главная
архипастырь

БИОГРАФИЯ

СЛУЖЕНИЯ

ПРОПОВЕДИ ТРУДЫ ПОСЛАНИЯ ИНТЕРВЬЮ

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ (988-1988)

В преддверии великого праздника Русской Православной Церкви, оглядывая ее тысячелетнюю историю, которая многими нитями связана с Церковью Вселенской, мы снова размышляем над вечными вопросами, и в том числе нар вопросом о Божественной природе Церкви. Если для одних Церковь — это только лишь социальный институт, видимое сообщество верующих людей, то для других — она лишь невидимая часть торжествующих святых, некий «святой остаток», пребывающий в постоянном единении с Господом нашим Иисусом Христом. Известный русский богослов нашего столетия В. Н. Лосский писал: «В своем христологическом аспекте Церковь представляется нам организмом, обладающим двумя природами, двумя действованиями и двумя волями»(1).

Православные богословы всегда стремились видеть различие между Церковью как социальным институтом («институционной Церковью») и Церковью как мистическим Телом Христовым («сущностной Церковью»). При сотворении человека Бог заповедал ему «возделывать и хранить» данную ему землю (Быт. 2, 15). Эта заповедь остается актуальной для Церкви вплоть до сегодняшнего Дня. Институционная Церковь продолжает свою жизнь в мире, где действуют определенные экономические законы и социальная деятельность является неотъемлемым аспектом ее жизни.

Одним из важнейших элементов социально-экономической активности человека является труд. В православном понимании он не является наказанием за первородный грех, как его трактуют некоторые богословы, а непременным условием человеческой жизни. Труд — это закон человеческого существования, именно поэтому во Второзаконии звучат следующие слова: Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему (Втор. 5, 13—14).

Утверждая ценность человеческого труда. Господь наш Иисус Христос устанавливает иерархию для оценки труда. Именно Он основал Царство Божие, которое не от мира сего, но в то же время Церковь находится в мире подобно той малой закваске, которая заквашивает все тесто. Отношение к трудящемуся очень высокое, вспомним призыв Господа: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28). Это обращение вновь подчеркивает важность и ценность человеческого труда, который после пришествия Господа нашего Иисуса Христа хотя и остается полным тягот и лишений, но освящается Его страданиями и воскресением.

Обращаясь к тысячелетней истории Русской Православной Церкви, мы видим, как неуклонно и неустанно исполнялись заветы Христовы в Ее жизни. Недаром празднование Тысячелетия Крещения Руси отмечается ныне и за пределами нашей страны. Крещение — та точка отсчета, с которой начинается подлинное бытие русского народа как государственного организма, интенсивное развитие его культуры. Христианство сплотило разрозненные народности, просветило их, создало необычные ранее школы — русские монастыри, которые являлись очагами просвещения вплоть до XVII столетия, когда государство начало создавать светские школы. Начиная с преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских в русских монастырях шла неустанная работа по переписке богослужебной и научной литературы, по переводу необходимых богословских творений, по обучению новоначальных грамоте и основам христианства. Деятельность Русской Церкви с первых веков ее бытия дала нам величественные памятники архитектуры — Киевскую и Новгородскую Софии, храм Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире и множество других архитектурных шедевров.

По списку, приводимому Е. Е. Голубинским в «Истории Русской Церкви», на протяжении трех веков, с Х по XIII, только каменных храмов и монастырей было построено свыше 80. Необходимо учесть, что кроме них повсеместно строились в гораздо большем количестве деревянные монастыри и храмы. Многие из этих построек отличались красотой и богатством. Наиболее замечательным из них является Киево-Софийский собор, имевший 13 глав. Новгородская София, первоначально выстроенная как деревянный храм, также имела 13 глав. Начиная с XI века на Руси появляются собственные иконописцы. Роспись Киевской Софии производили греческие мастера, но помогали им русские ученики. Один из них, впоследствии монах Киево-Печерской Лавры Алипий, был причислен к лику святых. Ярослав Мудрый создал при Киевской Софии школу писцов, главная цель которой состояла в подготовке квалифицированных переписчиков богослужебных книг. Знаменитое Остромирово Евангелие является одним из лучших свидетельств успехов церковного книгописания уже к середине XI века.

