главная

Биография

Служения

Проповеди Труды Послания Интервью

Воронежская земля – родина государственников


Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий:
"Воронежская земля – родина государственников"
Интервью Правящего Архиерея газете «Павловский благовест»

- Ваше Высокопреосвященство, Вы возглавляете Воронежскую и Борисоглебскую епархию с 2003 года. Каковы Ваши впечатления от Воронежской земли, жителей Воронежского края, что особо запомнилось за это время, запало в душу?

- Я считаю, что Воронежский край очень уникален по своему духовному развитию, духовному потенциалу. Скажу, что это одна из составляющих, которая питает соки нашей Родины, ее духовную основу. Потому что люди, которые здесь живут, заслуживают самых добрых слов.  Можно много говорить об истории, связанной с глубокой духовностью края. Здесь подвязались святитель Митрофан Воронежский, святитель Тихон Задонский, святитель Антоний Смирницкий, преподобный Силуан Афонский и целый сонм новомучеников, которые ныне прославлены в лике святых. Это место массовых расстрелов в годы Советской власти, потому что здесь жили люди мыслящие. Одни были расстреляны за веру, другие – за убеждения. И потому, что было провозглашено: «до основания разрушим, а затем новый мир построим, кто был никем – тот станет всем», - на этом основании рушили не только видимую бюрократическую структуру государства, но, прежде всего, ликвидировали людей, которые могли мыслить не одинаково и не в унисон государственной философии.

Вспомним подвиг людей воронежской земли в годы Великой Отечественной войны Об этом мало говорят, но большинство военных операций на территории России так или иначе затрагивали Воронежский край. Здесь проходил фронт, была очень жестокая оккупация, так как стояли венгры, которые отличались преданностью нацистской идее и вели себя гораздо страшнее немцев. Наш край выжил, и наши солдаты здесь набрались сил, чтобы затем освобождать другие города. И то, что Воронежу не дали звание героя – считаю тоже особым духовным подвигом: отдать силы на освобождение других городов, а самим остаться в более скромном положении.

На воронежской земле произошло чудо в 1964 году, когда были возвращены церкви мощи святителя Митрофана. Святитель стал третьим святым, чьи мощи в советское время были возвращены из музейного плена церкви, после возвращения мощей прп. Сергия Радонежского и свт. Алексия Московского. Это совершилось при епископе Воронежском и Липецком Владимире, ныне митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском, и не произошло официально, торжественно.

После войны антирелигиозный музей в Воронеже не был открыт. Когда мощи свт. Митрофана были возвращены из Казахстана, где пребывали в эвакуации, при их передаче в краеведческий музей мощи подменили останками митрополита Владимира (Шенкевича), который скончался в 1926 году. Митрополит Владимир был муж очень праведный. На его похороны приезжал святитель Петр (Зверев) – святой новомученик воронежской земли. Он сначала помогал святителю Владимиру, так как тому было за 80-т лет, а затем был назначен на Воронежскую кафедру.

С 1964 года мощи свт. Митрофана находились в архиерейской домовой церкви. Мало людей знало об этом, но факт остается фактом: святыня находилась в должном месте и ей воздавалось должное поклонение.

В 1989 году состоялось торжественное перенесение мощей свт. Митрофана из резиденции архиерея в Покровский собор. Когда получали раку для мощей из музея, там нашли человеческие останки, что привело в смущение и митрополита Мефодия, и священнослужителей. Потому что знали, что мощи находятся в Покровском соборе. Люди, готовившие раку, живы и сейчас. Это священник и протодьякон. И когда они правили замок раки, то нашли записку, что это останки митрополита Владимира (Шенкевича). Они погребены на территории Акатова монастыря. Честная глава митрополита находится сейчас в домовом архиерейском храме за престолом.

За минувшее время, что служу в Воронежской и Борисоглебской епархии, самым запоминающимся были взаимоотношения с людьми. Скажу, что Воронежская земля, молитвами наших предков – родина государственников, воронежцы востребованы везде, и мы должны этим гордиться, народ у нас – уникальный.

О взаимоотношении с властью

-Владыка, как Вы оцениваете уровень взаимоотношений с властью области и районов?

- Взаимоотношения у нас очень хорошие и доброжелательные. Можно желать и лучшего, но они даже переходят законодательную границу взаимоотношений. Губернатор, главы районных администраций понимают значение и роль Православной церкви для сохранения общества, его воспитания, поддержания нравственных устоев, которые сохранились в нашем воронежском народе. Партийная система у нас только формируется, государственная идеология, к сожалению, отсутствует. Слава Богу, в обществе начинается возрождаться патриотизм, приходит понимание, что наша страна занимает свое особое место в геополитическом пространстве мира. И мы являемся наследниками исторической российской традиции, что ко многому всех обязывает. Православная церковь как раз учит людей быть достойными гражданами, патриотами своей Родины, что востребовано в настоящее время. И потому отношения у нас с представителями власти хорошие.

