СЕГОДНЯ

ИСТОРИЯ

ОТДЕЛЫ СЕМИНАРИЯ СПРАВОЧНИК

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ЕПАРХИИ

За десятилетие воинствующего безбожия (1929-1940) Воронежская епархия как церковно-административное объединение практически прекратила свое существование. С 1936г. в ней не было правящего архиерея, а число действующих храмов резко сократилось. Так, на 1 января 1917г. в Воронежской губернии было 1128 храмов, из них 13 соборов, 1014 приходских, 54 монастырских, 14 кладбищенских, 433 домовых церкви. Еще 63 церкви строились, из них 15 начали действовать к концу 1917г. В 1922г. действовало около 950 храмов. Десять лет спустя, в 1933г., действующих храмов было не более 200. На 1 января 1939г. в области оставалось 16 действующих храмов. К началу Великой Отечественной войны в области функционировали всего лишь две церкви: в с. Лесное Уколово (ныне Белгородской области) и с. Терновое (ныне Острогожского района Воронежской области). За отсутствием архиерея приходы подчинялись непосредственно Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Сергию.

С началом Великой Отечественной войны ситуация изменилась в лучшую сторону. Война создала широкую общую платформу для Церкви и государства. Митрополит Сергий призвал верующих на "священную войну с Гитлером... за христианскую цивилизацию, за свободу совести и религии" и благословил православных на защиту Родины. Государство перестало чинить препятствия Церкви. Началось открытие храмов.

В изданном в 1957г. в Джорданвилле (США) втором томе собрания М.Польского "О Новых Мучениках Российских" утверждается, со ссылкой на очевидцев, что весной 1942г. в г.Воронеже открыт был храм св. Троицы "очень маленькая церковь". "Утварь власти выдали из антирелигиозного музея. Священник нашелся из НКВД, но не надолго: 7 июля пришли немцы". Сведения автора не соответствуют действительности, события протекали несколько иначе. 5 февраля 1942г. митрополит Сергий благословил возобновление богослужений в Никольском храме г.Воронежа и определил настоятелем в него протоиерея Павла Беляева. 13 февраля 1942г. в храме прошло первое богослужение. Храм всегда был переполнен молящимися и причастниками. В апреле 1942г. впервые за последние годы в городе прошли Пасхальные службы (последний православный храм в городе √ Успенская церковь √ был закрыт в феврале 1940г.). На Пасхальной заутрене было оглашено послание митрополита Сергея, в котором он раскрыл антихристианскую сущность нацистской идеологии: "Праздник Пасхи празднуем мы, а небо над нами все еще покрыто тучами. Но тьма не победит света, хотя бы и на время заслоняло его. Тем более не победить фашистам, возымевшим дерзость вместо Креста Христова признать своим знаменем языческую свастику... Не свастика, а Крест призван возглавить христианскую нашу культуру, наше христианское "жительство". В фашистской Германии утверждают, что христианство не удалось и для будущего мирового прогресса не годиться. Значит, Германия... должна забыть Христа и идти новым путем. За эти безумные слова да поразит Праведный Судия и Гитлера и всех соумышленников его".10 Возобновились богослужения и в Знаменской церкви г.Борисоглебска и Христо-Рождественской церкви п.Анна.

В начале июля 1942г., прорвав оборону советских войск, полчища гитлеровцев ворвались в пределы Воронежской области. 7 июля оккупанты вторглись в г.Воронеж и овладели правобережной его частью. 6 июля 1942г. протоиерей Павел Беляев был эвакуирован в г.Борисоглебск, где с 1 ноября 1942г. по 1 августа 1943г. был настоятелем Знаменской церкви. Служивший вместе с о.Павлом в Никольском храме о.Иван Поворинский остался в оккупированном городе. Он взял на себя ходатайство перед немецким командованием о разрешении богослужений в храме, на что получил от них согласие. Службы под несмолкаемым обстрелом, под взрывами бомб продолжались до 31 июля, когда церковь была закрыта немцами.