Необходимость освещения храмов потребовала налаживания производства светильников — «хоросов» и подсвечников, а также свеч. Не будем забывать о священной символике богослужения, немыслимой без свеч или икон. Горящая свеча напоминает христианину о том, что и он должен гореть молитвой к Спасителю. Икона, по глубокому замечанию священника П. Флоренского,— это «окно в горний мир». Она также призвана помогать устремлению молитвы верующего к престолу Творца. Киевские мастера достигли замечательных успехов в производстве миниатюрных образков в технике перегородчатой эмали, не уступающей грузинским и византийским эмалям. Недавние археологические раскопки обнаружили множество древних крестов, изготовленных русскими мастерами. До наших дней сохранился потир XII века из Переславля-Залесского, предназначавшийся, по-видимому, для кафедрального собора. Изящество работы говорит о высоком мастерстве. Сохранились сведения о мастерской в древнем Киеве, которая занималась изготовлением предметов церковного обихода.

В домонгольский период хозяйственная деятельность Русской Церкви достигла высочайшего расцвета — свидетельством этого являются те немногочисленные памятники архитектуры, которые сохранились до наших дней. Но вскоре после монголо-татарского нашествия картина резко изменилась. Многие города и храмы были разрушены, жители перебиты или уведены в полон. Но в этот тяжелый для нации период обнаружилась великая духовно-нравственная сила Церкви. Митрополиты Кирилл и Максим старались сохранить уцелевшее и укрепить дух народа. Святителю Кириллу удалось учредить православную епархию в самом Сарае — столице завоевателей, поддерживая таким образом дух русских пленных, томившихся в дальнем краю. Напомним, что само дело освобождения Руси от монголо-татарского ига непосредственно связано с деятельностью двух великих русских церковных подвижников — святого Митрополита Алексия и Преподобного Сергия Радонежского.

Огромное значение для Руси имел авторитет святых «Северной Фиваиды», поскольку именно они были первопроходцами в освоении пространств северо-востока. Небывалая роль в этом движении принадлежала Церкви: продвижение по новым землям сопровождалось строительством новых монастырей и храмов, вокруг которых впоследствии организовывалась хозяйственная жизнь. Успех колонизации, которой не сопутствовало хищническое истребление природных ресурсов и богатств, во многом обуславливался духовным воздействием Церкви. Подвижническая жизнь русских монахов органически сочеталась с хозяйственным преображением окружающей природы. Соловецкий монастырь, построенный святыми Зосимой и Савватием,— наиболее яркий пример преображения суровой русской природы. При архимандрите Филиппе (Колычеве), впоследствии Митрополите и мученике, причисленном к лику святых, Соловецкая обитель достигла значительного расцвета: Успенский и Преображенский соборы вместе с другими зданиями, многочисленные каналы, водоемы, дороги, мельницы, мастерские, солеварни образуют неповторимый ансамбль.

Монастыри развивали передовое по своему времени хозяйство — на монастырских землях применялась троепольная система земледелия. Будучи крупным землевладельцем, Русская Церковь всегда в тяжелое для государства время оказывала помощь. В Смутйое время Троице-Сергиев монастырь пожертвовал более 65 тысяч рублей, Соловецкий — более 17 тысяч, все это кроме пожертвований ценными вещами. Но реформы Петра I положили начало новому, синодальному, периоду истории Русской Церкви. Хозяйственная деятельность была целиком подчинена государственному учреждению — Монастырскому приказу. Петр I изъял множество серебряной и золотой церковной утвари. Был создан Святейший Синод, которому впоследствии была передана власть над Монастырским приказом. В этот же период формируется институт церковных старост. Последующие правления не были столь требовательными к хозяйственной деятельности Церкви вплоть до царствования Екатерины II. Екатерина II освободила монастырских крестьян, секуляризовала монастырские земли, жестко регламентировав вознаграждение духовенства за совершаемые требы.

Подобное отношение к хозяйственной деятельности Церкви продолжалось вплоть до правления Александра II, то есть до середины XIX века. Оживление общественной жизни отразилось и на Церкви. В 1864 году появились «Положения о церковных братствах и приходских попечительствах». Попечительства основывались «для попечения о благоустройстве и благосостоянии приходской церкви и причта в хозяйственном отношении, а также об устройстве первоначального обучения детей и для благотворительных действий в пределах прихода» (2). Это Положение было утверждено в 1868 году. В состав попечительств входили местные священнослужители и церковный староста как непременные члены, а также прихожане. К 1880 году насчитывалось свыше 11.800 попечительств. Период с XVIII по конец XIX века характеризуется активным храмовым строительством. Ряд замечательных храмов был выстроен в Петербурге: архитектором Воронихиным — Казанский собор, Монферраном — Исаакиевский собор, в Москве выстроен храм Христа Спасителя, в Киеве — Владимирский собор, в росписи которого приняли участие В. Васнецов, М. Нестеров, М. Врубель.