Монашество – особый духовный подвиг

- Как Вы оцениваете приходскую жизнь в епархии? Сказывается ли, как 3-4 года назад, недостаточное количество священнослужителей?

- Конечно, положение изменилось в лучшую сторону. Два-три года назад в епархии действовало 270 храмов, не хватало более ста священников. Пока нам не хватает около десяти священников, и мы не можем каждую общину обеспечить священнослужителями. Рукополагаем около тридцати священников в год, и столько же открывается новых церковных общин. Сейчас их действует уже около четырехсот.

В настоящее время мы решаем и другую проблему. Среди духовенства есть некая инертность, которая осталась с советского периода, когда уполномоченные по делам религии запрещали священнослужителям деятельность помимо службы. Священник должен не только совершать служение в стенах храма. Ему необходимо быть доступным, открытым для всех, жить в селе или в городе, где несет свое служение. Чтобы он знал всех и каждого человека, и чтобы люди знали его. Слава Богу, у молодых людей есть стремление стать священнослужителями.

В епархии действуют 3 мужских и 3 женских монастыря. Но пока мало желающих подвизаться в них и принимать монашество, послужить возрождению этого вида христианского подвига. Есть такие места, где раньше действовали прославленные монастыри. И люди приходят, просят открыть монастырь, жалуются на епархиальную канцелярию, что мне не подают всех писем. Мне подают всю корреспонденцию, приходящую в мой адрес, и людям я говорю: хорошо, монастырь мы откроем, но как его наполнить жизнью, кто из вас пойдет жить в монастырь, кто будет нести подвиг молитвы, послушания? Ведь на пустом месте монастырь не возникает. Иноческий образ жизни требует большого духовного напряжения, и не каждый к нему готов. Насельники приходят в монастырь из мира и часто несут с собой те болячки, те понимания жизни, которые они усвоили в миру. Они не стараются их изжить, а приносят все волнение мира в монастырь.

О восстановлении и строительстве храмов

-Владыка, как идет строительство и восстановление храмов в епархии, строительство Благовещенского кафедрального собора в г. Воронеже?

-Бывает, что там, где сохранились, открываются храмы, у людей есть ожидания, что кто-то придет и отремонтирует или восстановит храм. Нам нельзя забывать, что наши предки, которые пришла сюда из центральной России, Украины, как только приходили на место, находили средства и строили храмы. Возводились шедевры архитектуры, приобреталась замечательная утварь - и все это на крестьянские деньги.

- Наверное, поэтому в Павловске в первые годы после основания было 8 храмов...

- Есть населенные пункты в области, в которых проживает по две – четыре тысячи жителей, и люди все за то, чтобы храм действовал, но не хотят помогать в его возрождении. И мы отличаемся от других епархий в этом отношении. В других областях центральной России в селах с населением в 200-500 человек заботятся больше о своем храме. Нельзя забывать, что епархия для восстановления храмов не имеет никаких привлеченных средств, не занимается никакой финансово-экономической деятельностью. Мы аккумулируем те небольшие средства, которые народ несет в церковь, и за эти деньги строим Благовещенский кафедральный собор, содержим Воронежскую Православную Духовную Семинарию, Православную гимназию, достаточное количество епархиальных отделов, которые занимаются реальной работой. Даже если эти средства освободить, их не хватит на восстановление храмов по епархии. Восстановление храмов – задача местных церковных общин, предприятий, которые имеют доход. Нужно понемногу помогать храму: сделать крышу, привести в порядок стены. Если есть молитвенный дом – совершать службу в нем, но не успокаиваться на достигнутом.

Хорошей традицией является стремление жителей сел, которые живут по всей России, помогать в восстановлении храмов на своей малой родине. Мы кланяемся им в ноги за жертву на храм Божий и горячо благодарим. Но вместе с тем, я призываю всех жителей помогать в восстановлении своих храмов, помнить о нашем долге перед будущими поколениями, заботиться о своих духовных корнях, стремиться быть православными. Если мы не будем показывать пример своим детям, то наша страна станет совсем другой Россией…

-Что касается строительства Благовещенского кафедрального собора в г.Воронеже, то Святейший Патриарх при встречах со мной постоянно интересуется, когда собор будет достроен. Мы благодарим всех людей, которые жертвуют средства на постройку собора через фонд свт. Митрофана, и каждая копейка здесь не пропадает. Жертвуют, в основном, простые люди по своей доброте и от своей скудости, но этого явно недостаточно. Многие нас критикуют, потому что строительство идет не в том темпе, как бы хотелось.