Вместе с Поворинским в храме служил священник А.Я. Кесаревский. 1 августа он получил в комендатуре пропуск и разрешение на вынос богослужебных предметов из храма. Кесаревский взял из церкви Антиминс, Св. Дары, Св. Миро, напрестольное Евангелие, Крест, служебник, требник, не оставив не одной святыни фашистам на поругание. Все это А.Я. Кесаревский употребил при служении в селе Ст. Никольском Хохольского района, где после эвакуации из г.Воронежа стал служить священником в местной церкви.

Церковь с. Ст.Никольское была открыта самочинно, без благословения церковной иерархии, с дозволения оккупационных властей. Немцы не препятствовали открытию храмов на оккупационных территориях СССР. В своих пропагандистских обращениях к русскому народу гитлеровцы, спекулируя на печальных события 30-х годов, пытались предстать в облике защитников религии. Но эта демагогия не ввела в заблуждение духовенство и верующих, которые отвергли всякие предложения о молитвах за немецкие власти.

На оккупированной территории Воронежской области (в оккупации находилось практически все Донское правобережье, 30 административных районов полностью и 5 частично) за шесть месяцев было открыто 36 храмов: в Землянске, Нов.Ольшанке, Кантемировке, Острогожске, Репьевке, Ольховатке, Нижнедевицке, Богучаре и других населенных пунктах. Храмы открывались также самочинно. Священники приступали к богослужению без благословения архиерея. В большинстве из населенных пунктов, где открывались церкви, жили заштатные священники. Они служили в церквах до их закрытия, а затем многие из них перешли на гражданскую работу. В годы войны по просьбам верующих они возобновляли священнослужение. Не возражая против стихийного массового открытия церквей, немецкие власти препятствовали воссозданию церковно-иерархических отношений. Объявив, что религиозные объединения (приход) являются автономными, они тем самым пытались не допустить возрождения единой Русской Церкви на оккупированных территориях. В проведении религиозной политики оккупационные власти исполняли коварное указание Гитлера: "мы должны избегать единой церкви на обширных русских землях. В наших же интересах, чтобы в каждой деревне была своя собственная секта со своими представлениями о Боге. Даже если таким образом жители отдельных деревень станут, подобно индейцам или неграм, приверженцами магических культов, мы это можем только приветствовать. Поскольку тем самым разрушающие тенденции в русском пространстве еще более усилятся."

Однако в конце 1942г. самозванный митрополит Феофил (Булдовский), поддерживаемой фашистами автокефальной Украинской Церкви, заявил о своих претензиях на церковную власть в оккупированных территориях Курской и Воронежской областей. Но его претензии не осуществились из-за того, что в январе 1943г. Воронежская область была освобождена от оккупантов. В предчувствии скорого отступления фашистские захватчики в декабре 1942г. √ январе 1943г. изменили свое отношение к Церкви. Некоторые храмы были закрыты и разграблены. Так, в селе Старо-Никольском церковь была обращена в конюшню. По словам очевидцев, "мадьяры кощунственно подводили лошадей прикладываться к иконам и с усмешкой говорили, что так русские целуют иконы. В углу церкви сделали уборную. А при уходе принесли соломы в храм и зажгли ее, намереваясь спалить храм. Но верующие вовремя заметили и ликвидировали пожар."

Ущерб, нанесенный немецкими оккупантами храмам Воронежской области, по подсчетам областной комиссии по расследованию злодеяний и учету материального ущерба составил 1127000р. Эта цифра может показаться незначительной в сумме общего ущерба области √ более чем в 15 миллиардов рублей. Но необходимо учитывать, что храмы пострадали уже при советской власти: основные ценности были изъяты, храмы много лет стояли без ремонта. Епископ Иона свидетельствовал об уроне времен гитлеровского нашествия: "Церкви, находящиеся на территории, оккупированной немецкими захватчиками, значительно пострадали, подверглись в некоторых случаях полному, а в некоторых частичному разрушению и всеобщему разграблению. И только благодаря стараниям ревнителей, рисковавших своей жизнью, кое-что необходимое спасено и дало возможность отправлять богослужения; тем не менее потребность в книгах, облачении и церковной утвари ощущается острая. Силами и средствами верующих храмам придается соответствующий вид с производством неотложного ремонта, оставляя полное восстановление их до того времени, когда вся страна будет иметь возможность приступить к широким темпам восстановления хозяйства, нарушенного обстоятельствами военного времени, и мы уверены, что это близко." В 1944г. 95% действующих храмов находились на территориях, бывших в немецкой оккупации, и они требовали неотложного ремонта. Но верующие и духовенство отдавали стране все те средства, которые могли бы использовать для собственных церковных нужд, ради приближения светлого дня победы.