Преображение мира в духе заветов Господа нашего Иисуса Христа всегда было задачей Русской Церкви. Осознание этой задачи после нескольких веков забвения было вновь выявлено русскими богословами русского религиозного ренессанса. С. Н. Булгаков, впоследствии ставший священником, еще в 1912 году писал в своей книге «Философия хозяйства»: «Понять мир как объект трудового, хозяйственного воздействия есть очередная ее [философии] задача, к которой одинаково ведет и экономизм, и критицизм, и прагматизм, и мистицизм» . Он же подчеркивал важность религиозного осознания для своего времени проблемы философии хозяйства: «Своеобразную остроту проблема философии хозяйства получает и для современного религиозного сознания. В эпоху упадка догматического сознания, когда религия всего чаще сводится к этике, лишь окрашенной поэтическими „переживаниями", особенно важно выдвинуть онтологическую и космологическую сторону христианства, которая отчасти раскрывается и в философии хозяйства» (4).

Удивительно глубоко раскрывал скрытую сущность русского храмоздательства мыслитель и богослов Е. Н. Трубецкой. Он писал: «Храм понимается как то начало, которое должно господствовать в мире. Сама вселенная должна стать храмом Божьим. В храм должно войти все человечество, ангелы и вся низшая тварь... храм олицетворяет собой иную действительность, то небесное будущее, которое манит к себе, но которого в настоящее время человечество еще не достигло. Мысль эта с неподражаемым совершенством выражается архитектурою наших древних храмов, особенно новгородских... Византийский купол над храмом изображает собою свод небесный, покрывший землю... наша отечественная „луковица" воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным потустороннему богатству» (5). Органически усвоив богатые традиции церковной материальной культуры Византии, Русская Церковь немало сделала для их последующего развития. Более того, русский народ сумел творчески переосмыслить многие традиции Византии и создать свои шедевры церковного творчества, глубоrо отличные от первоначальных образцов.

Архитектура и символика православных храмов, красота русских икон, богатейшая символика церковных облачений, высокая художественность исполнения церковной утвари оказывали. и продолжают оказывать на душу народа очищающее влияние. На протяжении столетий русские храмы были архитектурной и духовной доминантой русских городов и сел. Они были средоточием духовной жизни, вокруг которой концентрировалась и жизнь общественная. Монастыри укрывали во время нашествий жителей окрестных сел. Достаточно вспомнить роль Троице-Сергиевой обители во время нашествия польских войск в Смутное время. Не достало бы времени, если бы мы захотели перечислить все достоинства и исторические заслуги русских храмов и монастырей. История их славна и неоднократно описана.

Новый период начинается с 1917 года, когда после Великой Октябрьской социалистической революции Церковь была отделена от государства. Взаимоотношения между ними складывались непросто. В ходе длительного процесса происходила нормализация отношений. Исключительное значение в этом процессе имела деятельность митрополита (с 1943 — Патриарха) Сергия, возглавлявшего нашу Церковь с декабря 1925 года. Его подвижнические труды и авторитет позволили уже в годы Великой Отечественной войны провести Поместный Собор и разрешить неотложные задачи, стоявшие тогда перед Русской Православной Церковью. Вспомним его слова: «Веруем, что до скончания века Христос не оставит Своей Церкви Своим благодатным присутствием, во дни же испытаний по-прежнему будет посылать в Свой виноградник достойных делателей, „стражей Дому Израилеву", чтобы и они, совершив свой подвиг, просияли, как светила в светлом лике святых отцов» (6).

Обширность и разнообразие задач, решаемых Церковью в новых условиях, предопределили необходимость создания в 1946 году в качестве синодального учреждения при Святейшем Патриархе Хозяйственного управления Московской Патриархии. Практическое становление деятельности Хозяйственного управления связано с именем Святейшего Патриарха Алексия. При нем были заложены основы руководства хозяйственной деятельностью Церкви и определены конкретные области организации разработки производства и распределения церковной продукции. Было налажено производство свечей, пошив облачений, ремонт, а затем и производство церковной утвари, иконописное производство.

