главная

БИОГРАФИЯ

СЛУЖЕНИЯ

ПРОПОВЕДИ ТРУДЫ ПОСЛАНИЯ ИНТЕРВЬЮ

МНОГО ЗВАННЫХ, НО МАЛО ИЗБРАННЫХ

За Божественной литургией

Сегодня Святая Церковь предложила нам евангельское повествование, которое все мы знаем, о приглашении на большой ужин и отказе званных (Лк. 14, 16-24).

Господь уготовал пир веры и любви. Кого приглашают на пир, кого приглашают на званный обед? Друзей, знакомых, ради которых устраивается он, из чувства любви к ним. Устроен может быть пир и в честь какого-то события, словом, он связан с чем-то таким, что необходимо. Все это нам понятно. Вот так, говорит евангелист, был господином устроен ужин.

И мы знаем, какова была реакция тех, к кому обратились с приглашением: заботы земные, земля, труд, животные, создание семьи и другие проблемы. Но господин - он на то и господин - сказал тогда: позовите других, тех, кого встретите, тех позовите, чтобы они пришли и насладились тем, что уготовано им. И в результате пришли другие. И завершается повествование евангельское словами: «много званных, но мало избранных» (Лк. 14, 24). Всех зовет Господь, а откликаются на Его зов немногие: один занят землей, другой, подчеркиваю, выборами, третий - продвижением по должности и так далее.

А в чем вообще смысл прочитанного сегодня отрывка из Евангелия? Что дает он нам? Может быть, действительно, Господь высокие требования предъявляет, и не под силу нам отозваться на этот зов, преодолеть эту нравственную планку? И говорим мы в ответ поэтому: Господи, мы веруем, но вот сейчас мы никак, никак не можем к Тебе приблизиться?

Но нет, требования не повышенные. Требования ко всем одинаковые. «Приидите ко Мне, - говорит Христос, - все труждающиеся и обремененные, и я успокою вас» (Мф. 11, 28). Но на этот призыв отзываются далеко не все. Не хватает любви. Не хватает знаний. Мы думаем, что пришли в Церковь, свечку поставили, и это вся любовь к Богу. И это все знание о Боге, все знание о Церкви, о спасении. Это глубочайшее заблуждение.

Мы не знаем этого процесса, потому что не желаем его знать. Сегодня - масса литературы, и мы имеем возможность выяснить, что же представляет собой этот великий процесс спасения, то есть любви Божией к нам и нашего ответа на нее.

Мы не стремимся узнать это, и потому наше решение важнее для нас, чем призыв Бога, обращенный к нам. А Господь говорит: «Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» (Лк. 12, 31).

А мы и на это не обращаем внимания - ну пусь говорит так Господь, а я буду с начала искать, собирать, строить, продвигаться. А потом. потом ... там уже, когда состарюсь, тогда и к Богу - когда уже ни ума нет, извините, ни сил, ни души, ничего, вот тогда я к Богу, может быть, приближусь, если останется что-нибудь. Это наше решение, а решение Божие мы отвергли.

И Господь скажет: Я звал вас. А вы говорили: мы сами знаем. Ну и живите, как знаете. И мы и живем с вами так, как знаем. И получаем то, что имеем. И нечего на Бога обижаться.

Мы приняли свое решение. Не согласовали его с Богом. Мы сказали: сейчас сделаем это, а Царствие Небесное потом. Вот мы живем так, как мы хотим. Вот смысл сегодняшнего Евангелия.

Поэтому обижаться на Бога нам не следует. Мы определяем направления своего пути сами. И Господь отступает от нас.

Пока нам хорошо и кажется успешным наш путь, мы вообще о Боге не думаем, а так, мимо - хором. Ну, «Господи, благослови», а мысли уже совершенно другие. Но как только на этом пути мы споткнулись, как только на нас навалились проблемы, как только неудачи воспрепятствовали нашему движению вперед, мы начинаем искать виновного. И где же мы ищем виновного? Мы, люди, почитающие Церковь, говорим: ну что же это Господь допустил? И не подумаем о том, что раз мы выбираем направление своего пути сами, раз мы говорим, что Царствия Небесного будем искать после того, как решим свои земные проблемы, Господь отступает от нас: сами определили свой путь, сами и идите по нему.

А если бы, наметив на сегодня себе дело, помолились Богу и испросили Его благословения, может быть, Господь устроил бы все иначе, именно так, чтобы нам было хорошо.

Вот так, братья и сестры, строится вся наша жизнь - и это у нас, собравшихся здесь, под сводами этого храма. А что можно сказать тогда о тех, кто вообще не представляет себе, что такое Церковь, Бог, вера, любовь, милосердие, благодарение, славословие, жизнь во Христе? Что можно сказать о таких людях? А их так много. Представьте себе, как живет этот несчастный мир, который отверг Бога, не знает о нем, не ведает о нем. Да мы должны все, кто здесь есть, выйти сейчас на улицу и каждому сказать, кто нам встретится, о нашей вере, о нашем Боге, который действительно всемогущ и милосерден, мы должны рассказать тем, кто не знает этого, как это сделали апостолы, которых было 12 человек и они покорили весь мир.

А мы говорим с вами о том, соизмерять ли свою жизнь с Богом. Для нас это проблема. И еще называем себя верующими.

Вот почему зло сегодня правит миром и столько разрушений. Мы говорим: экономику поднять, социальные проблемы решить, пенсии выплатить и так далее - как будто на этом все и заканчивается. Если нет совести у руководителя, он никогда не вспомнит о пенсиях, о зарплате, он будет думать о себе. И никакие законы, никакие директивы, никакие указания на него не повлияют. Значит, надо решать проблему совести, души человеческой, прежде всего искать Царствия Небесного и любви к Богу. Только тогда мы сможем преодолеть этот душевный и нравственный хаос, который заполонил мир и всех живущих в нем.

Вот поэтому, браться и сестры, слушая Евангелие, мы не должны утешать себя мыслью о том, что мы знаем то, что написано в нем. Мы можем сказать, что знаем Евангелие, только тогда, когда будем жить по Евангелию. А если нет, тогда нам следует учиться. Учиться, как приблизиться к Богу и творить Его святую и благословенную волю, которую он направляет на наше спасение.

Будем же взыскательны к себе, проанализируем свою жизнь и дела и посмотрим, не уподобляемся ли мы тем, о которых так прискорбно сказано в Евангелии: «Много званных, но мало избранных». Аминь.

Воронеж, 24 декабря 2000 года