На территории Воронежской области, 1 январе 1943г. полностью освобожденной от немецких захватчиков, началось восстановление канонического церковного устройства. Область находилась в церковной власти епископа Курского Питирима (Свиридова). Священники, самочинно возобновившие служение на оккупированных территориях, после принятого покаяния, были приняты в молитвенно-каноническое общение с Церковью. В августе 1943г. в составе Курской епархии был образован Воронежский областной благочинный округ. Во главе его был поставлен протоиерей Алексей Павлович Образцов, настоятель (с июня 1943г.) Никольского храма г.Воронежа.

В сентябре√октябре 1943г. на территории области были образованы еще два благочинных округа. Из них Острогожский округ по указу епископа Питирима возглавил протоиерей Павел Беляев, Россошанский √ протоиерей Иосиф Девятко, настоятель Александро-Невской церкви г.Россоши. Округ этот, включавший 11 административных районов, к моменту вступления в должность о.Иосифа имел только четыре православных храма Патриаршей ориентации. Остальные тринадцать состояли в обновленческом расколе и не имели молитвенно-канонического общения с РПЦ. К концу 1943г. все обновленческие приходы вернулись в лоно Православия, последний очаг раскола на территории области был ликвидирован.

Обновленческий раскол возник в 1922г. из-за желания некоторой части духовенства провести реформы в области православной догматики и богослужения, в укладе церковной жизни. Они ввели брачный епископат и разрешили второбрачие священников, перешли с богослужении на "новый" календарный стиль и литературный русский язык. Раскольники осудили Православную Иерархию во главе с Патриархом Тихоном как "контрреволюционную" и выразили солидарность с социалистической революцией. В настоящее время доподлинно известно, да и раньше не было особым секретом, что обновленцы действовали под влиянием чекистов. Патриархом Тихоном обновленцы были преданы анафеме, однако деятельности своей не прекратили, ведя борьбу за увеличение числа своих приверженцев. В Воронежском крае обновленцы появились в 1922г., когда назначенный на Воронежскую кафедру бывший Курский епископ Тихон Василевский перешел в обновленчество и увлек за собой всю паству. Однако духовенство и верующие вскоре разобрались в сути обновленчества и стали возвращаться в Православную Патриаршую Церковь. В 1925г., когда воронежских обновленцев возглавил лжемитрополит Корнилий, обновленческих приходов насчитывалось 259. В 1935г., на момент вступления на пост руководителя Воронежских обновленцев лжемитрополита Александра, таковых приходов было чуть более 100.28 Они объединялись в Воронежское областное митрополитанское церковное управление, в составе которого были "викарные епархии" Борисоглебская, Россошанская и Острогожская. В 1936г. лжемитрополит Александр был арестован и осужден на 5 лет лагерного заключения. Обновленческий митрополитанский округ практически прекратил свое существование. В апреле 1940г. был закрыт последний обновленческий храм области √ Никольская церковь г.Воронежа. Однако при оккупации Воронежской области немецкими захватчиками открытые в некоторых населенных пунктах церкви приняли обновленческую ориентацию. Это были церкви сел Россошанского, Ново-Калитвянского и Ольховатского районов. Уже в 1935г. в этих районах не было ни одной Православной патриаршей церкви, а обновленческих церквей √ десяток. Но все эти церкви, как уже упоминалось, в 1943г. вернулись в Православие. Обновленчество как идейное течение прекратило свое существование.

