главная

Биография

Служения

Проповеди Труды Послания Интервью

"Кифа"


 «Кифа»: Владыка, Вы много говорите о необходимости бо­лее полного вхождения верующих людей в церковную жизнь. Мы сами видели, когда были на службе в кафедральном соборе, как Вы вдохновляете всех на общее пение. Какие Вы видите пути возрождения церковной жизни – не только храмов, но именно общей жизни церковного народа, и клира и мирян?

Митрополит Сергий: Вы сами знаете, что христианин дол­жен свою жизнь устроить так, чтобы Евангелие наполняло ее. Это не должен быть какой-то идеал, с которым время от времени можно сверяться и жить самостоятельной жизнью, это должно быть нормой жизни, и если для человека это будет нормой, внутренней потребностью, я думаю, что это и будет краткий ответ на ваш вопрос.

А так, конечно, я бы сказал (для нас, может быть, это немного странно звучит, потому что мы очень секуляризи­рованы – не только в России, Европа гораздо более секуля­ризирована, и Северная Америка, да и Южная Америка тоже), так вот, я бы сказал непопулярную вещь – что от человека действительно требуется, чтобы он жил по Еван­гелию, чтобы жизнь была наполнена его смыслом, чтобы человек чувствовал себя сопричастным Богу. Светским язы­ком это можно сказать проще: нужно, чтобы человек сози­дал добро и любовь. И добро, и любовь — это имена Божьи, поэтому в нашем православном понимании это одно – ве­рить Богу, или жить по Евангелию, или жить, творя любовь и добро. Поэтому не надо никогда разделять общественную жизнь, государственную жизнь и частную жизнь. Так, если бы люди, которые занимаются законотворчеством, ис­поведовали этот принцип любви в отношении к человеку, я думаю, очень многое изменилось бы в нашей жизни. И, ес­тественно, наша задача сейчас – это задача миссионерская. Как это ни странно звучит в XXI веке, но это так. И мы должны ненавязчиво показать людям, что ни приобретение богатства, ни занятие экономикой, полити­кой и чем-то еще, что увлекает человека – я не говорю уже о греховных занятиях – не может дать человеку полного удовлетворения, потому что нет пищи душе, нет пищи сер­дцу, ее даст только вера, благодать Святого Духа, которую человек получает, совершая молитву, общаясь в таинствах и занимаясь добрыми делами. Поэтому я призвал бы наше общество очень трезво и взвешенно относиться к тем процессам, которые в нем происходят. Я бы призвал всех все-таки задуматься над вечными вопросами, подумать, куда все идет: или к опустошению души человека и, как резуль­тат – его погибели до физиологического окончания его жиз­ни, или к тому, что человек становится творцом, созидате­лем, у него появляется энергия, которую он передает дру­гим людям. Поэтому вера очень важна нам для осуществ­ления всех этих дел, и нам нужно, наверное, быть со всеми людьми. Все мы призваны к святости, поэтому должны в первую оче­редь спрашивать с себя и своим примером зажигать других людей.

«Кифа»: Вы сказали о необходимости в первую очередь пра­вославной миссии в современном секулярном мире. Сейчас об­суждается миссионерская концепция Русской Православной Церкви. Какие Вы видите перспективы ее воплощения в цер­ковной жизни и были ли какие-то отклики на нее в вашей епархии?

Митрополит Сергий: Да, отклики у нас были, мы направляли ее священникам. Но мне как архиерею Рус­ской Православной Церкви очевидно, что какие бы концеп­ции мы ни составляли – миссионерскую концепцию, соци­альную концепцию – это то, чем живет Церковь внутри. Концепция – это только декларация перед миром, что мы этим занимаемся. Это изложение на доступном языке того, что присуще Церкви. Ничего нового не ставит ни миссио­нерская концепция, ни социальная концепция. Она сказала современным языком о простых, элементарных вещах, которые есть в церкви, больше ничего.

«Кифа»: Но ведь эти вещи не всегда воплощаются в полноте в реальной церковной жизни ?