Мы занялись пандусом, его необходимо привести в порядок, чтобы не разрушался фундамент. Сейчас главное найти средства – 30 млн. рублей на оштукатуривание собора изнутри. На внешнюю штукатурку необходимо более 50 млн. руб. Это огромные средства. Чтобы пригласить Патриарха на освящение собора, нам необходимо выполнить оштукатуривание в течение года. Епархия не может выделить столько средств. И поэтому, когда меня спрашивают, как строится собор, отвечаю: как строился в старину - постепенно.

Когда я ищу благотворителей в Москве – у меня там достаточно таких людей - они очень удивляются: как же вы в Воронеже не можете построить собор, ведь у вас достаточно состоятельных людей, и они помогают возрождать святыни в разных местах, и мне становится немного не по себе... Помогает немного администрация области, предприятия, но этого недостаточно для такого величественного здания. А арифметика здесь простая: если у нас 2,5 млн. жителей в области и каждый откликнется, то собор будет достроен очень быстро. Многие, к кому обращаемся, говорят: хотел помочь, но сейчас не могу, подождите 2-3 года, вот закончу свои дела…

Наверное не случайно затягивается это благое дело. Ведь что такое строительство собора, храма? Это, когда народ нравственно, морально дорос до сознания необходимости иметь такой собор. Созидание храма - это акт молитвенный. Когда Господь благословляет в ответ на то, что народ просит и хочет, чтобы храм был построен. А если мы просто со стороны интересуемся, как там строится храм, когда построится, - то ничего и не будет. Господь терпит и ждет, и свт. Митрофан не благословляет быстрого строительства, ожидая, чтобы собор действительно был востребован, нужен городу и народу.

Есть предложения заморозить все строительно-реставрационные работы по епархии и все средства направить на собор. Но и по епархии нужно строить и реставрировать храмы, и мы не можем за счет оскудения духовности на местах созидать здесь, в Воронеже. Думаю, что у нас область самодостаточная и народ самодостаточный, и мы сможем освоить и строительство собора в Воронеже, и реставрацию храмов по епархии. Естественно, собор будет достроен, но мне не хотелось бы, чтобы он строился 10-15 лет.

В Воронеже сейчас есть представительства районов области – такого нет нигде. Если мы так любим свой край, то мы должны полюбить его духовную составляющую, вложить сюда свою душу и позаботиться о благолепии родного края, и Господь даст нам то, в чем мы нуждаемся.

О жизни и трудах святителя Митрофана

- Владыка, нынешний год – год 175-летия прославления святителя Митрофана, первого епископа Воронежского. По приходам пронесены мощи святителя, прошли различные мероприятия. Каково для Вас значение жизни и трудов первого Воронежского архипастыря?

- Святитель Митрофан – уникальный человек, который жил на переломе эпох, смены мировоззрения в России, которая затронула не только государство, но и духовное развитие страны. Это переход от правления царей к императорскому периоду развития страны. Переход от патриаршего к синодальному периоду возглавления церкви. Свт. Митрофан оставил нам пример того, что можно сотрудничать со всеми людьми, в том числе и с такими реформаторами, как Петр Великий. Император Петр, как известно, в своем видении решения вопросов не перед чем не останавливался. А свт. Митрофан умел ему противостоять, поддерживал духовно и имуществом своим, церковным, созидание Российского флота. И, вместе с тем, он противостоял тем начинавшимся порокам, которые потом проявились в императоре Петре. Это языческие, мягко говоря, нетрезвые сборища, которые проходили, в том числе, и в Воронеже. Свт. Митрофан был приглашен на одно из таких сборищ, когда императорский дом был украшен языческими идолами, и он не пошел, не убоялся гнева Петра, смерти, остался твердым.

Многие решения, которые принимались в Воронеже в конце XVII-начале XVIII веков, очевидно, наложили большой отпечаток на Петра. Видение святителем по милости Божией будущего России, его мысль, что Санкт-Петербург должен быть построен на Балтике, а не на Азовском море, он сумел заложить в душу юного Петра. И потом, после кончины святителя, Петр 17 лет подбирал такого же мудрого человека, чтобы поставить его Патриархом, выжидал, прежде чем озвучить идею правления церковью Святейшим Синодом, что сделало церковь одной из структур государственной власти.

