главная
архипастырь

БИОГРАФИЯ

СЛУЖЕНИЯ

ПРОПОВЕДИ ТРУДЫ ПОСЛАНИЯ ИНТЕРВЬЮ

МИТРОПОЛИТ МЕФОДИЙ ОБРАТИЛСЯ К СЛУШАТЕЛЯМ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

В Российской академии государственной службы при Президенте РФ состоялась встреча председателя Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия с Президентом-ректором и слушателями академии, представителями региональных органов власти по связям с религиозными организациями.

В своем выступлении владыка Мефодий коснулся не только внутренних проблем Русской Православной Церкви, но и о проблемах, которые выходят за рамки её внутренней жизни. Всё более очевидным становится пробуксовывание процесса строительства в России нового общества. Происходит это по причине неопределенности его духовных основ. Сегодня наблюдается заинтересованность руководства страны в построении нового образа жизни, в построении гражданского общества, но также как и вы, я наблюдаю, что одна брешь сменяется другой, одно стремление меняется другим. Эта цепь событий длится в течение ряда последних лет, подтверждая истину о том, что строительство всегда даётся значительно тяжелее, чем разрушение “до основания, а затем…”.

Всем известно о тех негативных и даже катастрофических процессах, которые происходят в современном российском обществе. Это процессы по своему содержанию и характеру не только социально-экономические, но и духовно-нравственные и культурные. В России провозглашен курс на построение гражданского общества, однако невозможно создать гражданское общество без соблюдения самых элементарных принципов человеческого мироустройства - установления уважительного отношения к властям предержащим и уважительного отношения власти к своим гражданам. Но можно ли их достичь, если у многих сограждан нет элементарных представлений о нравственности? Особенно актуален здесь вопрос нравственного воспитания подрастающего поколения.

Нищета, беспризорные дети, судьбы инвалидов и стариков, наконец, далее владыка подчеркнул, что демографическая трагедия, которая является показателем процесса вымирания русского народа, - всё это проблемы, находящиеся в поле зрения государства. Но не в меньшей степени эти проблемы близки и Русской Православной Церкви, которая не только может, но и предлагает государству свою посильную помощь в их решении, выполняя, таким образом, божественные заповеди о любви к ближнему и о деятельной помощи ему.

Проблемы Церкви не ограничены заботой только о своём возрождении, о восстановлении того духовного и социального потенциала, который был разрушен в годы атеистического лихолетья. Всё более становится очевидной общность задач российского государства и Русской Православной Церкви. Как было продемонстрировано выше, в последнее время всё более актуальным становится вопрос о необходимости более полного и всестороннего раскрытия её духовной и социальной миссии.
Например, в Воронежско-Липецкой строится приют для бездомных, брошенных, бродяжничающих детей. Это строительство ведётся за счёт собственных средств и за счет тех средств, которые приносят верующие в качестве пожертвований. И нам не нужно было каких-либо особых обращений, просьб в наш адрес или привилегий. Церковь делает то, что она должна делать. Сегодня проблема беспризорности затронута на самом высоком уровне. Между тем, государство стоит как бы в стороне от социального служения Церкви. Условия его осуществления даже не оговорены существующим законодательством. В законе “О свободе совести и о религиозных объединениях” лишь говорится, что “государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий”, но реальные правовые механизмы реализации этой нормы отсутствуют. Вероятно, пришло время заявить о поддержке государством социального служения Церкви.

Способствовать этому может создание соответствующих правовых условий для социальной деятельности, чего невозможно обеспечить без тесного взаимодействия, без совместной работы Церкви и государственных органов.

В ходе обсуждения были затронуты вопросы об идее закрепления в законодательстве статуса традиционной религии или, точнее, конфессии, правомерности разговора на эту тему, о действии 25-й главы Налогового кодекса, которая лишила религиозные организации льгот, предусмотренных Законом РФ “О налоге на прибыль предприятий”.

Итогом встречи и выступления владыки явилось понимание того, что процесс построения церковно-государственных отношений в России осложняется не только поликонфессиональным характером нашего государства, не только спецификой его федерального устройства, но, прежде всего, отсутствием собственного опыта построения этих отношений в условиях гражданского общества. Сегодня, к сожалению, существенным фактором церковно-государственных отношений являются не правовые, а личные отношения епархиального начальства с региональной властью. Если такие отношения складываются успешно, значит и отношения государства с церковью в данном регионе характеризуются положительной динамикой, если же такие отношения не складываются - то церковно-государственные отношения страдают недостатками. В некоторых регионах такие отношения ограничиваются всего лишь взаимными новогодними и рождественскими поздравлениями.

Национальное развитие России имеет существенные особенности, поэтому, по моему мнению, учитывая зарубежный опыт, следует остерегаться прямого копирования каких-либо юридических конструкций. Сегодня требуется глубокое научное, лишенное политической ангажированности, осмысление перечисленных проблем в контексте истории России и истории Церкви. Только сумев осмыслить, сделав соответствующие выводы из собственной истории, мы сможем понять направление развития общества и государства в будущем.