Принципиально новый этап в деятельности Хозяйственного управления связан с трудами Святейшего Патриарха Пимена. Достоверно зная нужды Хозяйственного управления Московской Патриархии по собственному опыту руководства его деятельностью, Святейший Патриарх Пимен уделяет постоянное внимание хозяйственным вопросам, дает конкретные указания по отдельным видам продукции и производства. Новым этапом в деятельности Хозяйственного управления явилось создание в 1980 году в подмосковном поселке Софрино завода, обслуживающего нужды Церкви. На освящении комплекса мастерских Патриарх Пимен произнес речь, которая является руководством к действию и поныне: «Хозяйственное управление Московской Патриархии сегодня получает великолепный комплекс современно оборудованных производственных и административных помещений для продолжения работ по изготовлению предметов церковно-религиозного назначения. Вашими руками будут изготовляться свечи, иконы, церковная утварь, богослужебные облачения, нательные крестики, ладан, многие другие предметы церковного обихода. Будьте достойными продолжателями традиций русских умельцев, вкладывавших в труд свою душу, свою веру, свой дивный талант. Мы рады, что и сегодня у нас есть для всякого дела усердные люди, искусные для всякой работы (1 Пар. 28, 21). Сознание духовной преемственности, желание не только повторить, но и превзойти по красоте, изяществу древних мастеров пусть вдохновляет вас на создание новых художественно богатых изделий» (7).

Перед организаторами производства и работниками Софринского завода стояла сложная задача — на базе освоения традиций прошлого воссоздать на новом технологическом уровне изготовление предметов церковного декоративно-прикладного искусства, возродить славу русских мастеров. В новых мастерских были созданы условия для воспитания высококвалифицированных кадров, которых сегодня насчитывается около ста человек. Общее же число сотрудников достигло тысячи человек. То движение, которое с 1985 года охватило наше общество, не могло не коснуться и хозяйственной деятельности Русской Православной Церкви. Производство поднялось на новую качественную ступень. Все основные процессы механизированы. И хотя при изготовлении отдельных предметов, требующих высокой художественной обработки, применяется ручной труд, серийный выпуск продукции мало чем отличается от изделий старых мастеров.

В изготовлении церковной утвари и написании икон постепенно осуществляется возврат к допетровским традициям. В мастерских изготавливаются кресты, панагии, потиры, иконы, крестики для новокрещеных младенцев, паникадила в несколько ярусов, семисвечники, венцы, хоругви и еще множество видов продукции — всего около пятисот наименований. Применяются такие художественные методы, которые считались чуть ли не навсегда утраченными: филигрань, эмали, резьба по дереву и металлу. Большое внимание уделяется реставрации старинных предметов церковного обихода. Когда в мастерские поступают редкие оклады икон, сосуды, хоругви, кресты или подсвечники, с них обязательно снимают копии, которые берутся за образец для изготовления новой церковной продукции. Изделия Софринского завода можно встретить в православных храмах Канады, ФРГ, Бельгии, Западного Берлина, Греции, Австрии, Аргентины. Недавно иконописный цех получил заказ из Иерусалима — написать для православного храма шесть больших икон. Для православных храмов Японии написано 26 икон. В США отправлено из Софрино 10 икон для православного храма в штате Нью-Джерси.

По-прежнему уделяется большое внимание строящимся, вновь открываемым и реставрируемым храмам. Благодаря усилиям Хозяйственного управления открыт храм в г. Тольятти Куйбышевской епархии. Трудно описать, какого напряжения духовных и физических сил потребовало от тружеников Софринского завода открытие Свято-Данилова монастыря в Москве. Для описания этих подвижнических трудов понадобилось бы дополнительное время: начиная от написания икон и кончая кузнечными работами, изготовлением паникадил и необходимых строительных материалов для реставраторов — все это поставлялось Софринским заводом. И результат налицо — Данилов монастырь готов принять гостей уже в канун величайшего праздника — Тысячелетия Крещения Руси.

Немалое внимание Хозяйственное управление уделяет подворьям, которые по традиции входят в круг его забот. Проведены большие ремонтные работы в Болгарском подворье, немалые — в Новодевичьем монастыре и Афонском подворье. На очереди — Антиохийское подворье. В связи с передачей Церкви Оптиной пустыни и Толгского монастыря в Ярославской епархии готовится проектно-сметная документация и закладывается сырьевая база для ведения реставрационных работ. В Москве при деятельном участии Хозяйственного управления были отреставрированы храмы Воскресения Христова в Сокольниках, Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках. Благодаря усилиям Хозяйственного управления проведена реставрация куполов и иконостасов во многих соборах и храмах Московского Патриархата.