Процесс устроения канонически правильной церковной жизни в районах, бывших в немецкой оккупации, шел нормально. Новых расколов, несмотря на огромное желание фашистского руководства, не возникло. Священников, сотрудничавших с врагами, не было. В этой связи кощунственно и оскорбительно звучат слова секретаря райкома КПСС Е.А. Морозова, которые он не постеснялся поставить в свою атеистическую брошюру, изданную в Воронеже в 1966г. "На оккупированной фашистами территории путем "исповедей" перед "святыми иконами" "святые отцы" выпытывали у верующих сведения о партизанах и коммунистах, а затем доносили об этом в гестапо."

Православное духовенство не оставило своего народа, будучи верным призыву митрополита Сергия положить души свои вместе со своей паствой: малодушных ободряло, огорченных утешало, колеблющимся напоминало о долге и воле Божьей. Духовенство вело большую работу по сбору пожертвований на оборону Родины и, более того, поддерживало партизанскую борьбу, о чем видимо не хотел знать тот партийный секретарь. В своем послании летом 1942г. митрополит Сергий обратился к пастве с такими словами: "...может быть, не всякому можно вступить в партизанские отряды и разделить их горе, опасности и подвиги, но всякий может и должен считать дело партизан своим собственным, личным делом, окружать их своими заботами, снабжать их оружием и пищей и всем, что есть, укрывать их от врага и вообще помогать им всячески. Так действуя, вы будете достойны венцов равных с партизанскими."

Март 1944г. можно считать временем возрождения Воронежской епархии. Она получила правящего архиерея Иону (Орлова). Кафедра епископа была размещена при Никольском храме, который с того времени стал кафедральным собором епархии. Одним из первых дел епископа была организация новых благочинных округов для лучшего управления епархией и надзором за духовенством: годы церковного нестроения могли оставить свой отпечаток на облике священнослужителей. Тогда же была разработана инструкция окружным благочинным Воронежской епархии. В ней отразились все направления их деятельности: "Благочинный является руководителем священников своего округа, особенно молодых и неопытных, помогая им своими советами и примером собственной жизни. Благочинный должен следить за тем, чтобы священники учили своих прихожан истинам Православной веры и нравственности, возгревая у своих пасомных любовь к своему Отечеству, воспитывая уважение к честному и полезному труду и исполнению государственных обязанностей; располагали отдать все силы и способности на благо Родины и к пожертвованиям на оборону Родины, на подарки воинам-защитникам Отечества и к заботам об их семействах... Благочинный должен наблюдать за благолепием и чистотой Святых храмов, за правильным ведением церковного хозяйства и денежной отчетности. Следить за тем, достаточно ли храм снабжен богослужебными книгами, богослужебными сосудами и церковной утварью, имеются ли благоприличнные Дарохранительницы и Дароносицы и исправны ли Святые антиминсы. Благочинный должен следить за тем, чтобы распоряжения епархиального начальства исполнялись причтами церквей точно и незамедлительно, чтобы средства на содержание Патриархии, пожертвования в фонд обороны Отечества и др. не задерживались и представлялись своевременно. Пастырей, достойно проходящих свое служение, особенно трудящихся в деле проповедования Слова Божия, благочинный должен представлять к награждению, а неисправных увещевать, а в случае не успешности увещеваний доводить до сведения епархиального епископа об их проступках. Благочинный обязан доводить до сведения епископа о приходах особенно нуждающихся в открытии храмов и назначении им священников."

К концу 1944г в епархии было 6 благочинных округов: Алексеевский, включавший 30 церквей, Борисоглебский, имевший 3 церкви, Воронежский √ 8, Землянский √ 10, Острогожский √ 18 и Россошанский √ 14; итого 83 храма. Храмы открылись в крупных населенных пунктах области: Липецке, Усмани, Павловске. Но территориальное расположение действующих церквей по области было неравномерным. Основная их часть находилась в ее юго-западной части, бывшей в оккупации. Ситуация не изменилась и в последующие годы. Новые храмы открывались в большинстве своем на территориях, бывших в оккупации. К 1953г. из 50 районов области, которых не коснулись захватчики, 26 не имели действующих церквей совсем.

