Священник Виктор Праздничный,
О. С. Подуст
Реабилитацию больных, страдающих алкогольной
зависимостью, обычно понимается система, включающая медицинские,
психологические, социальные меры, направленные на исцеление больного.
Как правило, светское понимание реабилитации этим и исчерпывается. Но
для православной медицины и психологии безусловно: невидение духовных
корней алкогольного недуга и, соответственно, отсутствие духовного
воздействия на больного делает лечение малоэффективным. Под духовной
реабилитацией алкоголезависимых людей следует понимать процесс
восстановления их телесно-душевного и душевно-духовного здоровья путем
вовлечения их в молитвенно-богослужебную жизнь, в жизнь с Богом.
Каково же православное понимание корней алкоголизма? Человек – созданье
Божье, поэтому независимо от субъективных религиозных самооценок ему
свойственно искать Абсолютного, Всеблагого, Вечного. Только вне
спасительного учения Христова, вне силы Таинств и тысячелетнего опыта
Церкви душевные движения превращаются в блуждание впотьмах. А чудовищная
несытость души компенсируется при этом суррогатами благодатного
богообщения: безудержным приобретательством и гонкой за житейскими
удовольствиями («шоппингомания» – уже не метафора, а название душевной
болезни), сексоманией, наркоманией, алкоголизмом.
Как видно из подобного рассуждения, медицинские и
светско-психологические методы лечения при невнимании к духовным
процессам способны в лучшем случае дать лишь временный «болеутоляющий»
эффект. Это не значит, что мы предлагаем больным отказываться от
традиционных мер воздействия. Мы принципиально настаиваем на системности
воздействия медицинских, психологических, социальных и духовных мер
реабилитации. Кроме того, духовная реабилитация алкоголезависимых людей
должна сочетаться с реабилитацией членов их семей. Ведь семья как
целостный, пусть и не всегда совершенный организм неизбежно болеет
болезнями отдельных своих членов, а иногда и провоцирует их. В духовной
реабилитации также важны принципы постепенности и длительности
воздействия. Не секрет, что греховные навыки души иногда формируются
десятилетиями. Поэтому обещания врачей и «целителей» избавить больного
за один сеанс свидетельствуют об их явной недобросовестности или о том,
что эффект будет весьма условным. Ведь «не пить» (например, от
внушенного под гипнозом страха смерти) еще не значит быть здоровым
человеком и полноценной личностью.
Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, считал, что Господь
Иисус Христос указывает пастырю на три единых пути воздействия на
паству: силой молитвы и Святых Таинств, силой пастырского слова и личным
примером. Думается, что в паломничестве эти пути предстают как бы в
концентрированном виде. Поэтому мы считаем паломничество мощным
средством реабилитации людей, стремящихся к трезвости. Давно замечено,
что в святых местах с человеком говорит Сам Бог, и паломничество
традиционно рассматривается в православии как «практика детовождения ко
Христу».
15 февраля 2006г. при Спасском храме было образовано общество
трезвенников «Обретение». Хорошо понимая возможности паломничества в
деле реабилитации алкоголезависимых людей, мы приняли план
сотрудничества врачей и психологов общества с Паломническим отделом.
Руководитель Паломнического отдела отец Виктор Праздничный каждую неделю
встречается с больными и их семьями, помогая понять духовные корни их
проблемы. Проведены уже две из запланированных ежемесячно экскурсий по
храмам города. Экскурсии включали и компонент знакомства с основами
православного вероучения, и историко-культурный компонент. Они были и
молитвенным трудом, и работой для тела, у некоторых отвыкшего от
движения. Первая была посвящена архитектуре и убранству русского
православного храма на примере родного Спасского. Больные и их
родственники оказались очень внимательными и заинтересованными
слушателями. Они спрашивали о многом: зачем «целовать» иконы, что
символизируют свечи, почему часть храма называется «трапезной». Вторая
экскурсия называлась «По стопам святителя Митрофана» и проходила по
историческому центру Воронежа. Посещая места, где мог бывать первый
Воронежский епископ, мы говорили о его жизни и служении. Молились в
Успенской адмиралтейской церкви, где он благословлял русский флот на
служение Отечеству. Пили воду и умывались в надежде получить исцеление
душ и тел у Митрофаньевского святого источника. Прогулка стала для
многих радостной, но ощутимой умственной, душевной и телесной нагрузкой.
Поэтому поклонение мощам святителя Митрофана в Покровском кафедральном
соборе, рассказ об их судьбе, а также прогулку к памятнику святителю у
строящегося Благовещенского собора мы запланировали на следующий раз.
После такой подготовки (она продлится до конца мая), будет целесообразно
организовать для людей, стремящихся к трезвости, и более сложные
паломнические маршруты: от однодневных к святыням нашей епархии до
многодневных за ее пределы. К примеру, уже сейчас наши подопечные
высказывают мечту поклониться чудотворной иконе «Неупиваемая чаша» в
городе Серпухов.
В настоящее время Паломнический отдел совместно со специалистами
общества «Обретение» рассматривает возможность реставрационного
паломничества для больных. Думается, что богоугодный труд по
восстановлению храмов и монастырей нашей епархии в сочетании с другими
средствами реабилитации мог бы значительно повысить их эффективность.
Надеемся, что такое постепенное вовлечение алкоголезависимых людей в
интеллектуальную, эмоциональную, физически-активную, а главное – в
молитвенно-богослужебную жизнь станет для них путем к исцелению и
спасению.
|
|
НАШИ КООРДИНАТЫ |
394000, Воронеж,
ул. Фрунзе, 16
Спасский храм (район ВГУ)
Тел./ф. 20-89-37 |
|
РУКОВОДИТЕЛЬ |

иерей Виктор Праздничный |
|
РАЗДЕЛЫ |
Общая информация |
|
ИНТЕРВЬЮ |
"Паломничество приносит пользу не всем" |
|
|
|
|
|