Хозяйственное управление оказывает всемерную помощь свечному производству в одиннадцати епархиях: Алма-Атинской, Астраханской, Ижевской, Иркутской, Казанской, Краснодарской, Куйбышевской, Ленинградской, Оренбургской, Пермской, Ташкентской. Помимо распределения им фондов, иногда приходится делиться и сырьем Софринского свечного производства, благодаря чему выпуск свечей в этих епархиях носит стабильный характер. Попробуем окинуть взглядом тот небольшой временной период, который отделяет нас от основания мастерских в Софрино до нынешнего дня, чтобы посмотреть, что же конкретно достигнуто с 1980 года. За этот период выпущено:

Свечей (в кг) — 11 100000
Икон (в шт.) — 25 000 000
Иконы живописные (в шт.) — 5 389
Крестики нательные (в шт.) — 63 000 000
Облачения иерейские (комплекты) — 0515
Облачения диаконские (комплекты) — 5213

Ежегодно за рубежом устраиваются Национальные выставки и Международные ярмарки Советского Союза, в составе которых имеются церковные разделы. За последние три года таких выставок и ярмарок состоялось около сорока. Во всех приняли участие и изделия Софринского завода. Выставки прошли в Алжире, Ливии, на Кипре, в Сирии, Австрии, Индии, Дании, Норвегии, Финляндии, Швейцарии, Италии, ФРГ. В США продолжается выставка под девизом «СССР: человек, семья, общество». С 25 августа 1987 года по 15 мая сего года она должна быть показана в следующих городах: Новом Орлеане, Атланте, Вашингтоне, Мемфисе, Цинциннати, Канзас-Сити. На выставке представлен стенд «Религия». Широко демонстрируются изделия Софринского завода и мастерских в с. Алексеевское. Только в Новом Орлеане и Мемфисе с ней ознакомились 120 тысяч посетителей. Естественно, что выставка широко освещалась средствами массовой информации.

В текущем году готовится церковная экспозиция в г. Салониках, в Греции, а также в Вене. В далекой Австрии сооружен иконостас и у икон Спасителя нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери будут стоять софринские подсвечники с 40 горящими свечами. В канун празднования 1000-летия Крещения Руси иждивением епархиальных архиереев также были организованы церковные выставки за рубежом, где была представлена продукция Софринского завода. Все церковные выставки говорят об одном: мастерство софринских тружеников всегда вызывает всеобщий интерес, можно даже сказать — изумление, а также чувство уважения к Русской Православной Церкви. Заказы на продукцию Софринского завода поступают не только от отечественных и зарубежных приходов Русской Православной Церкви, но и от братских Поместных Церквей.

В своих трудах Хозяйственное управление получает действенную помощь и содействие Совета по делам религий при Совете Министров СССР в обеспечении производства фондовыми материалами, в разрешении многочисленных практических вопросов в деле сотрудничества с государственными хозяйственными предприятиями. В последние три года ощущается, что процесс демократизации, перестройки и хозяйственной реформы, идущей в стране, положительно сказывается и на хозяйственной деятельности Церкви. Многие вопросы решать стало значительно легче.

Накоплен достаточный опыт организации производства. Все дело в том, что Хозяйственное управление трудится в условиях хозрасчета и полной самоокупаемости вот уже без малого сорок лет. Штаты управленческого аппарата в десятки раз меньше, чем в государственных предприятиях. Сами условия жизни способствовали разрешению многих проблем: Хозяйственное управление с самого момента своего возникновения призвано было решать проблемы обеспечения приходов Русской Православной Церкви продукцией, которую никто не производил. При этом важно было упрочить финансовую базу производства. Причем в отличие, скажем, от Издательского отдела, задачи которого во многом схожи, Хозяйственное управление пользуется только своей производственной базой, не прибегая к помощи государства. И надо сказать, что Хозяйственное управление в целом справилось с поставленными перед ним задачами.

Хотя этот доклад носит юбилейный характер, нельзя умолчать и о ряде серьезных проблем, которые поныне стоят перед Хозяйственным управлением. Несмотря на то что все, что производится Хозяйственным управлением, не предназначается для рыночной продажи или для продажи населению, а имеет сугубо культовое назначение и используется лишь в храмах при богослужении, вся продукция облагается налогом, как если бы она производилась для реализации на товарном рынке. Нам кажется, что это устаревшее положение следует пересмотреть и подвергнуть значительной корректировке.

