено активностью владыки. В ноябре 1926 года архиепископ Петр был арестован и препровожден в Москву. Православные приходы в епархии в это время возглавил викарный епископ Острогожский Синезий (Зарубин). Когда стало известно, что владыка Петр за "антисоветскую агитацию и контрреволюционную деятельность" осужден на 10 лет Соловецкого заточения, временное управление Воронежской епархией было поручено митрополиту Нафанаилу (Троицкому), только что вернувшемуся с Соловков. Вскоре из-за слабости здоровья владыка Нафанаил просит уволить его на покой. С июня 1927 года в управление епархией вступает викарный епископ Уразовский Алексий (Буй).

В 1926 году в Воронежскую епархию проникли зерна григорианского раскола. История его возникновения такова.

Видя нарастающий кризис обновленчества, власти стремились вызвать раскол среди сторонников Патриарха. События развивались по сценарию, как нельзя более соответствующему этой идее.

7 апреля 1925 г. почил в Бозе Патриарх Тихон. Бразды церковного правления, согласно патриаршему завещанию, принял митрополит Крутицкий Петр (Полянский). Владыка Петр также не был угоден большевистскому режиму. Через несколько месяцев после его вступления в должность Патриаршего местоблюстителя, антирелигиозная комиссия при ЦК ВКП (б) под руководством Е. Ярославского решила "ускорить проведение раскола среди тихоновцев, в целях разоблачения поместить в "Известиях" ряд статей, компрометирующих Петра, поручить ОГПУ начать против него следствие". Одновременно ГПУ стало подыскивать среди православных архиереев такого, который согласился бы захватить церковную власть и быть послушным орудием в их руках. Таким человеком оказался архиепископ Екатеринбургский Григорий (Яцковский), которому обещали поддержку при регистрации нового церковного управления. В декабре 1925 года был арестован митрополит Петр. В качестве исполняющего обязанности Патриаршего местоблюстителя в управление Русской церковью, согласно распоряжению владыки Петра, вступил митрополит Нижегородский Сергий (Старгородский)

Арест главы Церкви развязал руки раскольникам. Девять архиереев во главе с Григорием, собравшись в Донском монастыре г. Москвы, объявили о создании Высшего временного церковного совета (ВВЦС) для управления Православной церковью. Формальным поводом к расколу явилось якобы допущенное нарушение церковной соборности единоличным управлением митрополита Петра и единоличной передачей им управления своему заместителю митрополиту Сергию. Заявляя, что Церковь лишена соборного управления, эта группа объявила о своем стремлении восстановить соборность. В январе 199926 г. ВВЦС был зарегистрирован в наркомюсте и беспрепятственно приступил к легальной церковной деятельности на территории СССР.

О деяниях архиепископа Григория и его единомышленников, законный глава Церкви митрополит Сергий узнал из газет. Недоумевая, владыка обратился к лидеру раскольников с письмом. Он просил объяснить, намерен ли ВВЦС "образовать отдельную от Православной Церкви религиозную группу или же отмежевания не предполагается. Если последнее, то в каких отношениях предполагается стать к законной иерархии". Архиепископ Григорий ответил, что они не отделятся от церкви, а берут на себя управление ею. После этого митрополит Сергий наложил на раскольников запрещение в священнослужении, которое подтвердил и владыка Петр. Однако они не признали решения канонической власти и стали создавать структуру, параллельную Московской Патриархии, с собственной иерархией. Раскол этот, получивший название григорианского, внес еще большую путаницу в церковную жизнь.

В конце 1926 года григорианские приходы на территории Воронежской губернии были объединены в епархию. Возглавил ее бывший епископ Уразовский Митрофан (Русинов) с титулом епископа Острогожского и Валуйского. Спустя пять лет воронежских григорианцев возглавил Иероним, называвшийся "епископ Воронежский и Задонский". Вскоре его сменил "митрополит" Виссарион. В 1933- 1937 годах григорианскими приходами управлял "архиепископ" Евлогий. Церковные общины становились на сторону григориан лишь по незнанию дела. Они не могли уяснить, кто же в Русской Церкви является носителем Высшей канонической власти. И по простоте сердца посещали те храмы, где совершались богослужения, не вдаваясь в канонические тонкости.

Середина двадцатых годов была сложным временем для Церкви, когда по словам Митрополита Сергия: "расстройство церковных дел дошло до последнего предела и церковный корабль почти не имел управления. Центр был мало осведомлен о жизни епархий, а епархии лишь по слухам знали о центре. Были епархии и приходы, которые, блуждая среди неосведомленности, жили отдельной жизнью, не зная, за кем идти, чтобы сохранить православие". Для исправления такого положения необходимо было прежде всего "утвердить Церковь на прочном фундаменте гражданской законности" - деятельность Православной церкви все еще не была легализована властями предержащими. Не признанная государством, она не могла нормально устроить свою внутреннюю жизнь. Митрополит Сергий понимал, что находящуюся в бесправном положении Русскую церковь либо растерзают раскольники, либо, уйдя в подполье, она превратится в сектантские общества и поэтому твердо стал на путь легализации церковной деятельности. Эта нелегкая задача была решена в июне 1927 г., когда заместитель Патриаршего местоблюстителя и созданный при нем Временный Священный Синод получили право беспрепятственной деятельности по устроению церковной жизни.

Тогда же было обнародовано Послание пастырям и пастве, более известное как "Декларация митрополита Сергия о лояльности". В нем говорилось, что "для христиан нет случайностей, следовательно, советский режим существует по воле Божией и было бы безумием бороться с режимом или жить так, как если бы ничего не произошло".

Отдельная группа архиереев, духовенства и мирян, считавших советский режим царством антихриста и усмотревшим в Декларации подчинение Божьего "кесареви", порвала литургические связи с Патриаршей Церковью, образовав раскольническое движение, именуемое в церковной истории как "иосифлянство", названное так по имени митрополита Иосифа (Петровых), которого большинство отпавших иерархов и священников избрало своим духовным руководителем.

В январе 1928 года временно управляющий Воронежской епархией епископ Алексий (Буй) присоединился к иосифлянскому расколу. Определением митрополита Сергия епископ Алексий за церковную смуту был освобожден от управления епархией и уволен на покой с запрещением в священнослужении. Вскоре он был арестован, и остаток его жизни прошел в тюрьмах. Временное управление Воронежской епархией было поручено с февраля 1928 года вернувшемуся из ссылки епископу Егорьевскому Павлу (Гальковскому). Епископ Павел и сменивший его в апреле 1929 года епископ Муромский Макарий (Звездов) разъясняли Воронежской пастве пагубность буевского раскола и не дали разгореться пламени церковной смуты.

Последователи "мятежного епископа", именующие себя буевцами, оказались наиболее непримиримыми борцами с Патриаршей церковью и безбожной властью. В начале 30-х годов против буевцев прошли два судебных процесса. Число буевцев следователями определялось до полутора тысяч человек. Более ста из них были осуждены за "антисоветскую, антиколхозную" деятельность на разные срок лишения свободы, нескольких расстреляли. Сам Алексей Буй был расстрелян в 1937 году

Н.САПЕЛКИН