В более позднее время жизни император окружил себя людьми в священном сане, которым была чужда идея патриархальной России. Во главе церкви стал император, и в зале Святейшего Правительствующего Синода во главе стола стояло пустое кресло для императора. На этом кресле только однажды сидел Петр Великий. И больше ни один из императоров не зашел в зал Святейшего Синода, и ни с кем практически из его членов не общался. От имени церкви со всеми делами к императору обращался светский человек – обер-прокурор Святейшего Синода. История знает, что многие из обер-прокуроров в этот имперский период России были атеистами. И они, по существу, возглавляли церковь, что приводило к плачевным результатам. Святейший Синод, например, сам не мог поставить ни одного епископа, митрополита, без утверждения императора. Это ненормальное положение оставалось до февральской революции 1917 года.

И в советский период такое же положение фактически сохранялось. Номинально Патриарх был, но совет по делам религии, его председатель выполняли роль обер-прокурора. Но я бы сказал, что в советский период церковь была внутренне более свободной. Императоры были верующими людьми, и они чувствовали ответственность за церковь, но тормозили все. Во времена Павла I было подготовлено единение с католической церковью под эгидой папы Римского, и только трагическая гибель императора помешала. В советский период нам не давали причислять к лику святых, но церковь была более свободна в вопросах веры.

- Может вызывать сожаление, что пример самоотверженной жизни свт. Митрофана неизвестен нашему подрастающему поколению. Мы помним примеры из Великой Отечественной войны, когда люди героически закрывали собою амбразуру дзота, жертвуя собою ради других.

- Если говорить о свт. Митрофане, о других святых, то они призывали к добру, правде, любви. Теперь же, к сожалению, в обществе закладываются другие приоритеты. Официально у нас говорят о патриотизме, человеколюбии, но те, кто влияет на умы людей через СМИ, несут другую идеологию: безнравственную, лживую. Сейчас говорится, что лжегероизм – истинный героизм, грех и нравственная распущенность – святое дело. И поэтому было бы замечательно, если в Воронежской области мы смогли бы донесли до подрастающего поколения пример веры и служения своему народу свт. Митрофана. Люди получали бы правильное воспитание. Поэтому мы говорим о том, что необходимо для наших детей изучать в школе культурологический курс «Основы православной культуры», чтобы образование ребенка включало в себя и духовную составляющую.

Есть ли свободное время у митрополита?

- В свободное от Богослужений и дел время Вы любите побыть в одиночестве, полюбоваться природой, посидеть с книгой? Следите ли за публикациями в прессе, программами телевидения?

- Не претендую на то, чтобы моя жизнь являлась для кого-то примером, но я человек церкви, и живу служением ей. С этой мыслью я засыпаю и просыпаюсь. Приходя в епархиальное управление, после приема беру с собой портфель с документами. Просматриваю их до вечера и утром, часа два до завтрака. Прочитываю все бумаги, которые поступают в мой адрес, и старюсь вникнуть в те процессы, которые происходят на территории епархии.

У меня есть еще общецерковное послушание – Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московской Патриархии. Я должен бывать в Москве, встречаться и беседовать с людьми, выступать на телевидении, с докладами – и их надо подготовить. Так что архиерейская жизнь – не сладкая, я вам скажу. По существу, я работаю без выходных. Не удается поехать в лес, на речку, посидеть, отдохнуть, поразмыслить. Читать систематически тоже не получается. Да, прессу я просматриваю, новостные программы. Если мне говорят о книге, что она интересная и важная – стараюсь ее где-то в ночное время прочитать. Это - тяжелый стиль жизни, не призываю никого последовать мне, но по другому себя не мыслю.

- Ваше Высокопреосвященство, что бы Вы пожелали газете Павловского церковного округа «Павловский благовест»?

- Газета – важное дело, нужно, чтобы она была востребованной, желаемой, чтобы нашла своего читателя. Чтобы люди, которые ее читают, находили для себя что-либо интересное, созвучное им.  Важно донести до умов, что Православие – религия радости, и мы не должны унывать. Вера дает нам силы смотреть в будущее с надеждой на помощь Божию и строить какие-то планы. Православие призывает к честности, правде, любви – это основные добродетели, которые должны быть основополагающими в мировоззрении и жизни человека. И если газете удастся языком статей рассказать об этом читателю, дать человеку почувствовать, что то место, которое он занимает в жизни – это его место, и он должен быть доволен тем, что занимает его, постараться улучшить, с Божией помощью, свою жизнь – это будет замечательный результат, который газета достигнет.

- Ваше Высокопреосвященство, спаси Вас Господи за интервью газете «Павловский благовест».

 

Записал И. Животягин