Епископ Иона, обращаясь к гражданским властям, просил разрешение на расширение сети действующих церквей до ⌠количества, способного удовлетворить запросы верующих или, по крайней мере, из такого расчета, чтобы храм от храма был не далее 15-20 км, принимая во внимание трудности передвижения. В таких многолюдных пунктах, как Воронеж, Борисоглебск, Липецк, необходимо иметь по два, по три действующих храма, так как чрезмерная перегрузка существующих в большие праздники весьма чревата нежелательными печальными последствиями, не говоря уже о массовых простудных заболеваниях в результате слушания службы в зимнее время при открытых дверях и на улице, около храма." Но открытие новых храмов шло очень медленно. Их количество было явно недостаточным. Власти препятствовали открытию храмов, объясняя это "нецелесообразностью". Недостаточное количество действующих храмов было основным затруднением в развитии церковной жизни епархии в течении всего рассматриваемого нами периода. К маю 1945г. число действующих храмов возросло до 94.

Пасха 1945г. пала на 6 мая √ день Георгия Победоносца, покровителя Христолюбивых воинов. Как бы сами Небеса радовались победе русского оружия, над антихристианскими полчищами. Победе, которую они даровали России, как знак прощения ее прежних грехов, как знак признания ее молитвенного и ратного подвига. В день Победы 9 мая в храмах епархии прошли торжественные богослужения. Было оглашено Патриаршее послание: "Мы уверено и терпеливо ждали этого дня Господня, дня, в который изрек Господь праведный суд Свой над злейшим врагом человечества, и Православная Русь после беспримерных бранных подвигов... ныне предстоит Господу Сил в молитве, благодатно взывая к самому источнику побед и мира за Его небесную помощь в годину брани, за радость Победы, за дарование мира всему миру."

27 мая 1945г. в 5 часов утра скончался архиепископ Воронежский и Острогожский Иона (Орлов). С мая по сентябрь 1945г. епархией управлял архиепископ Курский Питирим (Свиридов). Владыка Питирим жил в Курске, в Воронеж приезжал обычно раз в месяц на несколько дней.41 При архиепископе Питириме в епархии стало вводиться "Положение об управлении Русской Православной Церковью", принятое на Поместном Соборе в январе 1945г. Положение вносило ясность и определенность во взаимоотношения настоятеля с исполнительным органом прихода. Владыка Питирим тщательно проинструктировал отцов благочинных о новом "Положении". Все священники были снабжены инструкциями и разъяснениями относительно прав настоятеля и исполнительного органа.

Таким образом, за годы Великой Отечественной войны в жизни епархии произошли важные события. Во-первых, старинная Воронежская кафедра обрела после восьмилетнего перерыва правящего архиерея. Во-вторых, стали открываться храмы, их число увеличилось с двух в начале войны, до 94 к ее концу. В-третьих, была налажена каноническая церковная жизнь.

Когда епископ Иона ознакомился с состоянием вверенной ему епархии, он указал на недостатки которые мешали налаживанию нормальной церковной жизни. Среди них отмечалось малое число действующих храмов, их не благоустроенность, отсутствие регламентации взаимоотношений священников с органами церковного прихода и слабый учет материальных и денежных средств в приходах.

За год святительской деятельности владыки Ионы открылся 21 новый храм. В 60 храмах был произведен ремонт на сумму 2450000р. На внутреннее оборудование храмов (иконостасы, подсвечники и др.) и богослужебные предметы было израсходовано 1227000р. В епархии было введено в действие "Положение об управлении РПЦ" регламентирующее взаимоотношения в приходе, во главе которого теперь стоял настоятель храма. Но это было уже сделано трудами епископа Питирима. Таким образом, период 1941-1945гг. можно считать временем восстановления, развития и укрепления Воронежской епархии.
 

Н.САПЕЛКИН