Одно из самых больных мест — реставрация церковных зданий, находящихся под охраной государства. Чаще всего так называемая охрана сводится с тому, что на разрушающемся здании висит охранная доска. Когда же община приступает к реставрации памятника, то ей приходится обивать пороги бесконечных бюрократических инстанций, испрашивая разрешения на реставрацию. Процесс оформления проектно-сметной документации затягивается на годы, а здания, имеющие культурную ценность, продолжают тем временем разрушаться. Производственные бюро по охране памятников культуры совершенно нефункциональны — они выродились в бюрократические учреждения, которые служат лишь собственным интересам. Если же Церковь берется за восстановление зданий, то эти работы также облагаются немалым налогом. Хотя, если задуматься, восстанавливая памятники культуры. Церковь восстанавливает и утраченный облик городов и сел, воссоздавая культурный облик и содействуя, тем самым так называемой «культурной экологии», занимающей ныне столь важное место в деле воспитания патриотизма.

Остается нерешенным вопрос о церковной собственности в современных условиях. Доставшаяся в наследство от синодального периода церковная собственность была после революции национализирована и затем передана в бесплатное пользование верующим. Длительное время церковные здания не строились, а существующие не реставрировались. В настоящее время возникает вопрос о правовом статусе вновь построенных церковных зданий, сооруженных на средства, собранные верующими, а также о статусе вновь изготовленной церковной утвари. Будучи отделена от государства, Церковь не может не иметь собственного имущества. Пользуясь государственным имуществом, пусть даже и безвозмездно, Церковь на деле оказывается в зависимости от государства. Это возникшее противоречие также следует подвергнуть корректировке.

Но особо важный вопрос, можно сказать проблема проблем,— это создание собственного реставрационного участка со всеми вытекающими отсюда последствиями. Прибегая к помощи государственных организаций, занимающихся реставрационными работами, Хозяйственное управление пришло к выводу, что организации эти нерентабельны, те работы, которые исполняются ими, почти сплошь некачественны. Если учесть, что предстоит реставрация полностью запущенных Оптиной пустыни и Толгского монастыря, то прибегать к помощи маломощных и нерентабельных трестов, занимающихся реставрацией,— значит пускать на ветер огромные средства. Если бы Совет по делам религий при Совете Министров СССР рассмотрел вопрос о создании при Хозяйственном управлении собственного реставрационного участка с выделением всех необходимых материалов, то многие реставрационные проблемы решались бы в более короткий срок, с меньшими затратами и более качественно.

И наконец последняя проблема. Достигнутый уровень производства и наличие заказов из-за рубежа позволяют сделать вывод — производимая Хозяйственным управлением продукция находится на уровне мировых стандартов и вполне конкурентоспособна. В ближайшем будущем предстоит рассмотреть вопрос о том, каким образом Хозяйственное управление может пользоваться той иностранной валютой, которую оно получает за свои изделия. Конечно, в настоящий период еще не все отечественные епархии полностью снабжены всем необходимым, но по мере увеличения мощностей вполне бы могли быть удовлетворены заказы иностранных потребителей церковной продукции. Тем более что Закон о кооперации предусматривает возможность подобных деловых соглашений и пользование иностранной валютой. Подобные деловые отношения, несомненно, способствовали бы дальнейшему укреплению международных позиций Русской Православной Церкви и расширению ее материальных возможностей.

Тем более что деятельность Хозяйственного управления привлекает постоянное внимание зарубежных гостей. Желание журналистов, зарубежных архиереев увидеть, как осуществляются работы, столь велико, что постоянно проводятся своеобразные экскурсии в Софрино. Так 26 октября 1986 года для аккредитованных в Москве иностранных корреспондентов Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата организовал ознакомительную поездку в Софринские мастерские. В поездке участвовало около тридцати иностранных журналистов, а также представители МИД СССР. Интерес ко всему, что связано с мастерскими Московского Патриархата, достаточно велик. В августе минувшего года Софрино посетил Святейший Вселенский Патриарх Димитрий I со своей свитой, а в марте 1988 года — Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Парфений III, также с делегацией. За последние несколько месяцев о мастерских было снято несколько фильмов и написано множество объективных статей как в Советском Союзе, так и за рубежом.

