главная
архипастырь

БИОГРАФИЯ

СЛУЖЕНИЯ

ПРОПОВЕДИ ТРУДЫ ПОСЛАНИЯ ИНТЕРВЬЮ

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
2002 ГОД

«Ветхий Денми стал Младенцем, чтобы сделать людей чадами Божиими.
Седящий в славе на Небесах, ради любви к людям, покоится в яслях 
бессловесных животных… чтобы стыд превратить в честь, бесчестие 
привести к славе, вместо терния дать венец»
(Слово на Рождество Христово святителя 
Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского
).

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

В неповторимую светозарную ночь Рождества Святая Церковь неизменно свидетельствует миру о неизреченной любви Бога к Своему творению. Христос рождается в этом мире ради каждого из нас. «Нас ради человек и нашего ради спасения» Сын Божий нисходит с небес и соделывается Сыном человеческим, «дабы нам, - по слову апостола, - получить усыновление» (Гал. 4, 5). Разуму не под силу постичь это чудо, мы лишь верою и любовью принимаем его, прославляя в сердцах наших Богомладенца Христа, ибо «тайна воплощения Слова заключает в себе значение всех символов и тайн Писания, сокрытый смысл всякого творения чувственного и сверхчувственного» (преподобный Максим Исповедник).

Боговоплощение, по мысли отцов Церкви, есть Божественный кеносис - истощание в любви: беспредельный и неприступный Бог ограничивает Свое Божество, умаляет Себя ради человека. Об этой великой Тайне Божественной любви из века в век звучит торжественный церковный глас: «Иисус, ничего не заняв от мира в Своем рождении, по-видимому, не хотел и ему показать ничего собственного… Он скрыл неизмеримую вечность Свою за днем Своего рождения, престолом Царя царствующих соделались ясли, утварью - пелены, первыми слугами Царствия - пастыри стада. Божия сила и Божия премудрость сокрыты в немощах младенчества. Но кто может измерить расстояние от высоты Божественного Существа Его до глубины Его уничижения? Конечный ум не может следовать за Ним как в Его восхождении превыше всех небес, так и в Его нисхождении до бездн нашего естества». Что же при виде такого смирения должны чувствовать наши сердца? Один лишь священный трепет и удивление перед неизреченным величием Божественной любви.

Вот уже минуло два тысячелетия, как в небе воссияла Вифлеемская звезда и ангелы воспели дивную рождественскую песнь: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Человечество шагнуло в век XXI, в третье тысячелетие Нового Завета Бога с человеком. И перед каждым из нас вновь встает все тот же неотвратимый вопрос: с чем мы пришли к яслям Божественного Младенца? Какие дары принесли родившемуся Христу народы, некогда называвшие себя христианскими? Вспоминаются слова нашего современника, протопресвитера Александра Шмемана, сказанные им задолго до того, как в нашу жизнь прочно вошли такие понятия, как экология и глобализация, новый мировой порядок и международный терроризм. «В грохоте и шуме технологических революций, - писал полвека назад отец Александр, - в мире, похожем одновременно и на сумасшедший дом и на леса какого-то непонятного, грандиозного здания, общий план которого никому непонятен и которое все же строится, старые и привычные символы перестали доходить до человеческого ума, сознания, совести. Или, вернее, они стали только символами, лишились способности быть носителями силы, преображающей «реальность» и как бы естественно, непреодолимо, победоносно подчиняющей ее - эту «реальность» - Царству Божию, всеобъемлющей цели, провозглашенной Евангелием». Для чуткого православного человека, хотя и находящегося на чужбине, уже тогда был очевиден страшный разрыв между двумя мирами - миром, в котором все мы живем, и миром, который принес Своим Рождеством в нашу жизнь Спаситель, трагическое несоответствие духовной и общественной жизни, ставшее, к сожалению, нормой для утратившего подлинные ценности и ориентиры и оттого мятущегося человечества.

Для нас, живущих в новом тысячелетии, особенно очевидно: мир, как отсутствие зла и насилия, не воцарился на нашей израненной страшными войнами и катаклизмами планете. Сегодня даже эта святая Рождественская ночь «не тиха над Палестиной». Не только там, но и у южных рубежей нашего Отечества, и на земле Балкан пылает вражда и льется кровь. В борьбе за власть и богатство, в гордыне и произволе иссякает благоволение в человеческих сердцах. Не одна лишь Америка, но и некогда великая христианская Европа, наследница Византии и Рима, весь так называемый «цивилизованный» мир в погоне за призрачными «общечеловеческими ценностями» и гуманистическим «прогрессом» утратил Христа, отверг Его мудрость, соблазнившись «мудростью» века сего. В своем полуязыческом безумии цивилизация несется «вперед, но путем суеты, ведущим в погибель». На наших глазах сбываются слова апостола Павла: «Осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце: называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку… заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца…» (Рим. 1, 21-25).

Так что же? Разве не свершилось обетование Божие? Свершилось! Христос пришел, чтобы дать человеку Свой мир: «мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14, 27). Только во Христе Иисусе верующая душа обретает мир с Богом, благоволение к людям и ко всякому творению. И никакие скорби и потрясения, никакие изменения не в силах нарушить тот благодатный мир, который дает нам Христос. Никакие технологии информационного века, как принято сегодня называть наше время, не в состоянии помимо нашей воли отлучить нас от любви Божией.

Что же смущаются умы и сердца наши? Разве забыли мы слова Спасителя: «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14, 27). Для народа Божия нет иного мира кроме того, который заповедал Господь. Мы, христиане, опытно знаем, что никакие экономические и социальные процессы не могут к лучшему изменить нашу жизнь, пока не изменится сам человек, «который должен или подняться над собой, или упасть в бездну, вырасти или в бога по благодати, или в зверя. В настоящий момент человечество стоит на перепутье. Оно должно окончательно определиться в ту или другую сторону… Чем надлежит быть вселенной - зверинцем или храмом?» Эти удивительные слова были написаны почти 100 лет назад, в начале ХХ века, и принадлежат русскому религиозному философу князю Евгению Трубецкому. Поставленный им вопрос звучит сегодня с особенной для нас силой и очевидностью.

Каждый народ имеет свое религиозное призвание. И если он уклоняется от него, то неизбежно теряет свое лицо, становится безликой массой в сообществе с другими или в одиночку. Достаточно вспомнить и историю некогда богоизбранного народа Израильского, и нашу судьбу в ушедшем трагическом ХХ столетии. Мы никогда не должны забывать о том, что Русь Святая издревле взята в чудесный удел, над которым простирается спасительный омофор Пресвятой Богородицы. И потому верой и правдой должны мы служить Отечеству нашему земному и Небесному, каждый в чине и звании, в котором призван Господом. Ведь нам, православным, Богомладенец Христос, как Всевышний и Праведный Царь, дарует единственное неотъемлемое право, которого не может лишить нас никто, - право на спасение во Христе Иисусе, Который усыновляет всех верующих и «от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф. 3, 15). И да будет рождественским даром Божественному Младенцу сердечная наша молитва и всеспасительная любовь, ибо «нет иной двери к совершенству и блаженству, как младенчество Иисуса».

С праздником, дорогие отцы, братья и сестры!

Митрополит Воронежский и Липецкий

Рождество Христово, 2001/2002 год, Воронеж