главная

БИОГРАФИЯ

СЛУЖЕНИЯ

ПРОПОВЕДИ ТРУДЫ ПОСЛАНИЯ ИНТЕРВЬЮ

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ 2002 ГОД

Небеса убо достойно да веселятся,
земля же да радуется: да празднует же мир,
видимый же весь и невидимый,
Христос бо воста, веселие вечное.
(Тропарь Пасхального канона)

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

Христос воскресе!

 

В эту воистину священную, всепразднственную и спасительную пасхальную ночь Святая Церковь, весь мир православный в духовном восторге и ликовании воспевает Преславное Христово Воскресение. Будем же праздновать этот величайший и светлый праздник, в который воскрес Господь, будем праздновать его светло и вместе благочестиво. Господь воскрес - и воскресил вместе с Собою вселенную. Он воскрес, расторгнув узы смерти (Святитель Иоанн Златоуст).

«Благодарим Тя, Господи и Боже наш, воскресившаго нас от мертвых». Эти слова иерейской молитвы, звучавшие в древнем синайском чине утрени Святой Пасхи, выражают благоговейную радость о воскресении, которое даровано Церкви Спасителем. Воскресший Господь призывает каждого, и Церковь приносит молитву за всех, чтобы благодатная пасхальная радость коснулась всякого сердца и возвела ум от дольнего к горнему, от сует мирских к Небесному Иерусалиму, граду Божию.

Однако дух века сего стремится преградить человеку путь ко Христу, лишить его светлой духовной радости Воскресения, обратить ум и сердце исключительно к земному существованию и горделивому помышлению, что своими силами возможно преодолеть любые трудности. Сколько лжецов и лукавых реформаторов предлагали и предлагают человечеству свои планы глобализации и мироустройства, установления нового миропорядка. При этом они обещают сначала «разрушить до основания» то, что есть, а потом уже решать проблемы земного бытия. От этих опасностей и пагубы задолго до того, как в нашу жизнь вошли понятия о правах человека и демократии, - еще в середине XIX века пророчески предостерегал будущие христианские поколения святитель Филарет, митрополит Московский: «Усиленное стремление к преобразованиям, неограниченная, но неопытная свобода слова и гласность произвели столько разнообразных воззрений на предметы, что трудно между ними найти и отделить лучшее и привести разногласие к единству. Было бы осторожно как можно менее колебать, что стоит, чтобы перестроение не обратить в разрушение… Наши изуродованные суетою обычаи, не исправляемые и грозным временем, угрожают более, нежели внешние враги».

Соблазняясь миражами «счастливой» жизни, человек теряет подлинную свободу и духовную радость во Христе Иисусе. Миражи рассеиваются, а жизнь человеческая обращается в «суету сует». Мир, которому было проповедано Евангелие Правды, дичает на наших глазах, забыв слово Божие, которое гласит, что мудрость мира сего есть безумие перед Богом. Вдвойне прискорбно быть свидетелями того, как антихристианский дух отравляет общественную жизнь по всему лицу земли и в нашем Отечестве, стремится разрушить духовно-нравственную и культурно-историческую преемственность поколений.

Ф.М. Достоевский предупреждал русского читателя словами, которые он вложил в уста старца Зосимы: «На земле же воистину мы как бы блуждаем, и не было бы драгоценного Христова образа перед нами, то погибли бы мы и заблудились совсем, как род человеческий перед потопом. Многое на земле от нас скрыто, но взамен того даровано нам тайное сокровенное ощущение живой связи нашей с миром иным, с миром горним и высшим… Если ослабевает или уничтожается в тебе сие чувство, тогда станешь к жизни равнодушен и даже возненавидишь ее». Не от равнодушия ли к высшей ценности бытия, дарованной Господом, умножаются личные и общественные пороки в нашей жизни? Люди ищут веселия плотского и не находят, не ведая радости духовной, пытаются утопить скуку бессмысленной жизни в пьянстве, ненавидя безысходность, разрушают себя наркотиками. Увы, диагноз духовной слабости современного человека, отказавшегося принять верой Спасителя, не меняется с течением времен. И только лишь Христово Воскресение убеждает - всякая греховная болезнь исцелима!

Нам же, получившим от Господа величайший дар воскресения, не должно смущаться. По мысли Златоустого святителя, соблазны и смущения потому входят в нашу жизнь, что Господь мог бы уничтожить врага, но дабы мы познали превосходство благодати, которую получили в крещении, Он попускает врагу вступать с человеком в борьбу, доставляя каждому много случаев к получению венцов. Православно верующий христианин имеет и оружие от Господа, «щит веры, - по слову апостольскому, - которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения… и меч духовный, который есть слово Божие» (Еф. 6, 16-17).

Словом Божиим была возвещена и возвещается нам Благая Весть о Воскресении. Действием же силы Воскресения Христова побеждается сама смерть и торжествует отраднейшая истина христианской любви, веры и надежды на наше бессмертие. Воскресением Господь утвердил Свое Божественное учение о высоком назначении человека, о Царствии Божием и о жизни будущего века. И потому Пасха Христова - источник непреходящей радости, превосходящей всякую радость, в которой даже печаль претворяется в спасительную радость о Господе. В этот великий день забываются обиды, оскорбления, ненависть и вражда, черствое сердце смягчается при пении победных гимнов, спящую совесть пробуждает пасхальный звон.

В дни Святой Пасхи мы приветствуем друг друга радостным уверением в том, что ХРИСТОС ВОСКРЕС, и взаимно исповедуем, что Он Воистину Воскрес. «В этих словах все сказано. На них основана наша вера, христианская жизнь, вся наша премудрость, просвещение, Святая Церковь, сердечная молитва и вся наша будущность. Двумя этими словами уничтожены смерть, зло, все бедствия человеческие и дарованы жизнь, блаженство и свобода! Праздник Воскресения Христова привлекает своей неотразимой силой к вере даже равнодушных, и даже совсем неверующих. Божественный свет, подобно солнцу, бросающему свои живительные лучи и на добрых, и на злых, на спасающихся и погибающих, обнимает всех и радует. Какая чудодейственная сила!» - восклицает священномученик Серафим (Чичагов).

В дни празднования Пасхи Христовой все житейское уступает место Торжеству из Торжеств, и я желаю вам, дорогие отцы, братья и сестры, просветиться светом Солнца Правды - Христа Жизнодавца. Именно об этой совершенной радости Воскресения возвещает нам в торжественном ликовании Святая Православная Церковь. Вступив ныне в бесконечную радость светлейшего праздника Живоносного Христова Воскресения, да не устанем вместе со ангелами и святыми, вместе с Небом и землею паки и паки восклицать:

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе!

Митрополит Воронежский и Липецкий

Пасха Христова, 2002 год, Воронеж