Отчасти повышенный интерес к деятельности Хозяйственного управления продиктован еще и тем, что огромный объем работ выпал на его долю в связи с предстоящим празднованием Тысячелетия Крещения Руси. Список изделий, специально подготовленный к этому великому событию в жизни нашей Церкви, насчитывает до сотни наименований. Даже в свои выходные дни сотрудники мастерских самоотверженно трудятся в Софрино и Алексеевском, чтобы успеть изготовить небывалое до этого количество изделий и по номенклатуре, и по ассортименту. Согласно разработанному ХОЗУ и утвержденному Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом плану, освоен выпуск целого ряда совершенно новых церковных изделий: юбилейные кресты и панагии для участников Поместного Собора и православных гостей -— 250 шт.; юбилейные кресты для священников — 500 шт.; особый крест для инославных гостей — 220 шт.; ордена святого Андрея Первозванного, святой равноапостольной великой княгини Ольги и преподобного князя Даниила (двух степеней), которые предстоит утвердить высшей церковной власти; юбилейная медаль с изображением святого благоверного князя Владимира, медная — 5 тысяч, алюминиевая — 30 тысяч. Кроме официальной, выпущена медаль Патриаршая, а также памятная медаль для г. Киева (соответственно — 2 и 10 тысяч), медаль для Данилова монастыря (1 и 5 тысяч), календари с видами соборов и церквей — заказ исполняется по желанию архиереев, настоятелей церковных советов.

К празднованию Тысячелетия также подготовлены: различная церковная утварь высокого художественного достоинства, живописные иконы разного формата, различные картины с инкрустацией, художественное литье (настольная скульптура святого благоверного князя Владимира — 50 штук и икона святых страстотерпцев Бориса и Глеба—200 штук), живописные миниатюры и складни, медальоны, пасхальные яйца — 50 тысяч, подсвечники, оригинальный посох — 50 штук, плакетки (иконы) из меди — 5 тысяч, из алюминия — 10 тысяч, буклет «Патриархи Русской Православной Церкви» — 1 тысяча, шкатулки каменные с живописью, огромное количество памятных значков. Подготовлены иконы святых благоверных князя Владимира, княгини Ольги и апостола Андрея Первозванного—всего 2 тысячи (цветное фото 18Х24).

К тем пятистам видам продукции, которые были освоены мастерскими, добавлено еще шестьдесят видов совершенно новых изделий, выпускаемых к великому торжеству. Вся продукция — с юбилейной символикой. Для официальных участников торжеств готовятся специальные сувениры с соответствующей памятной надписью. Всевозможные подарки будут предложены и всем тем, кто примет участие в праздновании этого знаменательного события. Осенью 1987 года Хозяйственное управление предложило настоятелям и старостам московских храмов посетить Софрино и обсудить вопрос не только сувенирной, но и необходимой церковной продукции, потребной для каждого храма в период праздника, когда в Москве соберется немало гостей. Ознакомившись с постоянно действующей выставкой и новой сувенирной экспозицией, все приглашенные смогли оставить необходимый заказ. В настоящее время все епархии приглашаются определить необходимое для них количество медалей и значков в ассортименте для праздничных дней. Таким образом мастерские Московской Патриархии вместе с Хозяйственным управлением прилагают старание, чтобы празднование Тысячелетия Крещения Руси прошло достойно.

Труды, понесенные Хозяйственным управлением за обозреваемый период,— немалые, и, быть может, кто-то вспомнит слова Господа нашего Иисуса Христа, обращенные им к Марфе: Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее (Лк. 10, 41—42).

Предвидя возможные упреки, адресованные Хозяйственному управлению со стороны аскетически настроенных собратьев, отмечу, что и в православной аскетике существует четкий взгляд на природу церковного служения. Никогда не допускался новоначальный к созерцательной жизни, если он не прошел этап деятельной жизни. Вспомним хотя бы многочисленные послушания наших великих святых — Преподобного Сергия, преподобного Серафима Саровского. Человеческая ипостась Церкви требует и ждет от нас деятельных подвигов. Как тут не вспомнить наставления святителя Тихона Задонского, которые он объединил в своей книге под общим названием «Сокровище духовное, от мира собираемое»: «Древо доброе приносит плоды хозяину и прочим людям: тако добрый христианин творит добрые дела для славы имени Божия и пользы ближних своих. Добрые плоды доброго дерева, хотя и висят и показуются быть на древе, однако ж не древу самому, но семени доброму, от которого древо произросло, приписуются: тако и добрые дела, хотя и творит их добрый христианин, благому и человеколюбивому Богу должно восписывать, Который доброе семя на сердце человеческом посеял, и добрым его сделал, и помогает ему и укрепляет его добро творити; без Бога бо и добрым быть и добро творить невозможно, по словеси Господню: без Меня не можете творить ничесоже (Ин. 15, 5). Древо доброе чем более отребляется и очищается от делателя, тем более плодов приносит: тако добрый христианин, чем более наказуется и исправляется от Небесного делателя Бога, тем лучший бывает и более добрых дел творит» (8).