Митрополит Сергий: В полноте их и невозможно воплотить. У нас есть таинство покаяния – не обряд, а таинство, потому что если бы человек не был склонен ко греху, тогда бы и таинство покаяния не нужно было бы, просто отсека­ли бы болящие члены, и все: «Вот ты заблуждаешься, пожа­луйста, отходи в сторону, нет тебе в святом обществе мес­та». А Господь еще в Библии сказал, что помышления гре­ховные у человека «от юности его», и поэтому Господь дает нам покаяние. И это покаяние является примером того, что ничего нет совершенного в жизни и в том числе в церков­ной жизни. Что такое церковная жизнь? Это же люди, жи­вые люди, живой организм. Это институт, в том числе и че­ловеческий, и в нем тоже кипят страсти, и там тоже идет борьба между добром и злом. И поэтому создать что-то уни­версальное, абсолютное мы не сможем. Концепция и назы­вается концепцией: в идеале она хорошая и замечательная, нужно стремиться ее исполнить. Она нужна и для того, что­бы человек ее прочитал и лишний раз задумался над жиз­нью, чтобы он наконец-то понял, если он еще не понима­ет, что от него требуется то-то и то-то. Вот в этом, я бы сказал, и состоит ценность этих деклараций церковных.

Миссия во Христе не означает, что мы будем препода­вать Закон Божий всем: и тем, кто хочет, и тем, кто не хочет его изучать. Это абсолютная ошибка. Нужно ждать такого состояния общества, маленьких лю­дей, чтобы эта информация была во­стребована. Чтобы они почувствова­ли, что это их жизнь. Иначе, когда есть какое-то насилие, происходит отторжение человека от этих святых истин. Поэтому и в школах вводится преподавание не Закона Божьего, а православной культуры. Это совсем другое дело, которое, повышая об­разовательный уровень человека, зна­комит его с православием. Если че­ловек заинтересуется, он может идти в ту замечательную глубину, которая преображает человека... И миссия должна быть, конечно, внутри чело­века, каждый человек должен быть миссионером. Ведь, действительно, если он обладает истиной, он скло­нен к тому, чтобы ею поделиться. Истина не может замыкаться в че­ловеке внутри, но главное – пони­мать все это правильно, потому что сейчас очень много лжемиссионеров, которые стараются расколоть Церковь, расколоть ее единство. Я вижу в этом целенаправленные действия. Допустим, заострение на абсолютно второстепенных вопросах типа ИНН, или того, что мир подходит к логическому концу – и все этого страш­но боятся. Мы ве­руем в Христа Воскресшего, так чего мы боимся второго пришествия Хри­ста? И почему мы еще больше бо­имся пришествия Антихриста? Чего мы больше ждем – пришествия Ан­тихриста или пришествия Христа? Если мы верующие люди, вера у нас очень глубокая, живая и творческая, тогда, естественно, все, что проис­ходит, нужно спокойно, по-евангельски понимать: «сему надлежит быть». Ты знаешь, что это должно быть, ты этого не боишься и не пугаешься. Никто у тебя веру твою не похитит, никто тебя автоматически не пре­вратит в адепта Антихриста, на это нужно свободное согласие человека. И если все это понимать, то эти вещи отступают на второй план.

Мне кажется, что нам, православ­ным христианам, нужно как раз вы­работать хороший здоровый вкус к жизни. И это будет самая большая миссия православия, которая нена­вязчиво даст не только нашим рос­сиянам, но и вообще людям, живу­щим в мире, увидеть его красоту. Я бы сказал, что это единственная бе­зальтернативная возможность, что­бы человечество жило счастливо и не боялось конца мира.

«Кифа»: Владыка, ближайшая кон­ференция Свято-Филаретовского ин­ститута будет посвящена миссии. Что в этой теме Вы считаете проблемным, о чем бы стоило поговорить?

Митрополит Сергий: Я думаю, что самое главное то, что практически у нас произошла секуляризация обще­ства, и общество не понимает глу­бины православия, красоты право­славия. Нам нужно не упро­щать православие, но суметь сказать, что это такое богатство, ради кото­рого стоит потрудиться.

Беседовали Маргарита ШИЛКИНА и Александра КОЛЫМАГИНА
 

#12 (50) июль 2006 г.