Красота и благолепие богослужения, произведшие более тысячи лет тому назад столь неотразимое впечатление на послов святого равноапостольного князя Владимира и Византии, способствовали окончательному выбору христианства. Внешние атрибуты богослужения необходимы более всего новоначальным, но без них не было бы в нашей Церкви ни святых, ни мучеников, ни страстотерпцев. Ибо каждый вновь приходящий в Церковь проходит этот этап. Роль материальной церковной культуры в формировании нравственных и эстетических воззрений христианина велика, и вряд ли кто отважится отрицать ее. Это отмечают и современные исследователи нашего славного прошлого. Прислушаемся к одному из самых глубоких ученых, нашему современнику академику Д. С. Лихачеву: «Избы и церкви деревенский зодчий ставил как подарки русской природе, на пригорке над рекой или озером, чтобы любовались своим отражением. Деревянные стены долго сохраняли тепло рук их строителей. Золотая маковка не только издали светилась, как украшение, но и была ориентиром для путника. Не само здание как таковое было нужно человеку, а здание, поставленное в определенном месте, украшающее его, служащее гармоническим завершением ландшафта. Поэтому памятник и ландшафт хранить нужно вместе, а не раздельно. Вместе, в гармоническом их сочетании, они входят в душу человека, обогащая его представление о прекрасном» (9).

Все это вдохновляет нас на служение Русской Православной Церкви. Оглядываясь на пройденный путь, мы вспоминаем напутствие Святейшего Патриарха Пимена, произнесенное им восемь лет назад при освящении патриархийных мастерских в поселке Софрино: «Приходы, монастыри, духовные школы, простые верующие Русской Православной Церкви с нетерпением ждут от вас высококачественной, искусно изготовленной церковной продукции. Трудитесь честно, благоговейно, в усердии не ослабевайте (Рим. 12, 11). А мы молим Бога, чтобы Он исполнил вас Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, составлять искусные ткани, работать из золота, серебра и меди... и делать всякую художественную работу (Исх. 35, 31—33). Начальствующих призываю уважать трудящихся у вас... и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою (1 Фее. 5, 12—13). Господь да благословит ваши труды в этих новых благоустроенных помещениях мастерских Московской Патриархии» (ЖМП, 1980, № 11, с. 15).

Конечно, трудно самим труженикам оценивать сделанную ими работу, оценить, насколько они преуспели в исполнении напутствий Святейшего Патриарха Пимена, но величайший праздник Тысячелетия Крещения Руси явится своеобразным экзаменом, проверкой деятельности Хозяйственного управления. Все мы надеемся, что оно с честью выдержит это испытание и еще раз одарит  наших гостей и устроителей торжества той радостью, которой исполнялись наши праотцы в великих соборных храмах — Святой Софии в Константинополе, Святой Софии в Новгороде, Святой Софии в Киеве, соборе Живоначальной Троицы во Пскове, соборе Живоначальной Троицы в Троице-Сергиевой обители и других храмах нашей Отчизны.


1. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви.— Богословские труды. М., Московская Патриархия, 1972. Сб. 8, с. 98.
2. Барсов Т. Из сборника действующих и руководственных постановлений по ведомству православного исповедания. Т. 1. М., 1896, с. 1.
3. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М., 1912, с. I.
4. Там же, с. III.
5. Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе. Париж, 1965, с. 15—16.
6. Сергий, Патриарх. Есть ли у Христа наместник в Церкви?—В кн.: Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947, с. 71.
7. Журнал Московской Патриархии, 1980, № 11, с. 13—14.
8. Святитель Тихон Задонский. Сокровище духовное. СПб., 1898, т. 2, с. 5.
9. Лихачев Д. С. Прошлое — будущему. Л., Наука, 1985, с. 51.

"Материалы Поместного Собора РПЦ" // Издание Московской Патриархии. С. 366